Файл: Лекция цели, содержание, структура нерерывного образования.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ № 5. ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА НЕРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
б) неинституционализированные формы образования
Подход – совокупность взглядов и идей, реализуемых в теории и практике.
В настоящий период существуют следующие подходы к образованию:
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011.
4. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
ЛЕКЦИЯ № 5. ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА НЕРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
План:
1. Общественно-историческая обусловленность целей и задач образования. Соотношение педагогических и социальных целей в образовании.
2. Свойства современного образования.
3. Изменения в сфере образования.
4. Понятие и содержание непрерывного образования.
5. Компетентностный подход в образовании.
В любую эпоху и в любом обществе сама система образования, ее идейные основы, цели и задачи, методика и методология, структура и организация образования выражают как наличное состояние общества, так и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций, перспектив общественного развития. Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, являлось выражением своей эпохи, ее культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти. Конечно, было бы упрощением связывать образование только с волей или расположением государственных структур. Точно так же выразителем культуры своей эпохи является фигура педагога – при всех индивидуальных особенностях, специфике методики и педагогических приемов личность учителя является лишь призмой, через которую преломляется культура данной эпохи. Соответственно, и роль самых выдающихся педагогов, их влияние на образовательные процессы опять-таки обусловлены рамками той культуры, которая их взрастила и в которой происходила их деятельность – даже в тех случаях, когда им удавалось эти рамки раздвинуть. Любой педагог, даже выдающийся новатор, является воспитанником и воспитателем традиций, которые и составляют жизнь культуры. Здесь дело обстоит так же, как с учеными, изобретателями, представителями искусства.
Роль образования в современной ситуации следует оценивать по тому, насколько оно формирует тип личности, адекватный объективным социокультурным запросам.
Скорее всего, современное образование должно ориентироваться на «формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием».2. Свойства современного образования Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами:
1) гуманизация,
2) гуманитаризация,
3) дифференциация,
4) диверсификация,
5) стандартизация,
6) многовариантность,
7) многоуровневость,
8) фундаментализация,
9) компьютеризация,
10) информатизация,
11) индивидуализация,
12) непрерывность.
Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем - через совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.
В настоящее время в отечественной литературе используется несколько различающихся между собой понятий непрерывного образования:
1. Непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни (lifelong learning, далее LLL).
а) институционализированные
б) неинституционализированные формы образования
2. Непрерывное образование как образование взрослых.3. Непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование.
В этой связи можно выделить институционализированные и неинституционализированные формы непрерывного образования, точнее - процесса получения образования.
а) Институционализированные формы непрерывного образования - это те формы, которые осуществляются в рамках действующих в обществе институтов: образовательных учреждений, различных зарегистрированных курсов и кружков, ассоциаций и союзов, публично объявленных образовательных программ и т.п.
б) Выделить и определить (описать) неинституционализированные формы образования сложно, поскольку они очень изменчивы, слабо проявляются в публичном пространстве и связаны с большим числом разнообразных процессов поиска и получения информации. Примером неинституционализированной формы образования может служить, прежде всего, самообразование, протекающее в самых различных формах (с одной стороны, чтение художественной литературы - повышение общего культурного уровня, а с другой стороны,
Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей взрослого населения, несомненно, имеет свою специфику по сравнению с запросами детей или их родителей.
Главное отличие непрерывного образования взрослых лежит в области образовательных технологий и связано с тем, что взрослые, как правило, имеют уже как опыт образовательной деятельности, так и навыки практической работы. Их запросы более конкретны и прагматичны, когда речь идет о программах профессионального образования. Кроме того, в отличие от образования детей и молодежи, образование взрослых имеет особые требования к организации обучения. Как правило, оно имеет жесткие временные рамки, поскольку либо протекает одновременно с трудовой деятельностью, либо отрыв от трудовой деятельности должен быть предельно сжат по срокам. Вместе с тем образование взрослых обычно имеет более выраженную мотивацию по сравнению с образованием молодежи. Однако при анализе собственно образования взрослых возникает проблема, которая не артикулируется при рассмотрении непрерывного образования как образования на протяжении всей жизни. Это проблема вычленения взрослого контингента. В нормативах ЕС взрослый - это человек в возрасте от 25 до 60 лет. В России до сих пор нет четкого определения, кто относится к числу взрослых. Например, в СССР в творческих сообществах, организациях понятие «молодой композитор (художник)» определяло верхнюю границу в 35 лет. Этот момент характерен и для системы образования. Кто должен рассматриваться как взрослый в системе образования, если установленные возрастные рамки молодежи простираются от 15 до 30 лет? В промежуток от 15 до 30 лет попадает и получение общего образования и различных уровней профессионального образования, включая послевузовское (аспирантура), причем это образование не рассматривается как специфически взрослое. Во многом такое понимание непрерывного образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием, поскольку также включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Отличие состоит в том, что дополнительное профессиональное образование, по идее, должно соотноситься с основным, в то время как непрерывное профессиональное образование делает акцент на постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере, но никак не связывает его с характером базового образования.Это отличие существенно, поскольку внутри себя содержит разные представления о профессиональной карьере:
а) в логике дополнительного образования она линейна и связана с линейным развитием технологий;
б) в логике непрерывного профессионального образования она не носит линейного характера и обусловлена быстрой сменой технологий, необходимостью для работника постоянно (регулярно) менять сферы деятельности, профессии или специальности неоднократно на протяжении профессиональной жизни.
Таким образом, в логике непрерывного профессионального образования лежит получение и второго, и третьего, и т.д. высших образований, а также прохождение одновременно с этим различных курсов повышения квалификации и переподготовки
а) длиною в жизнь (life-long) - может рассматриваться как обучение, продолжительность которого, равна продолжительности жизни человека б) шириною в жизнь (life-wide) - предполагает расширение охвата обучением различных сторон жизнедеятельности человека, обучение его не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным, необходимым, нужным и просто интересным для него компетенциям.
Подход – совокупность взглядов и идей, реализуемых в теории и практике.
В настоящий период существуют следующие подходы к образованию:
1. Системный;
2. Деятельностный;
3. Личностно-ориентированный;
4. Культурологический;
5. Диалогический;
6. Компетентностный и др.
Термин «компетенция» (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в ре¬зультате оценки эффективности/результативности его действий, направ-ленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.
Компетенция – внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования личности (знания, программы действий, системы ценностей и отношений).
Компетентность – актуальное, деятельностное проявление личностью компетенций.
Компетентность - это умение (способность) человека мобилизовать в реальной ситуации имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем.
Компетентность:
Компетентность:
1) объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования;
2) формирует содержание образования «от результата» («стандарт на выходе»);
3) имеет интегративную природу, ибо вбирает в себя ряд близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.).
Компетентностный подход «…это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые». Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных.
Советом Европы определено пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»:
политические и социальные компетенции,
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе.
компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией,
компетенции; связанные с возрастанием информатизации общества;
способность учиться на протяжении жизни
Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».
Виды компетенций в зарубежных и российских образовательных моделях. Наиболее общая классификация компетенций содержит в себе три больших класса компетенций:
1. Профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности.