ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Естественнонаучной направленности
«Занимательная физика»
Возраст учащихся: 8 -12 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Программа «Занимательная физика» реализуется в соответствии с естественно- научной направленностью дополнительного образования. Ориентирована на активное приобщение детей к познанию окружающего мира постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации, в том числе электронными.
Новизна и отличительные особенности Кружок «Занимательная физика» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности.
Актуальность. В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребёнок мог целенаправленно развивать свои умственные, творческие способности, формировать активную жизненную позицию, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Цель программы: углубить и расширить знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».
Задачи программы:
-
формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы. -
развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся. -
формировать умения работать с оборудованием.
-
формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности. -
развитие познавательных процессов и мыслительных операций; -
формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя; -
формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль; -
развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;
Возраст и особенности учащихся. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе занятия рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.
Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.
Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год обучения.
Количество занятий в неделю – 1 час. Программный материал рассчитан:
-
На теоретические занятия (семинары, беседы, викторины) -
Практические работы (опыты, эксперименты)
Формы работы:
подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные
-
игры; -
упражнения; -
самостоятельная деятельность детей;
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенного режима занятий, например:
-
Разминка. -
Основное содержание занятия – изучение нового материала. -
Физкультминутка. -
Занимательные опыты -
Рефлексия.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-
занимательность; -
научность; -
сознательность и активность; -
наглядность; -
доступность; -
связь теории с практикой; -
индивидуальный подход к учащимся; -
преемственность.
Для занятий у ребёнка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, отпечатанный материал занятия.
В начале каждого занятия- « Разминка» (3-5 мин.) это может быть загадки, ребусы, кроссворды касающиеся теме занятия.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Затем идет переход к теме занятия, выяснение, что знают уже учащиеся и чего бы им хотелось нового узнать. Разбор материала.
-В течение следующих 3-4 минут- « Подарок»-физкультминутка, которую по очереди готовит каждый ребёнок. Это может быть игра, которую он проведёт с другими, исполнение песни или танца, комплекса упражнений для других ребят и т.д.
Физкультминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Оставшиеся 20-25 минут опыты, совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация.
Следующий этап закрепление знаний он реализуется через выполнение различных занимательных опытов, как совместных так и индивидуальных. Опыты подбираются в соответствии с возрастом.
Занимательные опыты повышают познавательную деятельность. Формируют умения грамотно излагать свои мысли, работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.
-В конце занятия – цветовая рефлексия, оценка занятия. Дети в тетради рисуют цветок, листок ( любую фигуру) в соответствии с результатом:
зелёный - получилось всё отлично;
- всё хорошо; только часть выполнена так, как хотелось,
красный - не получилось так, как хотелось.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Метапредметные результаты
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
Сформировать у учащихся понимания всеобщей связи явлений природы.
Научить:
Формулировать предмет, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу.
Находить и анализировать информацию о том, что известно об исследуемом явлении.
Проводить опыты и эксперименты.
Соблюдать правила личной и общественной техники безопасности; безопасности при проведении практических работ (экспериментов,
Учебный план.
