Файл: Урок По ведущей дидактической цели урок изучения нового материала По способу организации деятельности индивидуальногрупповой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А) да

Б) нет

В) вопрос еще не изучен, у ученых нет ответа на данный вопрос

Г) лишайники не могут перевариваться в организме человека и в пищу не употребляются
Задание 4. Заполните схему



Задание 5. Установите соответствие между названиями наук и предметом их изучения:

Наука




Предмет изучения

  1. Дендрология




  1. наука о лишайниках

  1. Биология




  1. наука о деревьях

  1. Лихенология




  1. наука о грибах

  1. Фенология




  1. наука о водорослях

  1. Альгология




  1. наука о сезонном развитии растений

  1. Микология




  1. наука о живых организмах, о жизни


Задание 6. Раскрасьте предложенные лишайники во все цвета, какие характерны для лишайников разных видов (белый, розовый, желтый, голубой, серый, черный):


Задание 7. Прочти текст и ответь на вопрос:

Многие кустистые и листоватые лишайники в благоприятных условиях образуют специализированные структуры, состоящие из клеток водорослей, оплетённых гифами гриба:

  • Изидии — это выросты таллома в виде булавки, пуговицы, листочка или мелкой веточки. При воздействии ветра, воды, даже лёгкого прикосновения они отрываются;

  • Соредии образуются внутри лишайника, затем выходят наружу и разрываются, распыляя содержимое, представляющее собой т. н. диаспоры, как правило, объединённые в небольшие пачки, при увеличении проявляются зернистость или мучнистость их поверхности.

И зидии и соредии распространяются с ветром, дождём и животными. При попадании на подходящий субстрат прорастают, давая начало новому лишайнику.

Рис. Соредии у лишайника

Какой тип размножения описан в тексте? Вегетативное или половое?

Ответ: ____________________________________________________________________.

Почему ты так считаешь? Докажи свою точку зрения Я так думаю потому что ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________.

Задание 8. Если бы вы были ученым, открывшим олений мох (ягель), как бы вы его назвали? Почему название «олений мох» не самое правильное и точное название?

Ответ: открытый мной вид организма я бы назвал(ла) _______________________________________

_____________потому что ________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________.



Рис. Ягель (кладония оленья)

Задание 9. Лишайники, произрастающие в районах с суровым климатом не могут поглощать воду в твердой форме (снег), однако, лишайников, произрастающих в таких участках Земли достаточно много. Предложите вашу версию, каким образом приспособились лишайники к существованию в условиях низкой минусовой температуры воздуха и отсутствия атмосферных осадков в виде дождя?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 10. Ответьте на вопрос. На каких видах субстрата могут расти лишайники? Из предложенных вариантов выберите на ваш взгляд верные. Верный, по-вашему, ответ подчеркните. Лишайники могут развиваться на:

камнях, асфальте, земле, деревьях, заборах, скалах, стенах, стекле, песок, снегу, ноге человека.

Благодаря каким особенностям строения и жизнедеятельности лишайник способны выживать в подобных условиях? Ответь.

Ответ: Лишайники способны выживать в различных экстремальных условиях благодаря ___________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Задание 11. Отгадай загадки:



Гриб и водоросль дружно жили.
Вместе ели, вместе пили.
Чтобы я и дальше рос,
Очень важен симбиоз.
Ответ: ________________________







Тундра ягелем богата,
Ест меня олень рогатый
Ответ: ________________________
Я в еловом лесу,
Бородой своей трясу
Ответ: ________________________


Задание 12. Отметьте верные и неверные утверждения о лишайниках. Напротив каждого утверждения поставьте галочку в соответствующей ячейке (да или нет).


Утверждение

Да

Нет

  1. Кустистые лишайники имеют стебли и корни.







  1. Лишайники чувствительны к недостатку влаги







  1. Некоторые лишайники употребляют в пищу







  1. Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами







  1. Лишайников  много в крупных городах







  1. Гриб обеспечивает органическими веществами водоросль







  1. Лишайник - низшее растение







  1. Листоватые лишайники имеют листья







  1. Наука о лишайниках называется лихенология







  1. Способ мониторинга уровня загрязненности среды при помощи лишайников называется лихеноиндикация








Задание 13. Прочитайте высказывание ученого К.А. Тимирязева и предложите свой вариант ответа, о каких организмах говорится в тексте:

«…Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни…»

Ответ: речь в тексте идет о ___________________________________________.

Я так считаю потому что ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.