Файл: Справочник понаилучшим доступным технологиям и т с 4 2 0 1 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Производителей керамической плитки в Российской Федерации можно условно разделить на две составляющие [18]:
- отечественные предприятия (в том числе Группа компаний «КераМир», ОАО
«Волгоградский керамический завод»; ООО «Самарский Стройфарфор», предприятия компании Estima Ceramica, расположенные в Московской и Самарской областях, ОАО
«НЕФРИТ-КЕРАМИКА», ОАО «Кировская керамика», ОАО «Завод керамических изде- лий» (Уралкерамика), ОАО «Стройфарфор» Холдинга UNITILE, ОАО «Сокол», ООО
«Евро-Керамика;
- зарубежные компании, открывшие производство плитки в России (такие как
Kerama Marazzi с предприятиями, функционирующими в г. Орле и в Московской обла- сти, Группа компаний Rovese (п. Фряново и п. Кучино Московской области), Группы компаний Lasselsberger Ceramics, предприятие Холдинга Gruppo Concorde в г. Ступино).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
28 сентября 2015 г. № 1029, утверждающим критерии отнесения объектов, оказываю- щих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, все предприятия по производству керамической плитки в России отнесены к объектам категории I
1)
и, таким образом, будут обязаны получать комплексные экологические разрешения и подтверждать соответствие технологическим нормативам, установлен- ным на основе НДТ.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

1.4
Обзор отрасли: огнеупорные изделия
В настоящее время огнеупорная промышленность России представлена 12 огне- упорными предприятиями и огнеупорными производствами на металлургических ком- бинатах ОАО «ММК» и ОАО «ЧМК». Ситуацию на российском рынке огнеупорных из- делий в целом определяют специализированные огнеупорные заводы, производя
70 %
— 75 % огнеупорных изделий и материалов в стране. В настоящее время в Рос- сийской Федерации можно условно выделить производителей огнеупорной продукции трех уровней по сложности и предлагаемым возможностям. К первой («легкой») группе можно отнести организации, ориентированные на производство одного, как правило менее трудоемкого и в то же время значительно востребованного, продукта. Это могут
1)
Критерий отнесения к объектам I категории, установленный данным постановлением, составляет 1 млн изделий в год, что ниже объёмов выпуска продукции на самых некрупных предприятиях по производству керамической плитки, функционирующих в России.

13 быть разнообразные неформованные огнеупоры, получаемые параллельно основному производству (корундовые массы МКМ-90, выпускаемые на ОАО «РУСАЛ Бокситогор- ский глинозем»), или же специально разработанная технология под один вид продук- ции, которую и продают сами разработчики (теплоплиты «РТПК», доменные массы
«Теплострой» и т. п.) Как правило, одна фирма предлагает один продукт для всех по- требителей; в России таких организаций насчитывается более 50.
Ко второй («средней») группе относятся производители, для которых характерен комплексный подход к выпуску огнеупорной продукции. Если это шамотные или какой- то другой вид изделий, то выпускается весь возможный ассортимент, включая формо- ванные и неформованные огнеупоры (ООО «Морган Термал Керамикс Сухой Лог»,
РХИ «Подольскогнеупор», ОАО «Щербинский завод электроплавленых огнеупоров»,
Богдановичское ОАО «Огнеупоры»); если производство ориентировано на нужды соб- ственного комбината, то выпускаются наиболее дорогостоящие огнеупоры (ЗАО «Ог- неупор» (дочернее общество ОАО «ММК»), «Мечел-материалы» (ОАО «ЧМК»). Здесь наблюдается отход от огнеупоров «общего применения» к специализированной огне- упорной продукции.
К третьей группе («комплексной поставки») можно отнести как отечественных производителей (ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров», ООО «Группа «Магнезит»,
ОАО «Первоуральский динасовый завод» и др.) и предприятия стран СНГ (ОАО «Запо- рожогнеупор», ООО «ГИР-Интернешнл» и др.), так и западных производителей
(Calderys, Cookson, LWB Refractories, Minteq, Morgan Crucible, RHI, Saint-Gobain,
Vesuvius и др.). Предприятия этой группы ориентируются на комплексный подход к по- требителю, а также на то, что заказчик способен комплектовать крупные заказы у себя в течение 3–8, а иногда и более, месяцев (коксовые батареи, конвертеры, воздухона- греватели доменных печей, футеровки доменных печей и т. п.) [19].
Кризис металлургического рынка 2008 года серьезно отразился на огнеупорной отрасли. В настоящее время причинами спада являются конкуренция среди произво- дителей, обладающих избыточными (для металлургии) мощностями, поставка импорт- ных огнеупорных изделий и материалов в Россию (зачастую по демпинговым ценам), снижение объемов потребности в огнеупорных изделиях и материалах металлургиче- скими предприятиями в связи с повышением качества изделий. Сказываются на произ- водстве огнеупоров и новые проблемы российской металлургии, прежде всего меры ряда стран по ограничению российского экспорта металлов. Немалую отрицательную роль для отрасли играет и опережающий рост тарифов российских естественных мо-


