ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭДА ШИРАНА.
А.М. Мухина
Научный руководитель Н.А. Мирошниченко ст. пр. кафедры философии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
Ярославский Государственный Педагогический Университет им. К.Д. Ушинского
г. Ярославль
Музыка как феномен культуры составляет неотъемлемую часть жизни человека. Ее присутствие в современном мире приобретает особое значение и «звучание». Ежедневная рутина, ставшая одной из сущностных черт постмодернистской культуры, оказывает серьёзное моральное и физическое влияние на людей и направляет их к поиску различных средств психологической поддержки, одним из которых является музыка.
Калейдоскопичность жизни в целом проявляется и в том, что артисты приходят на смену друг другу и в короткий промежуток времени появляются «сверхновые звёзды». Современные технологии позволяют создать композицию буквально из одного звука, из-за чего акцент делается на мелодию, а не на текст, поэтому большинство как русских, так и иноязычных песен получаются бессмысленными.
Но, наряду с «тиражированной» музыкой как проявлением массовой культуры, появляются композиторы, которые вносят в музыку что-то уникальное, не известное и не слышимое ранее, и которые становятся своеобразным камертоном, выразителем духа времени.
Современная музыка как выразитель времени, безусловно, выходит на более глубинные, сущностные основания анализа бытия человека, его онтологических и ценностных оснований.
Одним из выразителей «духа» нашего времени, созвучного с умонастроениями молодого поколения, можно считать британского исполнителя Эда Ширана, история которого – это история превращения "гадкого утенка" в принца, или история американской мечты, только на британский манер.
Рассматривая детские фото и видео Эда, можно увидеть худого, застенчивого, заикающегося рыжеволосого парня в очках. Добавьте к этому тот факт, что с пяти лет парень пел в церковном хоре. «Я был классическим объектом для насмешек", – говорит Ширан, который хорошо знает, что такое буллинг. В 10 лет Ширан начал рьяно читать рэп – в основном Эминема, чтобы тренировать речь и справиться с заиканием. Теперь в интервью Ширан говорит, что Эминем спас его [4].
Секрет успеха музыканта, как он сам считает, в том, что свои недостатки он сумел превратить в преимущества. «Не бойтесь быть собой» - эта мысль звучит во многих его песнях. [4].
Проснулся знаменитым – такого точно никогда не случалось с Эдом Шираном: ему понадобилось как минимум семь лет, чтобы стать мировой знаменитостью и собрать стадион Уэмбли. К 20-ти годам он написал три мини-альбома, и в 2011 году он заключил контракт с лейблом и выпустил дебютную полноформатную пластинку «+», которая возглавила британские чарты [4].
К этому времени музыкант окончательно сформировал свое творческое мировоззрение: Эд Ширан – хороший парень, который поет о любви и дружбе, и всем нравится. Как он сам признавался, одна из целей написания музыки - заставить людей плакать. Он хочет, чтобы при прослушивании люди задумывались над текстом песен, проживали описанные моменты вместе с лирическим героем. Он выбирает путь от простого к сложному: мысли и переживания молодого человека/лирического героя, одного из многих, становятся выражением умонастроения всего поколения. Ширан и есть тот лирический герой в большинстве своих клипов, в которых формируется/форматируется образ «хорошего парня» в спортивной кофте и мешковатых джинсах (например, клипы Perfect и Shape of you) [4].
«Visiting hours»
I wish that heaven Had visiting hours So, I just could show up And bring good news, That she's getting older And I wish that you'd met her, The things that she'll learn from me, I got them all from you. | Жаль, что в раю Нет часов посещений, Чтобы прийти Поделиться хорошими новостями, Что она растёт, Жаль, ты её никогда не увидишь, Всему, чему она научится у меня, Меня учил ты [3]. |
2 марта 2021 года австралийский музыкальный промоутер Майкл Гудински скончался во сне в возрасте 68 лет. Ширан впервые исполнил «Visiting Hours» на похоронах Гудински. Музыкант заявил, что он «закончил писать эту песню, впервые переживая настоящую скорбь …» [6].
Эти слова музыканта отражают переживания, имеющие вневременные глубинные онтологические состояния человека. Певец призывает слушателей задуматься о существовании жизни после смерти, представить возможные варианты существования другого, неизвестного и неизведанного бытия.
Кроме того, в тексте интерпретируются важнейшие в жизни человека ценностные состояния. Прежде всего утверждается ценность семьи как истинная ценность, помогающая человеку в достижении жизненных целей (сожаление о невозможности встречи дочери с его наставником).
Мысли, которые возникают под воздействием текста, обращают нас к вечным и неразрешимым проблемам: что мы знаем о мироздании; каковы границы разума, сознания и бессознательного, возможно, открывающего путь к «часам посещения»?
