Файл: Социально культурные особенности и проблемы развития общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


От общего уровня культуры напрямую зависит уровень культуры политической, умение адаптироваться в обществе, качество выполнения профессиональных обязанностей.

В области здравоохранения сформировались многоукладность и раздробленность, что ухудшает качество оказываемых медицинских услуг.

Вторая особенность современного здравоохранения -его удорожание. Развитие современных диагностических и лечебных
технологи , с одной стороны, повысило качество диагностики, улучшило результаты лечения, сократило время восстановления утраченного здоровья. А с другой - привели к удорожанию стоимости медицинской помощи на несколько порядков.

Следующая проблема - это дефицит финансирования, т.е. несоответствие реальных потребностей здравоохранения выделяемым финансовым средствам.

Четвёртая - это затратная модели здравоохранения с избыточным коечным фондом. Раньше слабое оснащение здравоохранения, отсутствие эффективных лекарств и передовых технологий компенсировались большим количеством больниц, целой армией ии врачей и сильной поликлиникой. За последние 10 лет профилактическая составляющая здравоохранения ослабла, и из профилактического оно стало лечебным. В итоге сформировалась раздутая коечная сеть и большое количество неэффективно работающих больниц.

Можно также отметить, что в целом взгляд россиян на будущее становится более оптимистичным по сравнению с прошлым десятилетием. Люди больше придают значения не только экономическим и политическим вопросам, но и взаимоотношениям, карьере, здоровому способу жизни. Особенно выразительно стремление к последнему проявляется на фоне проблем алкоголизма и наркомании.

Также на социально - культурное развитие России влияют терроризм, роль олигархов в политической и экономической жизни страны, экологическая ситуация, бюрократизм, наличие экстремистских и фашистках молодёжных группировок.

Обострённые мировоззренческие и социально - культурные проблемы современной России отражаются на состоянии всего ь общества.

Если говорить о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить следующие. Во - первых, это тенденция социального расслоения между поколениями, что отражается на таких социокультурных основаниях как образ и стиль жизни, а также ценностные ориентации. Противоречия межу поколениями ( проблема « отцов и детей»), и прежде всего на психологическом и идеологических уровнях, присуща всем обществам, независимо от территориального, социального и исторического факторов.


Но особенно они обостряются в эпоху перемен, перехода из одной социалиной системы - в другую, когда мировоззрение « отцов», сформировавшееся в старой системе, не может « ужиться» с новой реальностью, ибо обрывается идея преемственности. Поэтому старое и среднее поколение россиян и поколение молодое находятся на разных полюсах отечественной культуры.

Вторая проблема современной отечественной культуры - разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневном социокультурной практике. Динамизм современной жизни вызвали значительное уложение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и культурным ( искусственным) окружением. Это выражается с таких объективных показателях как количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействуя. Кроме того, существенно расширились возможности выбора форм и места проведения доступа, отдыха, удовлетворения интеллектуальных и эстетических интересов.

Но эти возможности часто бывают не реализованы, и прежде всего из -за постоянного удорожания всех видов услуг, в том числе культурного означения - стоимость книг, билетов на концерты, в театры, кинотеатры, а иногда и на выставки произведений изобразительного искусства и т.д. Все это сужает, сокращает реальное потребление современных культурных ценностей.

Но самая большая проблема современной русской культуры - это противостояние так наливаемой « серозней» и « народной» культуры ( прежде всего в сфере художественной культуры) и « массовой культуры». Кстати, для России характерно почти всегда было то обстоятельство, что истинное ( высокохудожественное) искусство - это всегда искусство прошлого, а не настоящего.

Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества.
- Усиливаются процессы размывания духовной самобытности
российской культуры, возрастает опасность её вестернизаций, утрачивается историко - культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привели к унификации обычай, традиций и образа жизни ( особенно городского населения ) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально - культурной идентичностью и разрушение культурной индивидуальности.



-Снижаются показатели духовой жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. Теряют популярность кино ии музыка. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыка, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

-Происходит значительная переориентация общественного сознания - с духовных , гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к « малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивает функции социалой регуляции, общественной консолидации и духовно - нравственного самоопределения человека , приближаясь к состоянию, которые в социологи характеризуется понятием аномии, т.е. безнормыности, десфункциональное. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом
способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведёт к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смысл образующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правого государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры обваляют управленческий диктат, подключают население ( потребителей ) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культуры доцуговых учреждений, за счёт новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработная платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно - доцуговой деятельности, смещение приоратов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнёта, оказалось под гнётом экономическим. Глубокий кризис переживает кино индустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрий. Последствия этого процесса т коммерциализации, масштабы которого ещё трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры.



Заключение:

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается её многосложность и противоречивость.

С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально - культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счёт развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциации. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в културною память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвенною. Востребоется и во многом зановоа осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры - философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Активизация национално- культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства « малой родина», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. Развитие средства массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последние время объекты культуры - научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения, знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры,
то и в обыденной культуре, культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развитьия культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно - исследовательские центры, учреждения культуры , творческие союзы, средства массовой информации.


Во то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.


-Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования в повседневной социокультурной практике.

-В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образе и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.


Таким образом, наблюдаемся сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально - культурой жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности. В настоящее время необходима разработка эффективной государственной социально - культурной политики.

Федеральные целевые программы, действующие на сегодняшний день, слабо проработаны, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в социально - культурной сфере, имеют слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику конкретных регионов и территорий. Дело в том , что в технологии проектирования слишком абстрактная модель ситуации ( и соответствующий радиус проблем) оказывается не всегда оптимальной главное в процесс формирования проекта - изучив конкретное социально -- культурное пространство, где

протекает жизнедеятельность человека, понять те социально и личностно значемиме проблемы, которые, во первых, отражают реальние и непосредственные условия жизнедеятельности человека в социокультурной среде, во - вторых, связаны с неоптимальным уровнем культурного развития личности.