Файл: Программа Занимательная физика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Естественнонаучной  направленности

«Занимательная физика»

Возраст учащихся: 8 -12 лет

Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

Программа «Занимательная физика» реализуется в соответствии с естественно- научной направленностью дополнительного образования. Ориентирована на активное приобщение детей к познанию окружающего мира постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации, в том числе электронными.

Новизна и отличительные особенности Кружок «Занимательная физика» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности.

Актуальность. В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребёнок мог целенаправленно развивать свои умственные, творческие способности, формировать активную жизненную позицию, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Цель программы: углубить и расширить знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».

Задачи программы:

  • формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.

  • развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

  • формировать умения работать с оборудованием.

  • формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.

  • развитие познавательных процессов и мыслительных операций;

  • формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;

  • формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;

  • развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;


Возраст и особенности учащихся. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе занятия рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.

Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.

Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год обучения.

Количество занятий в неделю – 1 час. Программный материал рассчитан:

  • На теоретические занятия (семинары, беседы, викторины)

  • Практические работы (опыты, эксперименты)


Формы работы:

подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные

  • игры;

  • упражнения;

  • самостоятельная деятельность детей;

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенного режима занятий, например:

  • Разминка.

  • Основное содержание занятия – изучение нового материала.

  • Физкультминутка.

  • Занимательные опыты

  • Рефлексия.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся;

  • преемственность.


Для занятий у ребёнка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, отпечатанный материал занятия.

В начале каждого занятия- « Разминка» (3-5 мин.) это может быть загадки, ребусы, кроссворды касающиеся теме занятия.

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Затем идет переход к теме занятия, выяснение, что знают уже учащиеся и чего бы им хотелось нового узнать. Разбор материала.

-В течение следующих 3-4 минут- « Подарок»-физкультминутка, которую по очереди готовит каждый ребёнок. Это может быть игра, которую он проведёт с другими, исполнение песни или танца, комплекса упражнений для других ребят и т.д.

Физкультминутка  позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Оставшиеся 20-25 минут опыты, совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация.

Следующий этап закрепление знаний он реализуется через выполнение различных занимательных опытов, как совместных так и индивидуальных. Опыты подбираются в соответствии с возрастом.

Занимательные опыты повышают познавательную деятельность. Формируют умения грамотно излагать свои мысли, работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий.

Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.

-В конце занятия – цветовая рефлексия, оценка занятия. Дети в тетради рисуют цветок, листок ( любую фигуру) в соответствии с результатом:

зелёный - получилось всё отлично;

- всё хорошо; только часть выполнена так, как хотелось,

красный - не получилось так, как хотелось.
Планируемые результаты.

Личностные результаты:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;


Метапредметные результаты

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты


Сформировать у учащихся понимания всеобщей связи явлений природы.

Научить:

Формулировать предмет, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу.

Находить и анализировать информацию о том, что известно об исследуемом явлении.

Проводить опыты и эксперименты.

Соблюдать правила личной и общественной техники безопасности; безопасности при проведении практических работ (экспериментов,


Учебный план.

п/п

Наименование разделов и тем

Всегочасов

В том числе

Форма аттестации/

контроля

теоретич

еских

практи

ческих









Состояние вещества.




7

3




1

Введение. Правила по ТБ. Урок знакомства

1

1







2

Состояние вещества

1

1







3

Изучение свойств жидкости

1




1




4

Замерзание воды уникальное свойство.

1

1







5

Вода - растворитель

1




1

опыт

6

Очистка воды фильтрованием. Изготовление фильтра для воды

1

1







7

Воздух. Свойства воздуха.

1

1







8

Что происходит с воздухом при его нагревании.

1

1







9

Свойства твердых тел. Изменение объемов тела.

1

1







10

Урок обобщение. Игра.

1




1




Теплота основа жизни

2

1




11

Что холоднее?

1




1

опыт

12

Изоляция тепла. Шуба греет!?

1

1







13

Термос

1

1







Свойства жидкости.

3

1




14

Как зависит объем вытесненной воды от формы тела.

1

1







15

Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими?

1

1







16

Почему одни тела тонут, а другие нет?

1




1

опыт

17

Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена.

1

1







Давление воздуха

2

1




18

Атмосфера. Атмосферное давление

1

1







19

Зависимость атмосферного давления от высоты.

1

1







20

Влияние атмосферного давления на живые организмы

1




1

Устный опрос

Звук вокруг нас.

3







21

Источники звуков.

1

1







22

Причина возникновения звуков

1

1







23

Компас. Принцип работы.

1

1







Магнитизм

3

1




24

Магнит.

1

1







25

Магнитная руда.

1

1







26

Магнитное поле Земли




1







27

Урок игра.

1




1

Самостоятельная работа

Электростатика.




3

1




28

Электричество на расческах.

1

1







29

Осторожно статическое электричество.

1

1







30

Электричество в игрушках

1

1







31

Урок-игра

1




1




Свет

3

2




32

Солнечные зайчики

1

1




33

Цвета компакт диска. Мыльный спектр

1

1







34

Радуга в природе.

1

1







35

Складываем цвета.


1




1




36

Заключительный урок.

Урок игра «Самый умный» .







1

тестирование

итого




36

26

10






Содержание программы.

Тема №1 « Введение». Дети приходят в кабинет. Рассказываю об особенностях кабинета. Объясняю технику безопасности. Показываю опыты. Рассказываю в общих чертах, чем мы будем заниматься.

Тема №2 «Состояние вещества». 3 бутылочки попробуем сжать каждую из них, что получилось, в каком состоянии находятся вещества. Рассказ учителя о строении вещества. Демонстрация опытов.

Тема № 3 «Изучение свойств жидкости». Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.

Тема №4 «Замерзание воды уникальное свойство». Рассматриваем как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.

Тема №5 «Вода растворитель». Опыты на растворимость. В воде растворяем соль, краски, песок .Наблюдаем за растворимостью. Заносим данные в таблицу. Делаем выводы.

Тема №6 «Очистка воды фильтрованием. Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.

Тема №7 «Воздух. Свойства воздуха». Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.

Тема №8 «Что происходит с воздухом при его нагревании». Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы.

Тема №9 «Свойства твердых тел. Изменение объемов тела». Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании. Делаем выводы. Выполняем зарисовки в тетради.

Тема №10 Группа делится на две команды выбирает название команды из предложенных. Игра проводится в 3 этапа. 1 – разминка (загадки). 2- объясни опыт, 3 - разгадай ребус. Итог урока каждая команда изготавливает коллаж по теме «Строение вещества».

Тема 11 «Что холоднее?» Демонстрируется фокус с монеткой учащимся предлагается разгадать его. В игровой форме завязываем детям глаза и на ощупь они определяют из какого материала изготовлена деталь. Учитель объясняет, что понятие тепло относительно. В зависимости от личных ощущении. Для более конкретного понятия было введено понятие температура и градусник. История создания градусника.