Файл: Эстетическая и художественная культура важнейшие составляющие духовного облика человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, культура предстает перед нами как разворачивающийся исторический процесс, основанный на деятельности, который включает в себя:   

  • качества сверхъестественного, то есть тех, которые, опираясь на возможности, данные ему природой, формируются в процессе становления человечества и каждый раз заново воссоздаются в биографии каждого человека (по закону  онтогенез повторяет филогенез; 

  • способы по человеческой деятельности, а не врожденное ему - ни вида, ни личности, но изобретенного им, улучшилось, и передавались из поколения в поколение благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность называется объективацией сущностных сил человека;         

  • множество объектов - материальных, духовных, художественных, - в которых процессы деятельности объективированы, образуют, так сказать, вторую природу, созданную из материала первой, подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять более естественные, в особенности человеческие потребности, и служить передатчиком опыта, накопленного человечеством из поколения в поколение; Эта культура объективности есть инаковость человека, потому что он отделен и приобретает другие, нечеловеческие формы существования- формы орудий труда, научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;                    

  • вторичные способы деятельности, которые больше не служат для объективизации, а для де-объективизации тех человеческих качеств, которые хранятся в объективном существе культуры, то есть их ассимиляции и присвоения людьми; в культурных объектах процесс их создания затухает, чтобы зажечь новую деятельность, извлекая из них содержащееся в них человеческое содержание;        

  • снова человек, вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря деобъективации он обогащает, развивается, овладевает культурой и тем самым становится ее творением;        

  • силой, которая связывает человека с человеком в культуре, является общение людей, а затем их общение с явлениями природы, вещами, произведениями искусства;      


Таким образом, культура имеет три модальности:

  1. человек, в котором он проявляется как культурный потенциал человека (как человечества, так и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;  

  2. процессуальная деятельность, в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности деобъективации и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах; 

  3. объективный, в котором культура охватывает множество материальных, духовных и художественных творений, образующих вторую природу - искусственные объекты, созданные человеком для мира: мир вещей, мир идей и мир идей. мир образов. 

В этой трехмерности культуры она действительно живет, функционирует и развивается как целостная система.                          

Для достижения этой цели необходимо исходить из того, что динамика культуры определяется взаимодействием для нее внешних и внутренних сил. Внешние - это изменения в природе и обществе. Первым имеет эпизодический, но катастрофический характер на протяжении всей истории культуры - скажем, мирового оледенения, изменения климата в Африке, наводнение, которое разрушило Атлантиду или гибель Помпей культуры в результате вулканического извержения и т.д. В целом, изменения в природа происходят так медленно, что не влияют на динамику культуры. Другое дело - изменение социальных отношений, социальной структуры, хотя их темп сильно отличается от скорости трансформации культурных форм, на последние напрямую влияет трансформация социальных структур, экономической и политической жизни.              

В то же время непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы. Поскольку культура - не просто конгломерат ryadopolozhennyh формы деятельности, а не их механическая сумма, а целостное, системное образование, он обеспечивает целостность соединения всех компонентов культуры подсистем и компоненты, то есть. структурные этой системы. Это означает, что изменение культуры в целом обусловлено способом изменения и содержания ее различных подсистем, компонентов и их соотношением, т. е. Удельным весом каждой в целостной жизни культуры.                       

Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение ее основных слоев - материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Для историка культуры функции художественной деятельности особенно важны, поскольку искусство есть самосознание культуры, т. е. Воссоздает содержание и структуру каждого из ее исторических типов, каждого регионального, национального, социального и т. Д. Состояний. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как основной источник для изучения истории культуры, макрокосм которой отражен в микромире. художественных образов. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять место, которое занимает искусство в культуре в целом.          



Заключение

Художественная деятельность - это вид человеческой деятельности, который отличается органичным слиянием того, что во всех других видах деятельности - познавательной, ценностно-ориентированной, трансформирующей и коммуникативной - разделено и специализировано. Она не знает разделения на материальное и духовное, потому что творчество художника духовно и материально одновременно; он не знает деления на практическое и теоретическое, поскольку он является практико-духовным, образно воссоздающим жизненную реальность, то есть практика в духе, и ее плоды, следовательно, направлены на то же целостное духовное восприятие - созерцание, переживание постижение, интерпретация, что характерно для человеческого восприятия действительности, но в то же время то, что отличает художественную реальность как мир художественной литературы от подлинных человеческих жизней. Отсюда становится понятным, почему и в филогенезе, и в онтогенезе (т. е. В истории человечества и в биографии личности) способность к полноценной художественной деятельности формируется раньше, чем развитые формы дифференцированной деятельности: детство человека, а также детство человечества Синкретическая (еще не расчлененная) целостность сознания и поведения присуща.    

Искусство как плод художественной деятельности, таким образом, отражает общий характер культуры, в которой оно создано, к которой оно принадлежит и которое представляет, - скажем, первобытную культуру, античную, средневековую, ренессансную и т. д., в частности каждую из них, следовательно, представляет собой культуру не одностороннюю, а целостную. Другими словами, он изоморфен культуре, т.е. имеет аналогичную структуру, поскольку образно показывает, что связывает культуру с природой, с обществом и с человеком.  

Список литературы

  1. Брюсов В. Об искусстве. - М., 1977. 

  2. Викторов В.В. Культурология. - М.: Экзамен, 2001.  

  3. Культура и культурология: Словарь / Под ред. А. И. Кравченко. - М., 2001. 

  4. Коростелев Ю.А. Культурология. - Хабаровск: Приамагробизнес, 2002.  

  5. Кравченко А. И. Культурология: Учебник. - М.: Академический проспект, 2006.  

  6. Петров М.К. История европейской культуры, традиции и их проблемы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2005.