14 нополий на энергоресурсы и перевозки. В настоящее время огнеупоры все чаще изго- тавливают на заказ с учетом специфики применения.
Медленное развитие при исчерпывающих мощностях на российском рынке про- изводства огнеупоров не дают предприятиям возможность выйти на внешний рынок.
Для того чтобы конкурировать на внешнем рынке с общемировыми предприятиями, нашим производителям необходимо создавать продукты, которые бы соответствовали высоким стандартам качества. Для этого необходимо не только обновлять существую- щие производственные линейки, но и внедрять новые технологии, которые позволи- ли бы обеспечить выпуск новых видов огнеупорной продукции. В этом контексте следу- ет упомянуть рециклинг огнеупорных материалов, обжиг в контролируемой среде (при производстве, например, карбидкремниевых огнеупоров на нитридной связке), низко- температурную (320 °C — 450 °C) термообработку изделий из огнеупорных бетонов и наиболее перспективное направление — наращивание объемов выпуска безобжиговых огнеупорных изделий и неформованных огнеупоров. В зарубежных странах доля вы- пуска неформованных огнеупоров достигает 50 % — 60 % от всего производства и применения огнеупорных материалов, в России этот показатель к 2015 году составил
25 %
— 30 %.
Изменение конъюнктуры рынков продукции отраслей-потребителей сказывается на объемах производства и поставок огнеупоров. Снижение объемов производства в этих отраслях влечет за собой снижение объемов потребления огнеупорных материа- лов. Распределение рынков определяется размещением потребляющих отраслей.
Кроме того, на распределение рынков влияет уровень модернизации производствен- ных процессов в этих отраслях. В черной металлургии все еще имеются значительные колебания объемов потребления огнеупоров в зависимости от региона, максимальная величина удельного потребления для российского рынка достигает почти 25 кг/т стали
[20].
В то же время существуют производства с удельным потреблением огнеупоров порядка 9 кг/т стали, средняя величина удельного потребления по стране к 2015 году составляет 11–13 кг/т стали.
Распределение предприятий по производству огнеупоров по федеральным окру- гам и областям по состоянию на 2008 год приведено в таблице 1.1. Как следует из представленных данных, 70 % всей огнеупорной промышленности России сосредото- чено в Уральском федеральном округе.

15
Таблица 1.1 — Производство огнеупоров в России по федеральным округам и областям по [21]
Федеральный округ
Область
Доля выпуска, %
Уральский
Челябинская
36,4
Свердловская
33,6
Центральный
Воронежская
8,9
Тульская
3,0
Московская
1,8
Северо-Западный
Новгородская
12,1
Приволжский
Оренбургская
2,4
Сибирский
Кемеровская
1,2
Новосибирская
0,3
Дальневосточный
Хабаровский край
0,3
Следует отметить тенденцию к передислокации производственных мощностей из стран Евросоюза, Японии, Южной Кореи и США в страны с более низкими затратами на производство. Крупные холдинговые структуры (например, RHI), потеряв рынок СНГ при поставке огнеупорных изделий из Европы, начали активно продвигать аналогичные продукты, производимые в КНР. На рынке СНГ появились или высказывают намерения в создании производств ведущие европейские и азиатские корпорации [22].
Крупнейшими производителями огнеупоров являются компании RHI, Cookson,
Saint-Gobain, LWB Refractories, Minteq, MorganCrucible, Vesuvius.
Они представляют со- бой консолидированные корпорации, располагающие рядом производственных мощно- стей в разных европейских странах [23].
В последние годы также наблюдается тенденция слияний различных производи- телей огнеупорной продукции с образованием крупных корпораций с весомой долей на рынке (данные приведены по состоянию на 2013 год, см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2 — Основные огнеупорные предприятия, действующие на российском рынке по [24]
Наименование организации
Страна
ООО «Группа «Магнезит»
Россия
ОАО «Огнеупоры» (г. Богданович)
Россия
ОАО «Первоуральский динасовый завод»
Россия
ОАО «БКО»
Россия
ОАО «Семилукский огнеупорный завод»
Россия


