Файл: Министерство образования и науки республики татарстан.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский педагогический колледж»
Предметно-цикловая комиссия дошкольной педагогики и психологии
ПРИЧИНЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
Исполнитель: Гилфанова Зарина Ильшатовна
Студентка 3 курса 331 группы
очной формы обучения по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
Руководитель: Надршина Наиля Мухтасибовна
Казань 2023
Оглавление
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 1
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский педагогический колледж» 1
ПРИЧИНЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1
Курсовая работа 1
Исполнитель: Гилфанова Зарина Ильшатовна 1
Студентка 3 курса 331 группы 1
очной формы обучения по специальности 1
44.02.01 Дошкольное образование 1
Руководитель: Надршина Наиля Мухтасибовна 1
Введение 3
1.1 Понятие и виды агрессивного поведения 6
1.2 Условия развития агрессивного поведения у детей 10
1.3 Роль семьи в агрессивном поведении детей 13
Глава2. Исследование особенностей агрессивных проявлений в дошкольном возрасте 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Качественный и количественный анализ результатов исследования 22
2.3 Рекомендации по преодолению агрессивного поведения 25
Заключение 30
Приложение 1 33
Приложение 2 36
Приложение 3 39
Приложение 37
Введение
Актуальность работы. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и в семье. Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии?
Дошкольный возраст - это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Одной из важных проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного возраста. Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели.
Многочисленные наблюдения показывают, что агрессивное поведение, сложившееся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности.
Агрессивное поведение у ребенка способно значительно ограничивать и даже снизить его активность, а также сформировать у него тревожность и низкую самооценку. При наличии агрессивного поведения у ребенка значительно снижается его способность к продуктивной деятельности и к общению и взаимодействию с другими людьми. Такое поведение отрицательно влияет на развитие личности. Таким образом, агрессивное поведение носит отрицательный характер, как для общества, так и для самого ребенка.
В обыкновенном осознании агрессивное поведение – отклик на нарушение какой-либо деятельности, проектов, планов.
В любом случае, цель такого поведения - устранение перечисленных препятствий. Агрессию могут вызывать оскорбления личностного достоинства, повседневные страдания, прерывание «цикла» получение удовольствия, принуждения и наказания. Таким образом, причиной агрессивного поведения чаще всего являются физические и психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребностей или достижению целей человека. Переживание агрессии характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. Чувство уверенности в себе при агрессии значительно выше, чем при любой другой эмоции.
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста нередко является основанием для беспокойства родителей и педагогов, поводом для обращения к психологам. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные причинам возникновения агрессивного поведения и поиску путей его преодоления.
Особенно актуально изучение проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, поскольку, чем раньше начнется работа по его коррекции, тем выше будет ее эффективность.
Повышенная агрессивность является одной из острейших проблем общества, возникшая в результате социальной напряженности и нестабильности современного общества. В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, Н.Д.Левитон и др. Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, М.И.Лисина. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В.Овчаровой, Е.Лютовой, Г.Мониной.
Проблема исследования: каковы особенности проявления тревоги у детей дошкольного возраста?
Цель исследования: выяснить причины агрессии детей дошкольного возраста, изучить классификацию, способы ее коррекции.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения тревоги у детей дошкольного возраста;
2) подобрать методы диагностики тревоги у детей дошкольного возраста;
3) выявить уровень тревоги у детей дошкольного возраста;
4) проанализировать результаты исследования, касаемые тревоги у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – дошкольники.
Предмет исследования – агрессия у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы специалистами психологических служб на диагностическом этапе консультаций, в психокоррекционной работе, а также составлении индивидуальных планов, направленных на оптимизацию эмоционального состояния детей, испытывающих чувство тревоги.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Глава 1.Теоретические основы проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и виды агрессивного поведения
Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессии, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.
Наиболее часто наблюдаются прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий (позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений (толстуха, дурак, нытик). У некоторых проявляется физическая косвенная и прямая агрессии.
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы. Различаются они по внешним поведенческим проявлениям (частота и степень жестокости действий), психологическим характеристикам (уровень интеллекта и произвольность), уровнем развития игровой деятельности, социальным статусом в группе сверстников.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. В общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы. В качестве средства самоутверждения используются агрессивные действия [24, 38].
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессивную форму поведения как норму при общении со сверстниками. Их агрессивные действия – форма достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются в момент достижения результата, а не в момент проявления агрессии. Вторая группа, в отличии от первой, не стремится привлечь к себе внимание. Среди проявлений форм агрессии, чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. Ориентир делается исключительно на свои желания, эмоции сверстников игнорируются.
В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим. Дети третьей группы в основном используют прямую вербальную и физическую агрессию. Причем действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины, ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену, или столкнуть с лестницы и с удовольствием наблюдать как жертва кричит и плачет. Обычно выбираются более слабые жертвы. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Норма и правила поведения открыто игнорируются. Для детей этой группы особо характерны обида, мстительность [19, 9].
Причины агрессии дошкольников.
На формирование агрессивности у ребенка влияют 4 момента:
1) негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);
2) терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения);
3) суровость дисциплинированных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
4) индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость) [14, 80].
Доминирующей причиной появления агрессивного поведения – отношение родителей к своим детям.
Рекомендации для родителей: значение игры в жизни ребенка велико. Некоторые игры негативно влияют на его психику, вызывают агрессию. Поэтому очень важно правильно выбирать игрушки своим детям и учить в них играть.
Современные дети смотрят телевизор гораздо чаще. Родители, занятые работой и домашними делами, часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Дети до 8 лет подражают действиям других: родители, герои, сверстники. Чрезмерная демонстрация на телевидении сцен насилия не только стимулирует временное ситуативное повышение агрессивности, но и способствует закреплению моделей агрессивного поведения [15, 19].
Таким образом, на агрессивное поведение влияет то, как родители воспитывают, общаются, что покупают и разрешают.
Агрессия аутичных детей.
Самоагрессия. Возникает при ломке привычного стереотипа, например, изменение привычной обстановки в комнате, смене педагога, запрещение обычно дозволенного действия. Возникает самоагрессия чтобы заглушить дискомфорт. В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его – все это лишь усиливает его напряжение и может ужесточить самоагрессию. Вместе с тем, надо ее срочно купировать, т.к. она может быть опасной. Если это возможно, следует просто восстановить измененный стереотип. Однако часто, изменение, которое так не понравилось ребенку бывает вынужденным (заболел педагог, сломалась любимая игрушка). Кроме того, взрослый не всегда может понять, что именно так расстроило ребенка [4, 58].
Наиболее действенным оказывается следующий метод работы: взрослый начинает переживать ребенку, голося вместе с ним, обозначая простыми подходящими словами его состояние (ой-ой-ой, какая беда). В такой ситуации перенасыщения отрицательным эффектом ребенок почти всегда успокаивается [17, 19].