Аксиологической «экспертизе» можно подвергнуть и следующие слова Ширана из песни «Supermarket flowers»
So, I'll sing, ‘Hallelujah!' You were an angel in the shape of my mum, When I fell down, you'd be there holding me up, Spread your wings as you go, And when God takes you back, we'll say, ‘Hallelujah! You're home.' | Я пропою аллилуйю, Ты была ангелом в облике моей мамы, Когда я оступалась, ты была рядом и поддерживала меня, Расправь крылья, когда уйдёшь от нас, И, когда Господь заберёт тебя назад, мы пропоём: "Аллилуйя! Ты дома" [2]. |
Тема смерти, жизни после смерти, размышления о бытие в целом, - Ширан делится своими переживаниями, связанными с потерей близкого человека. Песня «Supermarket flowers» личная дань уважения его бабушке, написанная с точки зрения его матери [5].
Размышления Ширана заставляют задуматься о том, что внутреннее, экзистенциальное бытие человека в непосредственно настоящем оказывается с необходимостью связано с восприятием смерти не только как с предстоящим концом, но и как с возрождением. Смерть понимается как ценность, которая позволяет переосмыслить содержание самой жизни. При этом смерть не исключает какую-либо дальнейшую перспективу жизни. Жизнь оценивается в аспекте предшествования смерти. Иначе говоря, жизнь истолковывается как ретроспективный аспект осознания смерти.
Эстетический аспект творчества Ширана прослеживается в следующих строках песни «Beautiful people»
L.A. on a Saturday night in the summer, Sundown and they all come out, Lamborghinis and their rented Hummers, The party's on, so they're heading downtown. ('Round here) Everybody's looking for a come up, And they wanna know what you're about, Me in the middle with the one I love and, We're just tryna figure everything out. We don't fit in well 'cause we are just ourselves, I could use some help getting out of this conversation, yeah, You look stunning, dear, so don't ask that question here, This is my only fear: that we become Beautiful people | Лос-Анджелес субботней летней ночью, Солнце скрывается, и появляются они, Их "Ламборджини" и прокатные "Хаммеры", Вечеринка началась, они едут в центр. (Где-то тут) Они ищут новые возможности, Хотят узнать, что ты за птица, А я среди них со своей любимой, Мы пытаемся разобраться, что происходит. Мы не очень вписываемся, потому что мы такие, какие есть, Я был бы не против, если поможешь мне отделаться от этого разговора, Дорогая, ты выглядишь потрясно, даже не спрашивай об этом тут, Я боюсь лишь того, что мы станем Красивыми людьми [1]. |
Beautiful people - это история о паре обычных неидеальных людей с лишним весом и комплексами: во время прогулки на яхте они страдают морской болезнью, во время шумной вечеринки в клубе хотят спать, а на модных показах скучают. Когда Эд писал эту песню, он вспоминал свои школьные годы, свои комплексы, свою внешность, в принципе, свои проблемы, когда ему приходилось испытывать буллинг [4].
Данный отрывок подводит к мыслям об эстетических свойствах реальности и процессе ее освоения по законам красоты, что проявляется в особенностях и оценках восприятия социального бытия. Эд Ширан высказывает своё личное отношение к красоте, проводит её качественную оценку, преодолевая сложившиеся стереотипы, что, безусловно, разделяют его слушатели и что формирует их желание принять точку зрения певца, посмотреть на поднимаемую проблему под другим углом зрения.
Итак, творчество Эда Ширана – прекрасный пример исключения из правил: он выходит за границы искусства, характерного для массовой культуры, с его частой легковесностью, бессодержательностью и лишенностью глубинных ценностных ориентиров. В его песнях мы находим смысл, заставляющий задуматься о многих аспектах человеческой жизни и указывающий на то, что при всей мнимой пустоте современной культуры, можно выделить глубинные человеческие ценности, на которых оно до сих пор основывается.
-
Beautiful people // Лингво-лаборатория «Амальгама»: официальный сайт. URL: https://www.amalgama-lab.com/songs/e/ed_sheeran/beautiful_people.html (дата обращения: 24.10.2021). -
Supermarket flowers // Лингво-лаборатория «Амальгама»: официальный сайт. URL: https://www.amalgama-lab.com/songs/e/ed_sheeran/supermarket_flowers.html (дата обращения: 24.10.2021). -
Visiting hours // Лингво-лаборатория «Амальгама»: официальный сайт. URL: https://www.amalgama-lab.com/songs/e/ed_sheeran/visiting_hours.html (дата обращения: 24.10.2021). -
В чём секрет успеха музыканта Эда Ширана // журнал Vogue: официальный сайт. URL: https://vogue.ua/article/culture/muzyka/v-chem-sekret-uspeha-eda-shirana.html (дата обращения: 24.10.2021). -
Supermarket flowers // Wikipedia: official webpage. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Supermarket_Flowers (дата обращения: 24.10.2021). -
Visiting hours // Wikipedia: official webpage. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Visiting_Hours_(song) (дата обращения: 24.10.2021).