16
Наименование организации
Страна
ОАО «Сухоложский огнеупорный завод»
Россия
ООО «ГИР-Интернешнл»
Украина
ОАО «Запорожогнеупор»
Украина
ОАО «Часовоярский огнеупорный комбинат»
Украина
Mayerton Group
Великобритания
RHI Refractories
Австрия
VesuviusPremir
США
Calderys
Германия
Magnesita Refratarios SA
Бразилия
Krosaki Harima
Япония
Ведущие производители огнеупоров уделяют серьезное внимание техническому переоснащению, выводят из пользования физически и морально устаревшее оборудо- вание. Приоритет здесь принадлежит ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров», ООО
«Группа «Магнезит», АО «Динур», которые оснащаются современным дробильным и помольным оборудованием, смесителями «Erich», прессами «Zaies», «Sacmi» усилием до 2500 т, гидростатическими прессами. В ООО «Группа «Магнезит» производство но- вой продукции составляет четверть общего объема производства. Но темпы развития отрасли еще не достаточно велики, что приводит к потере рыночных позиций россий- скими предприятиями.
Крупнейшим российским производителем и поставщиком огнеупоров на отече- ственный рынок является ООО «Группа «Магнезит». Предприятие производит порядка
40 % всех огнеупоров в России. Его доля в физическом объеме продаж на внутреннем рынке, хотя и несколько ниже, чем в объеме производства (поскольку предприятие часть продукции поставляет на экспорт), составляет около 17 %. Удельный вес второго по значению поставщика огнеупоров на российский рынок — Боровичского комбина- та — составляет 14,3 %. Крупными поставщиками товарных огнеупоров на внутренний рынок являются: Богдановичское ОАО «Огнеупоры», «Динур», «Подольскогнеупор»,
Семилукский огнеупорный завод. Производство огнеупорных изделий по годам за пе- риод 2008–2014 годов отражено на рисунке 1.4 по [25].

17
Рисунок 1.4 — Производство огнеупорных изделий в Российской Федерации за
2008
–2014 годы (по данным ассоциации производителей огнеупоров
«Огнеупорпром»)
Как черная, так и цветная металлургия являются стратегическими отраслями —
потребителями огнеупорной продукции, где намечена положительная динамика разви- тия. По темпам роста более перспективной оказывается промышленность производ- ства строительных материалов, в частности: керамики, цемента и стекла.
Результаты анализа потребления огнеупоров в наиболее перспективных отрас- лях промышленности и доли различных огнеупоров в каждой области представлены на рисунке 1.5. В 2011 году мировой рынок магнезиальных огнеупоров оценивался в
4,6 млн т, где наибольшая доля потребления магнезиальных огнеупоров приходилась на производство стали и цемента.


18
Рисунок 1.5 — Развитие основных отраслей — потребителей огнеупоров в
Российской Федерации
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
28 сентября 2015 г. № 1029, утверждающим критерии отнесения объектов, оказываю- щих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, предприятия по производству огнеупорных керамических изделий с проектной мощно- стью 1 млн шт. в год и более отнесены к объектам категории I и, таким образом, будут обязаны получать комплексные экологические разрешения и подтверждать соответ- ствие технологическим нормативам, установленным на основе НДТ.
1.5
Обзор отрасли: санитарно-технические изделия
В начале 90-х годов в России ежегодно производилось 6,5–7 млн шт. санитарно- технических изделий в год. Но с 1992 года производство стало сокращаться, и к
1996 году объем выпуска упал вдвое.
В середине 1990-х годов многим предприятиям отрасли удалось провести мо- дернизацию производства, внедрить современные технологические процессы и уста- новить новое оборудование, что позволило расширить ассортимент и увеличить объе- мы выпуска продукции. Переломным моментом для роста отечественного производ- ства сантехники из керамики послужил 1998 год и девальвация рубля. Отечественные санитарно-технические изделия после девальвации рубля стали значительно (практи-

19 чески вдвое) дешевле импортных, при этом не уступая по внешнему виду и эксплуата- ционным характеристикам, что способствовало укреплению конкурентоспособности подотрасли. В 1999 году выпуск санитарных керамических изделий увеличился на 24 %
(по сравнению с предыдущим годом), а в 2000 году — еще на 10 % [26], [27]. Данные о темпах развития производства санитарно-технических изделий в России в 2005–
2011 годах приведены на рисунке 1.6.
Рисунок 1.6 — Производство санитарно-технических изделий из керамики в
России в 2005–2011 годах
В 2012 году прирост производства сантехники из керамики составил 1,5 %.
За первое полугодие 2013 года было произведено на 8,1 % больше, чем за аналогич- ный период 2012 года. По оценкам маркетингового агентства Discovery Research Group
[28], объем рынка санитарно-технических изделий в России в 2013 году составил
6,5 млрд долл. США (более 200 млрд руб. в ценах 2013 года).
На раковины, унитазы и биде приходится 35 % объема рынка санитарно- технических изделий в целом. В структуре подсегмента санитарно-фаянсовых изделий унитазы занимают около 60 %, раковины — примерно 35 %, биде, писсуары и прочие изделия — до 5 %. В 2013 году было произведено 13 млн шт. санитарно-технических изделий из керамики.
На российском рынке санитарно-технических изделий из керамики импортная продукция занимает треть рынка. Большая часть иностранной сантехники поступает на