№п/п | Наименование разделов и тем | Всегочасов | В том числе | Форма аттестации/ контроля | |
теоретич еских | практи ческих | |
| Состояние вещества. | | 7 | 3 | | ||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Правила по ТБ. Урок знакомства | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
2 | Состояние вещества | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
3 | Изучение свойств жидкости | 1 | | 1 | | ||||||||||||||||||||||||
4 | Замерзание воды уникальное свойство. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
5 | Вода - растворитель | 1 | | 1 | опыт | ||||||||||||||||||||||||
6 | Очистка воды фильтрованием. Изготовление фильтра для воды | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
7 | Воздух. Свойства воздуха. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
8 | Что происходит с воздухом при его нагревании. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
9 | Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
10 | Урок обобщение. Игра. | 1 | | 1 | | ||||||||||||||||||||||||
Теплота основа жизни | 2 | 1 | | ||||||||||||||||||||||||||
11 | Что холоднее? | 1 | | 1 | опыт | ||||||||||||||||||||||||
12 | Изоляция тепла. Шуба греет!? | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
13 | Термос | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
Свойства жидкости. | 3 | 1 | | ||||||||||||||||||||||||||
14 | Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
15 | Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими? | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
16 | Почему одни тела тонут, а другие нет? | 1 | | 1 | опыт | ||||||||||||||||||||||||
17 | Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
Давление воздуха | 2 | 1 | | ||||||||||||||||||||||||||
18 | Атмосфера. Атмосферное давление | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
19 | Зависимость атмосферного давления от высоты. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
20 | Влияние атмосферного давления на живые организмы | 1 | | 1 | Устный опрос | ||||||||||||||||||||||||
Звук вокруг нас. | 3 | | | ||||||||||||||||||||||||||
21 | Источники звуков. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
22 | Причина возникновения звуков | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
23 | Компас. Принцип работы. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
Магнитизм | 3 | 1 | | ||||||||||||||||||||||||||
24 | Магнит. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
25 | Магнитная руда. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
26 | Магнитное поле Земли | | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
27 | Урок игра. | 1 | | 1 | Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||||||
Электростатика. | | 3 | 1 | | |||||||||||||||||||||||||
28 | Электричество на расческах. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
29 | Осторожно статическое электричество. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
30 | Электричество в игрушках | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
31 | Урок-игра | 1 | | 1 | | ||||||||||||||||||||||||
Свет | 3 | 2 | | ||||||||||||||||||||||||||
32 | Солнечные зайчики | 1 | 1 | | |||||||||||||||||||||||||
33 | Цвета компакт диска. Мыльный спектр | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
34 | Радуга в природе. | 1 | 1 | | | ||||||||||||||||||||||||
35 | Складываем цвета. | 1 | | 1 | | ||||||||||||||||||||||||
36 | Заключительный урок. Урок игра «Самый умный» . | | | 1 | тестирование | ||||||||||||||||||||||||
итого | | 36 | 26 | 10 | |
Содержание программы.
Тема №1 « Введение». Дети приходят в кабинет. Рассказываю об особенностях кабинета. Объясняю технику безопасности. Показываю опыты. Рассказываю в общих чертах, чем мы будем заниматься.
Тема №2 «Состояние вещества». 3 бутылочки попробуем сжать каждую из них, что получилось, в каком состоянии находятся вещества. Рассказ учителя о строении вещества. Демонстрация опытов.
Тема № 3 «Изучение свойств жидкости». Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.
Тема №4 «Замерзание воды уникальное свойство». Рассматриваем как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.
Тема №5 «Вода растворитель». Опыты на растворимость. В воде растворяем соль, краски, песок .Наблюдаем за растворимостью. Заносим данные в таблицу. Делаем выводы.
Тема №6 «Очистка воды фильтрованием. Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.
Тема №7 «Воздух. Свойства воздуха». Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.
Тема №8 «Что происходит с воздухом при его нагревании». Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы.
Тема №9 «Свойства твердых тел. Изменение объемов тела». Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании. Делаем выводы. Выполняем зарисовки в тетради.
Тема №10 Группа делится на две команды выбирает название команды из предложенных. Игра проводится в 3 этапа. 1 – разминка (загадки). 2- объясни опыт, 3 - разгадай ребус. Итог урока каждая команда изготавливает коллаж по теме «Строение вещества».
Тема 11 «Что холоднее?» Демонстрируется фокус с монеткой учащимся предлагается разгадать его. В игровой форме завязываем детям глаза и на ощупь они определяют из какого материала изготовлена деталь. Учитель объясняет, что понятие тепло относительно. В зависимости от личных ощущении. Для более конкретного понятия было введено понятие температура и градусник. История создания градусника.