Файл: Урок По ведущей дидактической цели урок изучения нового материала По способу организации деятельности индивидуальногрупповой.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ№ 7 г. Мичуринска Тамбовской области
Технологическая карта урока по биологии,
5 класс
Автор:
Ковалева Галина Евгеньевна-
учитель биологии
Мичуринск 2017
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: Лишайники
Тип урока: урок открытия новых знаний, комбинированный урок
-
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала; -
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой; -
По ведущему методу обучения: проблемно- поисковый.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Предметные
Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.
Метапредметные
Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.
Технологии и техники: Обучение на основе проблемных ситуаций. Проектная деятельность. Использование ИКТ. ТРКМ
-
Ресурсы:-
Учебник Пономарева И. Н. Биология.. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2012; -
Дополнительный текстовый материал; -
Презентация в формате PowerPoint «Лишайники» -
Видеофрагмент о лишайниках, фотографии лишайников и натуральные объекты. -
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79218/?interface=catalog&class=48&subject=29
-
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Лишайник (N 114478) | мультимедийный | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/%5BBIO6_08-55%5D_%5BPF_03%5D.jpg |
2 | Строение лишайника (N 114282) | мультимедийный | Видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e06f-0a01-022a-00ed-d9de614d5da7/%5BBIO6_08-55%5D_%5BMV_01%5D.WMV |
3 | Лишайники, особенности строения, питания и размножения. Разнообразие лишайников (детализированное представление) | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) | Текст, иллюстрации | http://fcior.edu.ru/card/22745/lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizirovannoe.html |
4 | Контроль. Лишайники, особенности строения, питания и размножения. Разнообразие лишайников (детализированное представление) | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) | Интерактивный тест | http://fcior.edu.ru/card/27109/kontrol-lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizir.html |
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | | |||
1. Приветствие. Организационный момент. | Создаёт комфортную ситуацию на уроке. Мобилизация внимания учащихся (раздает фото растений, грибов, разрезанные на части) | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Формируют группы. | | | Формирование умения взаимодействовать со сверстниками, с учителем | | |
2. Актуализация знаний. | Расшифруй головоломку. 1. Из чего состоит тело гриба? 2. Как называют тело водорослей? 3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов? Гриб и водоросль дружно жили. Вместе ели, вместе пили. Чтобы я и дальше рос, Очень важен симбиоз. Работа с ИД | Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы. 1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж 2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг 3. цжщегфукшсимбиозещргаитм | Формирование познавательного интереса к изучению лишайников; мотивирование учащихся на получение новых знаний; формирование потребности и готовности к самообразованию | Формулировать цель и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность | Слушать одноклассников, высказывают своё мнение | Формирование умения применять полученные знания. | За правильный ответ ученик ставит на полях своей тетради 1 б. |
3. Постановка проблемы. | Учитель показывает видеофрагмент и задает вопросы: - Что необычного вы заметили? - Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке? Выбирают лучшую формулировку и вывешивают на доску Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос? Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске) | - Лишайники похожи на растения, но не растения. - Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах. Чем лишайники отличаются от растений? - Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа) - Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа) - Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа) | Формирование познавательного интереса к изучению живой природы; мотивирование на получение новых знаний | Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. | Высказывать свои мысли, предлагать свою гипотезу, аргументировать свою точку зрения, работать самостоятельно и в группе, осуществлять взаимопомощь | Строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, работать с дополнительными источниками информации, ЦОР | |
4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах. | Учитель поясняет задачу каждой группе Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников. Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют. Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком. (Работа с компьютером) Если задания понятны, можно приступать к работе. | Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. Получают рабочие листы и начинают работать. (Тексты см. в приложении) | Мотивирование на получение новых знаний | Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять (в группе) план решения проблемы. | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений. | Взаимопроверка при заполнение рабочих листов, уточняют, дополняют друг друга |
5. Физкультминутка | Мы работаем усердно, Отдохнуть совсем не вредно! 1.Откинуться на спинку стула, вытянуть ноги, отвести руки в стороны и потянуться 2. Стоя, ноги вместе, руки к плечам. Поднять руки вверх и потянуться. 3. Поставить ноги на ширину плеч, отвести руки в стороны. Повороты туловища: 1-2 – вправо, 3-4 – влево. 4. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны: 1 – вправо, правая рука скользит вниз по бедру, левая – вверх по торсу; 2 – и.п.; 3 – влево со сменой движения рук. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжить работу. | | | | | |
6. Обсуждение результатов экспериментов. | Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы) Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта. - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема? Анализ результатов выполнения учащимися заданий | Отчет 1, 2 и 3 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения. Зачитывают выводы Повторяют вопрос и отвечают на него. - Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии). | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности | Умение слушать учителя и одноклассни-ков, задавать и отвечать на вопросы. | Составлять тезисы выступления. Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). | Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). | Проверка заполнения рабочих листов. Устная проверка учителем. Оценивает сообщения |
7. Закрепление знаний. | Интерактивное тестовое задание http://fcior.edu.ru/card/22745/lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizirovannoe.html | Фронтальная работа Выполняют задания | Развивать умение применять полученные знания в практической деятельности | | Структурировать знания, выделять существенную информацию, работать самостоятельно. | | За правильный ответ ученик ставит на полях тетради 1 б. Соотносят свой ответ с ответом на слайде |
7. Рефлексия | Формулирует выводы совместно с учениками. Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным? Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу. Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. Фиксируют выводы Определяют уровень усвоения темы. Заполняют таблицу «Рефлексия» | | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | | Делать выводы, оценивать уровень своего эмоционального состояния | |
8. Домашнее задание | Объясняет сущность домашнего задания. 1 – уровень. учить § 15 , знать общую характеристику лишайников. 2 –уровень. Ответить на вопросы в конце параграфа. 3 – уровень. Написать синквейн. по теме. Объявляет оценки за урок. | Записывают задание в тетрадь. Показывают свои баллы. | | | | | |
Приложение
Приложение
Рабочий лист группы №1 ФИ учащегося_______________________ Дата _______
Строение и питание лишайников.
