Файл: Становление плавания как вида спорта за рубежом и в России.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Австрии, Чехословакии, Франции. Первая такая школа любителей плавания была основана в 1785 г. в Париже. Плавание является обязательной дисциплиной в военных учебных заведениях. Особого внимания заслуживает пособие Де-Бернарди «Полный курс искусства плавания, основанный на новейших опытах об удельном весе человеческого тела», изданное в 1794 г. Здесь уже была предпринята попытка изложить систему обучения плаванию, основанную на том, что тело человека, когда его легкие наполнены воздухом, не тонет в воде, и поэтому каждый может освоить искусство плавания.
В 1789 г. выходит учебник плавания известного педагога и деятеля в области физического воспитания Гутс-Мутса, в котором описываемое обучение плаванию уже расчленяется на различные движения, описывается плавание на груди, спине, а также ныряние и прыжки в воду.
Стимулом для дальнейшего развития плавания в европейских странах послужило то обстоятельство, что значительные потери в наполеоновских войнах приходились на долю утонувших. Опыт войны 1812 г. (а впоследствии — первой и второй мировых войн) показал, что наиболее ожесточенные сражения происходили на водных рубежах. Массовое форсирование войсками таких многоводных рек, как Днепр, Дон, Буг, Неман, Дунай, Висла, Одер и др., стало образцом военного искусства. Умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало успешному проведению боевых операций и спасению жизни воинов.
Уже в начале XIX в. плавание изучалось в военных учебных заведениях многих европейских стран. Кроме того, стали появляться различные общества и кружки любителей плавания.
К концу XIX в. плавание получает большую популярность уже как вид спорта.
В 1875 г. капитан Вебб переплыл пролив Ла-Манш из Дувра в Кале, преодолев расстояние около 35 км за 21 час 45 мин. Сейчас этот рекорд многократно повторен и превзойден по времени и скорости не только мужчинами, а также женщинами и детьми. В связи с совершенствованием техники плавания и методов подготовки он уже не представляет собой такого выдающегося достижения, как раньше.
Зарождение современных олимпийских игр повлияло на интенсивный рост развития плавания в мире. А возрастающая роль олимпийских побед в соперничестве государств предопределило дальнейшее развитие плавания. Строительство новых бассейнов, обмен опытом, углубленное изучение и совершенствование существующих методик позволял выйти на качественно новый уровень, причем не только в спортивном плавании.
В первой половине XX века наибольшее развитие плавание получило в Англии, Германии, Венгрии, США, Австралии, Нидерландах, Японии.
Вместе с развитием спорта возрастает роль плавания как оздоровительного средства, в связи с чем во второй половине 20 века строительство бассейнов ведется быстрыми темпами, позволяющими быть плаванию общедоступным средством. Однако не везде имеется прямая связь между достижениями в спортивном плавании и, например, оздоровительном, хотя факт влияния спортивного плавания неоспорим.
На протяжении второй половины XX века в Австралии и США наблюдается настоящий культ плавания, именно эти две страны являются лидерами не только в мировом спортивном плавании, но и в самой развитой сети плавательных бассейнов, использовании средств плавания в учебных учреждениях и т.д.
В США внедряется общегосударственная образовательная программа «приобщения к воде». Практически при каждом учебном заведении имеется плавательный бассейн, что фактически позволяет охватить плаванием все население станы.
Растет интеграция стран в мире по вопросу оздоровления. Международный союз архитекторов считает плавательные бассейны основными объектами круглогодичного активного отдыха, оздоровления и времяпрепровождения для населения жилых районов, особенно детей, в связи с чем устанавливаются определенные нормативы на их количество и др.
С 1980-х и по настоящее время вопросы плавания как средства лечебной физической культуры обсуждаются на международных научно-практических конференциях.
В настоящее время вместе с развитием информационных технологий многие методики оздоровительного плавания, обучения людей всех возрастов в самых различных условиях и др. доступны для широких масс.
2. Развитие плавания в России
Плавание как навык получило довольно широкое распространение в развитии среди древних народов, населяющих территорию нашей страны и в первую очередь среди славян.
