Файл: Справочник понаилучшим доступным технологиям и т с 4 2 0 1 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 щенные мощными глинообрабатывающими и формующими машинами, механизиро- ванными экономичными сушилками и печами. На мелких и средних заводах в России выпускается почти 70 % продукции [1]. В то же время, по данным Ассоциации произво- дителей керамических стеновых изделий (АПКСМ) [2], на предприятиях — членах
АПКСМ производится около 55 % керамического кирпича, выпускаемого в России
1)
(
см. приложение Ж), а по данным Ассоциации производителей керамических материа- лов (АПКМ), на предприятиях — членах АПКМ производится около 40 % керамического кирпича и камня, а также 40 % тонкой керамики
2)
(
см. приложение Е).
Максимальные объемы выпуска кирпича были зафиксированы в 1991 году.
До 2004–2005 годов производство кирпича в России оставалось практически на уровне середины 1990-х, уменьшившись по сравнению с пиковым показателем 1991 года по- чти вдвое. В предкризисные 2006–2008 годы наблюдался заметный рост, однако до сих пор отрасль не оправилась после кризисного падения производства (см. рисунок 1.1).
Несмотря на то, что объемы производства увеличиваются не слишком быстро, проис- ходит внутренняя перестройка отрасли: закрываются старые неэффективные заводы и строятся новые, более мощные.
С 2003 года в России инвесторы начали возводить заводы повышенной мощно- сти — от 100 млн шт. кирпичей. Однако у тенденции к укрупнению производства есть и свои пределы. Средняя мощность самых крупных кирпичных заводов в мире составля- ет около 500 млн шт. условного кирпича в год. Большие мощности обычно избыточны с точки зрения логистики. По мнению российских экспертов [1], 200–300 млн шт. условно- информативная размерность – тонны; нередко при пересчёте, при отсутствии конкретных дан- ных принимают массу условного кирпича равной 2,5 кг.
1)
В состав АПКСМ входят Группа ЛСР, ООО «Винербергер Кирпич», ЗАО «Рязанский кирпичный завод», ЗАО «Норский керамический завод», ОАО «Керма», ОАО «Тульский кир- пичный завод», кирпичный завод «BRAER», ОАО «Славянский кирпич», Объединение строи- тельных материалов и бытовой техники, Железногорский кирпичный завод, ОАО «Рябовский завод керамических изделий», ЗАО ФОН «Ключихинская керамика», ООО «Комбинат Строма»
[2].
2)
В состав АПКМ входят АО «Самарский комбинат керамических материалов», Группа
BRAER,
Фокинский комбинат строительных материалов, ЗАО «Петрокерамика», Березников- ский кирпичный завод, Верхневолжский кирпичный завод, Товарковская керамика, TEREX, ОАО
«Голицынский керамический завод», ОАО «Гжельский кирпичный завод», ОСМиБТ, Керама
Марацци и др.


5 го кирпича в год вполне достаточно, чтобы обеспечить потребности строительного сек- тора и ремонтных работ в окрестностях предприятия радиусом до 400 км.
Следует отметить, что в современных строительных конструкциях практически полностью исключены внешние ограждающие конструкции из сплошной кирпичной кладки, существенно повысились требования к термическому (тепловому) сопротивле- нию стен. Конструкции стен стали многослойными. Это привело к дифференциации требований к материалам, составляющим ограждающую конструкцию. Для внешней кладки ограждающей конструкции важно прежде всего обеспечить соблюдение требо- ваний к безопасности и долговечности. Этим требованиям отвечает кирпич с невысо- ким показателем пустотности (или полнотелый) и высокой морозостойкостью и плотно- стью. Для теплоизолирующего слоя кладки необходимо поддерживать теплотехниче- ские характеристики, обеспечивающие наибольшее термическое сопротивление при наименьшей толщине. Этим требованиям отвечает поризованный кирпич (крупнофор- матный камень) с высоким показателем пустотности и низкой плотностью. К кирпичу, предназначенному для эксплуатации в агрессивной и сильноагрессивной среде, клин- керу для мощения предъявляются повышенные требования. В целом в Российской
Федерации установлены более жесткие требования к свойствам, чем в Европейском союзе (ЕС), что обусловлено его многолетним применением в неблагоприятных клима- тических условиях. На российских предприятиях выпускаются все указанные виды кир- пича и керамического камня; производители стремятся не только удовлетворять, но даже предвосхищать требования потребителей.
Главной особенностью тех изменений, которые происходят в настоящее время на кирпичных заводах в России, является не столько укрупнение производств, сколько внедрение современных технологических процессов, позволяющих выпускать продук- цию, отвечающую современным требованиям, и обеспечивать высокую ресурсоэффек- тивность (в первую очередь энергоэффективность) предприятий [3], [4].
По данным Ассоциации производителей керамических материалов [5], общий объем выпуска керамического кирпича в России на 2014 год составил 7,012 млрд шт. условного кирпича. Динамика производства керамического кирпича на период 2007–
2014 годов показана на рисунке 1.1.

