ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как подготовиться к письму по памяти
-
Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте. -
Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание. -
Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях. -
Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.
Как подготовиться к изложению
-
Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь. -
Найди в тексте опорные слова. -
Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них. -
Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание. -
Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
После того как напишешь изложение, не
забудь проверить свою работу.
Памятки
Русский язык 4 к00ласс
Как составить план текста
Чтобы составить план текста, нужно:
-
Разделить текст на законченные по смыслу части. -
Определить основную мысль каждой части. -
Озаглавить каждую часть текста.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Тема объединяет предложения в тексте.
Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.
Тема и основная мысль связаны между собой.
Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.
Порядок звуко-буквенного разбора слова
-
Сколько в слове слогов? -
На какой слог падает ударение? -
Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены? -
Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены? -
Количество звуков и букв в слове.
Письменный разбор
Про/сьба – 2 слога
п – [п] – глух., тв.,
р – [р] – звонк., тв.,
о – [о] – гл., ударн.,
с – [з’] – звонк., мягк.,
ь
б – [б] – звонк., тв.,
а – [а] – гл., безударн.
___________________
7б., 6 зв., 2 гл., 4 согл.,
3 тв., 1 мягк..
Порядок разбора слова по составу
-
Окончание
Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.
-
Корень
Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.
-
Приставка
Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.
-
Суффикс
Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.
Образец устного разбора
Дошкольник
-
Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове дошкольник – нулевое окончание. -
Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень –школ-. -
Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-. -
Школа – дошкольник. Суффикс –ник-.
Порядок разбора имени существительного как части речи
-
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. -
Начальная форма (именительный падеж единственного числа). -
Род. Склонение. -
Падеж. Число. -
Роль в предложении.
Образцы разбора
Солнце освещает землю.
Устный разбор
-
Землю – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что? -
Начальная форма – земля. -
Женского рода, 1-го склонения. -
Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. -
В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: освещает (что?) землю.
Письменный разбор
-
Землю – сущ. (что?), Н.Ф. – земля, Ж.р., 1-го скл., В вин.п., в ед.ч. Вт.чл.
Как определить падеж существительного
-
Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. -
По вопросу и предлогу определить падеж.
Над озером кружились чайки.
Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)
Как определить склонение имени существительного (в именительном падеже)
-
Определить род. -
Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа. -
По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения
Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное
тетрадь 3-го склонения.
Порядок разбора имени прилагательного как части речи
-
Часть речи. Что обозначает, на какой
вопрос отвечает.
-
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). -
Род (в ед.числе), падеж, число. -
Роль в предложении.
Образцы разбора
Цветёт алая гвоздика.
Устный разбор
-
Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? -
Начальная форма – алый. -
Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. -
В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая.
Письменный разбор
-
Алая – прилаг. (какая?) Н.Ф. – алый, В ж.р., в Им. п., в ед.ч., Вт.чл.
Как определить падеж имени прилагательного
-
Найти существительное, к которому относится прилагательное. -
Определить падеж существительного. -
По падежу существительного определить падеж прилагательного.
В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)
Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.
в небе (каком?) синем – П.п.
Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:
к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);
за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)
Порядок разбора глагола как части речи
-
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. -
Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение. -
Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени. -
Роль в предложении.
Образцы разбора
Дует лёгкий ветерок.
Устный разбор
-
Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? -
Начальная форма – дуть, I спряжение. -
Глагол употреблён в настоящем времени, в
3-м лице, в единственном числе.
-
В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.
Письменный разбор
-
Дует – гл. (что делает?), Н.Ф. – дуть, I спр., В наст.вр., в 3-м л., в ед.ч. Сказуемое
Правописание безударных личных окончаний глаголов
-
Определить время, лицо и число глагола. -
Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить). -
Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
I спряжение II спряжение
-ешь -ишь
-ет -ит
-ем -им
-ете -ите
-ут (-ют) -ат (-ят)
Глаголы-исключения II спряжения
Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;
глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Выражено существительным или местоимением.
Сказуемое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. Выражено глаголом.
Разбор предложения
1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.
2. Определи, какими частями речи они являются.
3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
4. Определи предложение по интонации:
восклицательное, невосклицательное.
5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое
Определение – это второстепенный член предложения, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Выражено именем прилагательным. В предложении подчёркивается волнистой линией.
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, не называя его.
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который зависит от других членов предложения. Отвечает на вопросы косвенных падежей. Выражено существительным или местоимением. Подчёркивается пунктиром.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначает признак действия. Отвечает на вопросы: Где? Куда? Когда? Как? Почему? Зачем? Откуда? Выражено существительным или наречием. Подчёркивается пунктиром с точкой.