Разнообразные занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыбная ловля, пчеловодство, различные ремёсла, промыслы тесно связаны с водой. В летнюю жару купание и плавание были любимыми забавами и гигиеническими средствами самых широких масс населения независимо от пола, возраста и имущественного положения. Карамзин в «Истории государства Российского» указывал, что во время вражеских нашествий славяне умели подолгу скрываться от многочисленного противника, отсиживаясь на дне рек и озёр, дыша при этом в трубку из стебля камыша. В самобытной системе физического воспитания славян, отличавшихся выносливостью, силой и смелостью плавание занимало почётное место наряду с такими упражнениями, как бег, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика. Закаливающее действие воды использовалось многими народами нашей страны с давних времен. Широко известен поражающий иностранцев русский обычай купания в проруби.
О том, что плавание в Древней Руси было одним из любимых физических упражнений, а умение хорошо плавать и нырять – обязательным элементом русской молодецкой доблести, свидетельствуют, например, отрывки из былины. По свидетельству византийца Маврикия, древние славяне были «особенно способны переправляться через реки потому, что больше и лучше, чем остальные люди, умели держаться на воде». Его удивило умение славянских воинов прятаться под водой, дыша через трубку, изготовленную из камыша.
В России был широко распространён религиозный обычай, в день Крещения — 6 января — мужчины ныряли в воду за брошенным туда крестом, и каждый плавал, стараясь найти его первым.
В старинной Ипатьевской летописи рассказывается об отроке, пловце из Киева, который в 968 году при осаде Киева печенегами переплыл Днепр на глазах у врагов и сообщил о нападении князю Святославу. В результате кочевники были разбиты.
Многие первые соревнования по плаванию носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в награду шелковую рыбацкую сеть.
В середине XVII – начале XVIII веков в России предпринимаются первые попытки организованного обучения плаванию в войсках. В 1647 году выходит книга «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», в которой подчёркивается важность умения плавать для каждого война.
При Петре I плавание было включено в число учебных дисциплин в Морской академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Приказ Петра I гласил: «Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты».
В XVII в. в русских войсках было введено обучение плаванию. Военное наставление «Научение, как солдатам оружием владети» подчеркивает необходимость для каждого воина уметь плавать и наставляет предпринимать необходимые меры по организации обучения плаванию.
Один из иностранцев, посетивший Россию в 1794 году, писал, что «купание у русских является одновременно потребностью и удовольствием, и среди европейских народов они, вероятно, единственные, у которых ещё достаточно сохранился этот полезный и столь благоприятный обычай». Поражала иностранцев и закалка русских. Например, камер-юнкер Берхальз, находившийся при дворе Петра I, с удивлением отмечал: «Русские бросаются совершенно нагие из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя очень хорошо, потому что с детства привыкли к этому».
Большое значение умению плавать придавал великий полководец Александр Васильевич Суворов. Он сам учил солдат плавать и переправляться через реку в любую погоду вброд и вплавь. В «Правилах медицинским чинам» он требовал предупреждать заболевания «чистотой, необходимой во всем, свежею пищей и питьем и ежедневным купанием». Тем самым А.В. Суворов рассматривал плавание не только как прикладное упражнение, но и как средство физического воспитания, в особенности его гигиеническую составляющую.
В России первое описание техники плавания и методики обучения плаванию можно встретить в «Экономическом месяцеслове» за 1776 и 1792 гг. Неизвестный автор предлагает «естественный метод» целостного обучения способу брасс, который предусматривал вначале обучение лежанию на воде, а затем выполнение всех плавательных движений, т. е. воспроизведение способа плавания в целом. При этом автор обращает внимание на такие важные в обучении элементы, как наполнение воздухом лёгких, необходимость вытягиваться, сохраняя горизонтальное положение тела, и согласовывать движение рук и ног. Данный «естественный метод» обучения плаванию был опубликован за рубежом (а именно в Италии) лишь спустя 18 лет.
В 1782 г. было впервые опубликовано, а в 1809 г. переиздано руководство по обучению плаванию Г. Тевенота. Оно имело пространное название «Искусство плавать с рассуждением, в котором открывается знание древних в искусстве плавания, важность полезного сего упражнения и пользе бани как в здоровом, так и в болезненном состоянии». Позже выходили другие руководства и пособия таких авторов, как Гейнц, Паули, П. Плахов, Л. Конкин, Полторацкий, Шеманский и др.