6
Рисунок 1.1 — Производство керамического кирпича в России в 2007–2014 годах
Период спада производства отмечен в 2009 году; отрасль характеризовалась ростом производства в 2010–2012 годах, после чего снова наметился некоторый спад.
В структуре производства керамических стеновых материалов в Российской Фе- дерации в 2014 году основная доля приходится на керамический кирпич рядовой —
56 %, керамический кирпич лицевой составляет 34 %, поризованные блоки — около
10 %, клинкерный кирпич — 0,2 %.
Ведущее место среди производителей керамического кирпича (по всем видам кирпича) в России занимают предприятия Центрального федерального округа
(2218 млн шт. условного кирпича), следующим по вкладу в общий объем производства является Приволжский федеральный округ (1757 млн шт. условного кирпича). Относи- тельный вклад производителей различных субъектов федерации показан на рисун- ке 1.2.


7
Рисунок 1.2 — Распределение производства керамического кирпича и камня по федеральным округам в 2014 году
Характерные черты крупных компаний, производящих керамический кирпич в
Российской Федерации, можно сформулировать следующим образом:
- активная модернизация и внедрение современных технологических процессов ведущими отечественными компаниями и постепенное вытеснение с рынка предприя- тий, использующих производственные линии образца 1970–1980-х годов;
- последовательное повышение энерго- и ресурсоэффективности производства, как в результате проведения модернизации в целом, так и в порядке выполнения тре- бований соответствующих законов, указов и постановлений;
- хорошо налаженная система информационного обмена (в рамках специализи- рованных изданий, а также отраслевых ассоциаций, —таких как Ассоциация произво- дителей керамических материалов и Ассоциация производителей керамических стено- вых материалов);
- взаимодействие компаний, выпускающих материалы, используемые в строи- тельстве, с ведущими строительными ассоциациями, например с Национальным объ- единением строителей (НОСТРОЙ);
- основное технологическое оборудование для производства кирпича в РФ не выпускается; экспериментальная база представлена незначительным числом органи- заций (прежде всего, ВНИИСТРОМ и ЦНИИГеонеруд) и требует укрепления;

8
- отрасль практически полностью зависит от поставок основного технологическо- го оборудования и запчастей к ним из Европы.
Специалисты ряда профильных российских предприятий принимали участие в пилотных проектах, предоставляли данные для проведения сравнительного анализа энергоэффективности и экологической результативности производства, оказывали со- действие разработчикам русских версий международных справочников [6] и нацио- нальных стандартов по наилучшим доступным технологиям [7]. Результаты проектов нашли отражение в разделах 2, 3 и 5.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
28 сентября 2015 г. № 1029, утверждающим критерии отнесения объектов, оказываю- щих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, все предприятия по производству керамического кирпича в России отнесены к объек- там категории I
1)
и, таким образом, будут обязаны получать комплексные экологиче- ские разрешения и подтверждать соответствие технологическим нормативам, установ- ленным на основе НДТ.
1.3
Обзор отрасли: керамическая плитка
Отечественное производство керамической плитки даже в 1970–1980-е годы от- личалось высоким уровнем автоматизации. Большое влияние на процесс развития российского производства керамической плитки оказал экономический кризис
1998 года. Произошло временное сокращение импорта керамической плитки в Россию, а параллельно повысился спрос на отделочную керамику отечественного производ- ства. В то время, на рубеже двух столетий, многие российские предприятия начали се- рьезно расширять производственные мощности и модернизировать производство за счет установки импортного оборудования. В конечном счете это позволило значитель- но расширить номенклатуру и ассортимент продукции, улучшить дизайн выпускаемых керамических изделий и повысить конкурентоспособность предприятий [8].
1)
Критерий отнесения к объектам I категории, установленный данным постановлением, составляет 1 млн изделий в год, т. е., около 2–2,5 тыс. т в год, что значительно ниже объёмов выпуска продукции на самых некрупных предприятиях по производству керамического кирпича, функционирующих в России.
Данный критерий нуждается в уточнении. В качестве критерия для отнесения заводов по производству кирпича к объектам, на которые распространяется дей- ствие НДТ, можно рекомендовать показатель мощности производства 150 тыс.т / год


