Файл: Эстетическая и художественная культура важнейшие составляющие духовного облика человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Прогресс человечества во всех сферах жизни, наиболее действенные проявления творческой энергии и инициативы людей, ярко представленные в различных достижениях мировой культуры, закономерно связаны с уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человек реагировать на красоту и творить по законам красоты.
Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика человека. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллект, творческая направленность стремлений и деятельности, особая духовность отношения к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому ощущению, переживанию человечество вряд ли могло бы реализовать себя в таком разностороннем, богатом и прекрасном мире второй природы, то есть культуры. Однако их формирование - результат целенаправленного воздействия, то есть эстетического воспитания.
Художественная культура личности выступает в качестве важного фактора в организации и самом процессе материально-трансформирующей деятельности во всей трудовой практике. Ее ориентация на творчество, на достижение художественной и образной выразительности создаваемых предметов, на мастерство и мастерство в прошлом позволяла лучшим представителям создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.
Эта модель с хорошо известной поправкой на массовость производства, углубление разделения труда и специализации актуальна и сегодня.
Мастерство, артистическое чутье, ловкость и вдохновение позволяют современным рядовым работникам часто достигать замечательных результатов, что дает основание квалифицировать их работу как деятельность, соответствующую законам красоты.
Все сказанное выше о художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности ее целенаправленного формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.
Художественная культура как особая область культуры
Художественная культура - это разновидность культуры общества, состоящая в образном и творческом воспроизведении природы, общества и жизни людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.
Это включает в себя:
-
Функционирование специализированного художественного творчества - искусства; -
Народная художественная культура; -
Массовая культура - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для широких масс людей и потребление его продукта на основе спроса и предложения; -
Элитная художественная культура; -
Художественные субкультуры регионов; -
Профессиональные ассоциации, молодежь и др.; -
Художественные и эстетические аспекты экономической, политической, правовой и другой деятельности.
Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Формирование и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под влиянием демографических, социальных, социально-психологических и других факторов. В нем задействованы механизмы как спонтанного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.
В случае целенаправленного воздействия на личность с учетом всех других условий и факторов организации и содержания эстетического воспитания в принципе можно достичь высокой степени сформированности всех элементов, составляющих эстетическую культуру.
Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальными, духовными и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, что один только чисто материальный, другой только чисто духовный, третий не материальный и не духовный. Нет сомнений в том, что продукты духовной деятельности необходимо материализовать - иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что духовные цели, планы, модели воплощаются в материальной деятельности. Что касается художественного творчества, то духовное и материальное оно проникает одно в другое, образуя нечто третье, потому что они не просто связаны, как в сферах материального и духовного производства, а органично сливаются, взаимно отождествляются. Эта духовная и материальная целостность называется артистизмом. Следовательно, художественное творчество должно быть истолковано не как материальное воплощение присущих плодов духовной деятельности человека по результатам работы его мышления, но, как мышление в материале, т.е. через представление цвета, пластичность, звук. Поэтому такое мышление нельзя перекодировать, то есть перевести на другой материальный язык, невозможно пересказать ни словом, ни языком другого вида искусства.
Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живет в пространстве и времени.
В социальном пространстве, то есть в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность как процессов творчества, создания художественных ценностей, так и процессов их создания. восприятие публикой в соответствии с их различными духовными потребностями. Если мы рассмотрим историческую жизнь художественной культуры, то есть ее существование во времени, мы увидим, что ее основные функции - обеспечение защиты художественных ценностей, их передача из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость общественной жизни не ведет к уничтожение художественного наследия, но требует его актуализации, включения в духовную жизнь каждой новой эпохи... Вместе с тем художественная культура должна обеспечивать постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других сферах культуры и логике собственного развития искусства.
Таким образом, художественная культура призвана передавать традиции, творческий опыт, способы художественного освоения мира, накопленные веками, и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление и совершенствование.
Формы материального воплощения, основы и сущность художественной культуры
Культура охватывает формы организации художественной жизни как системы социальных институтов. В истории культуры эта система складывалась постепенно.
Изначально художественная культура ничем определенным образом не выделялась из общего контекста культуры, поскольку художественная деятельность растворялась во всех процессах практической деятельности первобытных людей. Дальнейшее развитие культуры связано с процессами внутренней дифференциации ее подсистем, в частности, с обособлением и самоопределением художественной культуры. Это повлекло за собой все более четкую идентификацию и институционализацию ее различных блоков, поскольку только внутренняя организация могла предоставить художественной культуре возможность самоуправления, в котором она нуждалась, несмотря на внешнее влияние со стороны экономики, государства, церкви и идеологических концепций.
Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии следующих ее институтов:
-
художественное производство, создающее произведения искусства как носители художественных ценностей; -
художественное потребление, организующее восприятие произведения искусства; -
художественная критика, которая предусматривает самоуправление художественной культуры как процесс художественного общения между людьми в соответствии с требованиями к искусству каждого типа общества и культуры.
Художественно, организованный в той или иной форме, обеспечивает реальное выполнение потребности художника, чтобы создать для этого требуется материальных условий - например, наличие издательства, типографии, выставки пленочных фабрик и т.д. особая отрасль Художественное производство - это организация воспроизводства самих творцов художественных ценностей - система обучения и воспитания новых поколений художников, способы их приобщения к существующей культуре.
Художественное потребление - это конкретно-историческая форма организации общественного восприятия художественных произведений, то есть сам процесс общения между людьми и произведениями искусства в театрах и кинотеатрах, концертных залах и музеях. Наличие первичного и вторичного (исполнительского) творчества в художественном производстве порождает два типа потребления художественных ценностей - индивидуальное и коллективное. Первый характерен для восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй - для восприятия произведений, требующих исполнения (сценических, музыкальных, кинематографических), а также произведений архитектуры и связанного с ними монументально-декоративного искусства.
Критика - важный элемент художественной культуры, призванный решить две проблемы:
-
соединять творцов искусства с публикой, помогая им понять содержание произведений и почувствовать их истинную ценность; -
связывать художественную культуру с другими аспектами духовной жизни общества - политическими, моральными, религиозными, т.е. либо применяя к искусству идеологические требования, предъявляемые к нему обществом, либо, наоборот, пытаясь изолировать искусство от них, заключить его в рамки искусство для искусства.
Внутренняя структура художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры
До сих пор существует множество подходов к определению сущности, структуры и функции культуры. Объясняется это, прежде всего, сложностью самого состава культуры, неоднородностью культурных феноменов, что порождает разные подходы к ее изучению. В то же время разрабатывается интегративная концепция, основанная на применении системного подхода к анализу культуры.
Его суть заключается в том, что сущность культуры раскрывается в результате рассмотрения ее в целостной системе бытия, одной из форм которой является культура. Изначальная форма бытия - это природа, и на определенном этапе развития природы рождается новая, отличная от естественной, форма существования - человеческое общество. В обществе бытие переходит от естественной, естественной, спонтанной формы существования к другому типу функционирования и развития, что проявляется не биологическими императивами поведения, передаваемыми по наследству из поколения в поколение, а принципами деятельности, выработанными людьми во время их время жизни. Следовательно, третья форма бытия - это сам человек, синтезирующий естественные и социальные законы в своем существовании и поведении, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но, соединяя таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия. художественное искусство культура
Как же тогда возможно органическое сочетание в человеке природного и социального, их взаимное отождествление? Такая возможность объясняется тем, что человек - это такое животное, существование которого не стихийно - активно, а активно. Необходимо, чтобы опыт, накопленный человечеством, был отделен от самих людей, приобрел самостоятельное объективное существование, т.е. объективизировал, что позволило сохранить приобретенные им знания, ценности и навыки в объективированном, оторванном от человека он сам - и, следовательно, не исчез с его смертью. Так рождается новая - четвертая - форма бытия - культура, а человек оказывается, соответственно, трехсторонним - биосоциокультурным существом.