Мысль о необходимости массового обучения плаванию утверждалась многими славными сынами России. В 1829 г. в соответствии с «Инструкцией, предписанной от Его Императорского Высочества Великого князя Константина Павловича», с целью формирования отрядов из лучших пловцов для выполнения специальных заданий в воде, во второй саперной бригаде русской армии были проведены первые в России соревнования на реке Березине. Их программа включала два упражнения: «ходьбу» в вертикальном положении, не касаясь ногами дна, на дистанцию 25 саженей и плавание на спине на дистанцию 100 саженей. Соревнования стали традиционными, и в 1832 г. их программа была дополнена еще одним упражнением — стрельбой из ружья в цель на берегу из положения «плавая стоя», которое в последующие годы нашло широкое применение в боевой подготовке русских войск.
В России первая школа плавания открылась в 1827 году на Неве (по другим данным — в 1803 г.). В этот же период было открыто ещё несколько школ плавания: в 1834 г. — на Большой Неве — школа шведского преподавателя Г. Паули и в 1838 г. — на Васильевском острове. Журнал «Северная пчела» писал об одной из этих школ: «Что её ученики плавают и ныряют как рыбы
В 1789 г. выходит учебник плавания известного педагога и деятеля в области физического воспитания Гутс-Мутса, в котором описываемое обучение плаванию уже расчленяется на различные движения, описывается плавание на груди, спине, а также ныряние и прыжки в воду.
Стимулом для дальнейшего развития плавания в европейских странах послужило то обстоятельство, что значительные потери в наполеоновских войнах приходились на долю утонувших. Опыт войны 1812 г. (а впоследствии — первой и второй мировых войн) показал, что наиболее ожесточенные сражения происходили на водных рубежах. Массовое форсирование войсками таких многоводных рек, как Днепр, Дон, Буг, Неман, Дунай, Висла, Одер и др., стало образцом военного искусства. Умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало успешному проведению боевых операций и спасению жизни воинов.
Уже в начале XIX в. плавание изучалось в военных учебных заведениях многих европейских стран. Кроме того, стали появляться различные общества и кружки любителей плавания.
К концу XIX в. плавание получает большую популярность уже как вид спорта.
В 1875 г. капитан Вебб переплыл пролив Ла-Манш из Дувра в Кале, преодолев расстояние около 35 км за 21 час 45 мин. Сейчас этот рекорд многократно повторен и превзойден по времени и скорости не только мужчинами, а также женщинами и детьми. В связи с совершенствованием техники плавания и методов подготовки он уже не представляет собой такого выдающегося достижения, как раньше.
Зарождение современных олимпийских игр повлияло на интенсивный рост развития плавания в мире. А возрастающая роль олимпийских побед в соперничестве государств предопределило дальнейшее развитие плавания. Строительство новых бассейнов, обмен опытом, углубленное изучение и совершенствование существующих методик позволял выйти на качественно новый уровень, причем не только в спортивном плавании.
В первой половине XX века наибольшее развитие плавание получило в Англии, Германии, Венгрии, США, Австралии, Нидерландах, Японии.
Вместе с развитием спорта возрастает роль плавания как оздоровительного средства, в связи с чем во второй половине 20 века строительство бассейнов ведется быстрыми темпами, позволяющими быть плаванию общедоступным средством. Однако не везде имеется прямая связь между достижениями в спортивном плавании и, например, оздоровительном, хотя факт влияния спортивного плавания неоспорим.
На протяжении второй половины XX века в Австралии и США наблюдается настоящий культ плавания, именно эти две страны являются лидерами не только в мировом спортивном плавании, но и в самой развитой сети плавательных бассейнов, использовании средств плавания в учебных учреждениях и т.д.
В США внедряется общегосударственная образовательная программа «приобщения к воде». Практически при каждом учебном заведении имеется плавательный бассейн, что фактически позволяет охватить плаванием все население станы.
Растет интеграция стран в мире по вопросу оздоровления. Международный союз архитекторов считает плавательные бассейны основными объектами круглогодичного активного отдыха, оздоровления и времяпрепровождения для населения жилых районов, особенно детей, в связи с чем устанавливаются определенные нормативы на их количество и др.
С 1980-х и по настоящее время вопросы плавания как средства лечебной физической культуры обсуждаются на международных научно-практических конференциях.
В настоящее время вместе с развитием информационных технологий многие методики оздоровительного плавания, обучения людей всех возрастов в самых различных условиях и др. доступны для широких масс.
2. Развитие плавания в России
Плавание как навык получило довольно широкое распространение в развитии среди древних народов, населяющих территорию нашей страны и в первую очередь среди славян.