9
Со временем темпы роста производства начали замедляться, и наименее гибких производителей стали вытеснять с рынка их более развитые в технологическом плане конкуренты. Самые заметные изменения стали происходить в результате выхода на российский рынок крупных международных компаний, которые начали размещать здесь собственные производства. Значительные инвестиции в производственные мощ- ности, управленческий опыт и маркетинговый бюджет международных компаний серь- езно повлияли на ужесточение конкурентных условий в сегменте керамической плитки.
В такой ситуации многим российским производителям, основной стратегией которых на тот момент было наращивание собственных мощностей, пришлось задуматься о стра- тегическом планировании своей деятельности, а также пересмотреть всю логистиче- скую концепцию — от обеспечения производства сырьем до доведения продукции до конечного потребителя [9].
К 2003–2005 годам производство керамической плитки преодолело период стаг- нации и банкротства ряда предприятий, практически полностью перевооружившись [9].
Сократившийся в период кризиса 2008–2009 годов выпуск продукции возрастал до
2013 г. В 2013 году продажи керамической плитки в России достигли 1,6 м
2
на душу населения [10].
Направление развития российского рынка керамической плитки, динамика жи- лищного строительства и строительства нежилых объектов во многом определили направление развития производства керамической плитки в 2013 году. Объем выпуска керамической плитки в России в 2013 году в натуральном выражении составил
166,6 млн м
2
, что на 6,8 % больше показателей предыдущего года. Однако следует учитывать, что в 2012 году темп прироста составил 15 %. Национальное потребление керамической плитки достигло рекордной за все время отметки в 231 млн м
2
, что на
5,7 % больше показателя 2012 года (218,8 млн м
2
).
Тем не менее в 2012 году потреб- ление росло более высокими темпами: темп прироста за этот период составил 15,7 %.
Таким образом, в 2013 году производство росло вдвое медленнее, чем в 2012 году, а потребление — в три раза медленнее, что говорит о явном перенасыщении российско- го рынка керамической плитки [8].
По итогам января — июля 2014 года производство керамической плитки сокра- тилось на 3,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 года [11]. По итогам ян- варя — ноября 2014 года производство составило 151,6 млн м
2
, что на 2 % ниже ана- логичного показателя 2013 года (см. рисунок 1.3) [12]. По мнению экспертов, по итогам
2014 года этот показатель практически не изменился. По другим данным, в 2014 году


10 производство керамической плитки было оценено в 161,4 млн м
2
, потребление — в
206,9 млн м
2
[13].
Лидерами по объему производства плитки являются предприятия Центрального федерального округа, на долю которых приходится около половины от всей плитки, производимой в России; вклад производителей Северо-Западного региона достигает четверти общего объема производства плитки в России. По данным статистики в об- щей структуре отечественного рынка на долю внутренней продукции приходится
65 %
— 80 % [14].
Всего в Российской Федерации насчитывается около 25 основных ведущих ком- паний, которые занимаются производством керамической плитки (фасадной, глазуро- ванной для внутренней отделки, керамогранита и пр.). Некоторая часть предприятий специализируется на выпуске какого-то одного вида плитки, а часть предприятий имеет более широкий ассортимент. Размеры плитки изменяются от нескольких десятков мил- лиметров до 600–1200 мм, толщина составляет от 3 до 15 мм, изделия могут иметь различную плотность. В статистических материалах и маркетинговых исследованиях данные представлены в размерности млн м
2
, которая сохранена в данном разделе, так как позволяет оценить объемы производства в целом и представить региональную структуру выпуска продукции. В разделах справочника, посвященных обсуждению те- кущих уровней потребления ресурсов и эмиссий в ОС, используется более информа- тивная размерность — тонны продукции.

11
Рисунок 1.3 — Производство керамической плитки в России [15], с изменениями
[17]
В заключение следует отметить, что в различных сегментах отечественного рын- ка керамической плитки конкурируют как отечественные, так и иностранные производи- тели, в том числе и те, которые открыли промышленные площадки в нашей стране.
Предприятия активно внедряют современные производственные линии, осваивают но- вые технологии, приглашают зарубежных дизайнеров и технологов. Новое оборудова- ние дает возможность использовать при декорировании плитки методы ротационной
(ротоколор) и цифровой печати, нанесения люстра и благородных металлов. При этом метод шелкографии остаётся достаточно широко распространённым. Современные высокотемпературные печи, применение технологий двойного и одинарного обжига, внедрение систем менеджмента качества и использование компьютерных технологий позволяют выпускать плитку разнообразных форматов и различного назначения. Оте- чественные производители развивают и собственные технологии, которые отвечают особенностям российских климатических условий. Одна из новейших разработок — ке- рамическая плитка, которая выдерживает очень низкие температуры и может приме- няться для облицовки фасадов зданий даже в северных регионах [16].