Цель: изучить ___________________________________________________________
Ход работы:
(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)
1. Прочитайте в учебнике статью § 15 «Строение и питание лишайников» стр. 104 -105
2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: строение» (находится в папке Лишайники»
3 . Рассмотрите рис. в учебнике и подпишите части лишайника
1_________________________
2_________________________
3_________________________
4_________________________
4. Как питаются лишайники? ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В чем роль водоросли? Какую пользу приносит гриб? Какие особенности строения и питания позволяют лишайникам поселяться на камнях, скалах.
Составьте схему «Питание лишайника»
Вывод: лишайники – это ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист группы №2 ФИ учащегося_______________________ Дата _______
Жизненные формы лишайников. Размножение лишайников.
Цель: изучить ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ход работы:
(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)
1. Прочитайте в учебнике статью § 15 «Жизненные формы и размножение лишайников» стр. 103-105
2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: формы» (находится в папке Лишайники»).
3. Рассмотрите фотографии и натуральные лишайники, определите формы слоевищ лишайников. По каким признакам они отличаются?
4. Составьте схему «Жизненные формы лишайников», напишите представителей.
____________________ ________________________ _______________________
_____________________ ________________________ _______________________
5. Как размножаются лишайники?
Размножение лишайников:
____________________________________________________
-
____________________________________________________
Вывод: слоевище лишайников бывает _____ видов ____________________
________________________________________________________________.
Размножаются лишайники с помощью _________________ или _________
_________________________________________________________________
Рабочий лист группы №3 ФИ учащегося_______________________ Дата _______
Значение лишайников в природе и жизни человека.
Цель: выяснить роль ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ход работы:
(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)
1. Прочитайте в учебнике статью § 15 «Значение лишайников» стр. 105
2. Найдите в сети Интернет области применения лишайников, используя ссылки (находятся в папке «Лишайники»). Какую роль играют лишайники в природе? Какие экологические группы лишайников существуют?
Найдите фотографии наиболее распространенных лишайников и сохраните их в папке «Лишайники», подпишите названия файлов биологическими названиями, например, Фисция звездчатая.
3. Подготовьте сообщение об интересных фактах про лишайники.
4. Составьте схему «Значение лишайников», назовите не менее 3-х представителей.
Представители лишайников_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Экологические группы лишайников:
1.________________________обитают на _______________________________________
2. _______________________ обитают на________________________________________
3. _______________________ обитают на _______________________________________
Лишайники
Задание 1. Об организмах какой группы говорят «хаос природы», «нищета растительности», «наземные водоросли»? Ответ:_________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ Почему о них так говорят, как ты думаешь? Ответ: _____________________________________________ ______________________________________________ ____________________________________________________. | |
Рис. «Хаос природы» |
Задание 2. Ответьте на вопрос:
Странное живое существо, ни на что непохожее… Кто такие лишайники — растения, грибы или таинственные животные? Почему ты так считаешь?
Ответ:_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 3. Ответьте на тестовые задания:
1. Тела каких организмов представлены слоевищем? Выберите все верные ответы. А) водоросли Б) грибы В) бактерии Г) лишайники Д) плауны 2. Тип взаимоотношения грибов и водорослей (циановактерий) в лишайнике относится к: А) нейтрализм Б) квартиранство В) симбиоз Г) нахлебничество | |
Рис. Лишайник Лобария ямчатая |
3. Существуют ли съедобные виды лишайников?