Файл: Понятие, структура и сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства, не входящие в какой-либо бюджет.
Также при этой системе собираются статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.
2.2. Источники формирования денежных средств Пенсионного фонда
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
5
Средства ПФР формируются за счет:
-страховых взносов работодателей;
-страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
-страховых взносов иных категорий работающих граждан;
-ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
-добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Расходы на пенсионное обеспечение - это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. В нашей стране насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.
Федеральный закон от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 29.12.2015 г.) настоящий федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Основной источник доходов фонда - это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы.
В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.
Основными целями пенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются следующие: обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода; поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов; совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов; усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных; повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.
С созданием Пенсионного Фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Источниками формирования денежных средств Пенсионного Фонда являются следующие доходы: Налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уплаченного (взысканного) за налоговые периоды до 1 января 2011 года, по нормативу 60%; Неналоговые доходы:
1.Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (до 2010 года ЕСН) Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ(ред. от 29.12.2014 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"";
2.Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФ РФ;
3.Взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
4.Недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФ РФ;
5.Доходы от размещения средств ПФ РФ;
6.Штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
7.Безвозмездные поступления;
8.Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФ РФ: на покрытие дефицита бюджета;
9.Безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
10.Взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;
11.Недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в ПФ РФ;
Федеральный закон от 01.04.1996 (ред. от 01.12.2014 г.) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указывает, что с 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - так называемая «новая пенсионная формула».
Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную. Федеральный закон от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»( ред. от 29.12.2015 г.) указывает, что для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. 6
Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. «О накопительной пенсии» в результате подведения итогов пенсионной реформы, государство решило судьбу накопительной части пенсии следующим образом. В конце 2013 года был принят закон, выделивший накопительную часть из общего состава пенсионной выплаты. С 2014 года это считается отдельная - накопительная пенсия. Поменялись и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости.
Таким образом, мы узнали, что источники формирования денежных средств являются страховые взносы работодателей и граждан, а также мы узнали о страховой и накопительной пенсиях.
2.3. Направления и порядок использования средств фонда
Согласно ст.147 Бюджетного Кодекса РФ «Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов» (ред. от 15.02.2016г.) - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Средства Пенсионного фонда направляются на выплату: государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца; пенсий по инвалидности; пенсий военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС; также в бюджете на каждый год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.
Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке.
Особый интерес к формированию и исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ последних лет объясняется также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже принятых и готовящихся нормативных актов. В Российской Федерации действует Программа государственного финансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть - государство.
Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"(ред. 04.11.2014, с изм. и доп., вступил в силу 01.01.2015). В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и Федеральный закон от 01.12.2014 N 385-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусматривают прогнозируемый общий объем доходов и расходов бюджета, объем дефицита Пенсионного фонда.
Также при этой системе собираются статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.
2.2. Источники формирования денежных средств Пенсионного фонда
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
5
Средства ПФР формируются за счет:
-страховых взносов работодателей;
-страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
-страховых взносов иных категорий работающих граждан;
-ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
-добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Расходы на пенсионное обеспечение - это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. В нашей стране насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.
Федеральный закон от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 29.12.2015 г.) настоящий федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Основной источник доходов фонда - это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы.
В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.
Основными целями пенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются следующие: обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода; поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов; совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов; усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных; повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.
С созданием Пенсионного Фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Источниками формирования денежных средств Пенсионного Фонда являются следующие доходы: Налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уплаченного (взысканного) за налоговые периоды до 1 января 2011 года, по нормативу 60%; Неналоговые доходы:
1.Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (до 2010 года ЕСН) Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ(ред. от 29.12.2014 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"";
2.Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФ РФ;
3.Взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
4.Недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФ РФ;
5.Доходы от размещения средств ПФ РФ;
6.Штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
7.Безвозмездные поступления;
8.Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФ РФ: на покрытие дефицита бюджета;
9.Безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
10.Взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;
11.Недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в ПФ РФ;
Федеральный закон от 01.04.1996 (ред. от 01.12.2014 г.) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указывает, что с 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - так называемая «новая пенсионная формула».
Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную. Федеральный закон от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»( ред. от 29.12.2015 г.) указывает, что для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. 6
Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. «О накопительной пенсии» в результате подведения итогов пенсионной реформы, государство решило судьбу накопительной части пенсии следующим образом. В конце 2013 года был принят закон, выделивший накопительную часть из общего состава пенсионной выплаты. С 2014 года это считается отдельная - накопительная пенсия. Поменялись и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости.
Таким образом, мы узнали, что источники формирования денежных средств являются страховые взносы работодателей и граждан, а также мы узнали о страховой и накопительной пенсиях.
2.3. Направления и порядок использования средств фонда
Согласно ст.147 Бюджетного Кодекса РФ «Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов» (ред. от 15.02.2016г.) - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Средства Пенсионного фонда направляются на выплату: государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца; пенсий по инвалидности; пенсий военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС; также в бюджете на каждый год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.
Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке.
Особый интерес к формированию и исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ последних лет объясняется также рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже принятых и готовящихся нормативных актов. В Российской Федерации действует Программа государственного финансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть - государство.
Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"(ред. 04.11.2014, с изм. и доп., вступил в силу 01.01.2015). В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и Федеральный закон от 01.12.2014 N 385-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусматривают прогнозируемый общий объем доходов и расходов бюджета, объем дефицита Пенсионного фонда.