Разнообразные занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыбная ловля, пчеловодство, различные ремёсла, промыслы тесно связаны с водой. В летнюю жару купание и плавание были любимыми забавами и гигиеническими средствами самых широких масс населения независимо от пола, возраста и имущественного положения. Карамзин в «Истории государства Российского» указывал, что во время вражеских нашествий славяне умели подолгу скрываться от многочисленного противника, отсиживаясь на дне рек и озёр, дыша при этом в трубку из стебля камыша. В самобытной системе физического воспитания славян, отличавшихся выносливостью, силой и смелостью плавание занимало почётное место наряду с такими упражнениями, как бег, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика. Закаливающее действие воды использовалось многими народами нашей страны с давних времен. Широко известен поражающий иностранцев русский обычай купания в проруби.
О том, что плавание в Древней Руси было одним из любимых физических упражнений, а умение хорошо плавать и нырять – обязательным элементом русской молодецкой доблести, свидетельствуют, например, отрывки из былины. По свидетельству византийца Маврикия, древние славяне были «особенно способны переправляться через реки потому, что больше и лучше, чем остальные люди, умели держаться на воде». Его удивило умение славянских воинов прятаться под водой, дыша через трубку, изготовленную из камыша.
В России был широко распространён религиозный обычай, в день Крещения — 6 января — мужчины ныряли в воду за брошенным туда крестом, и каждый плавал, стараясь найти его первым.
В старинной Ипатьевской летописи рассказывается об отроке, пловце из Киева, который в 968 году при осаде Киева печенегами переплыл Днепр на глазах у врагов и сообщил о нападении князю Святославу. В результате кочевники были разбиты.
Многие первые соревнования по плаванию носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в награду шелковую рыбацкую сеть.
В середине XVII – начале XVIII веков в России предпринимаются первые попытки организованного обучения плаванию в войсках. В 1647 году выходит книга «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», в которой подчёркивается важность умения плавать для каждого война.
При Петре I плавание было включено в число учебных дисциплин в Морской академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Приказ Петра I гласил: «Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты».
В XVII в. в русских войсках было введено обучение плаванию. Военное наставление «Научение, как солдатам оружием владети» подчеркивает необходимость для каждого воина уметь плавать и наставляет предпринимать необходимые меры по организации обучения плаванию.
Один из иностранцев, посетивший Россию в 1794 году, писал, что «купание у русских является одновременно потребностью и удовольствием, и среди европейских народов они, вероятно, единственные, у которых ещё достаточно сохранился этот полезный и столь благоприятный обычай». Поражала иностранцев и закалка русских. Например, камер-юнкер Берхальз, находившийся при дворе Петра I, с удивлением отмечал: «Русские бросаются совершенно нагие из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя очень хорошо, потому что с детства привыкли к этому».
Большое значение умению плавать придавал великий полководец Александр Васильевич Суворов. Он сам учил солдат плавать и переправляться через реку в любую погоду вброд и вплавь. В «Правилах медицинским чинам» он требовал предупреждать заболевания «чистотой, необходимой во всем, свежею пищей и питьем и ежедневным купанием». Тем самым А.В. Суворов рассматривал плавание не только как прикладное упражнение, но и как средство физического воспитания, в особенности его гигиеническую составляющую.
В России первое описание техники плавания и методики обучения плаванию можно встретить в «Экономическом месяцеслове» за 1776 и 1792 гг. Неизвестный автор предлагает «естественный метод» целостного обучения способу брасс, который предусматривал вначале обучение лежанию на воде, а затем выполнение всех плавательных движений, т. е. воспроизведение способа плавания в целом. При этом автор обращает внимание на такие важные в обучении элементы, как наполнение воздухом лёгких, необходимость вытягиваться, сохраняя горизонтальное положение тела, и согласовывать движение рук и ног. Данный «естественный метод» обучения плаванию был опубликован за рубежом (а именно в Италии) лишь спустя 18 лет.
В 1782 г. было впервые опубликовано, а в 1809 г. переиздано руководство по обучению плаванию Г. Тевенота. Оно имело пространное название «Искусство плавать с рассуждением, в котором открывается знание древних в искусстве плавания, важность полезного сего упражнения и пользе бани как в здоровом, так и в болезненном состоянии». Позже выходили другие руководства и пособия таких авторов, как Гейнц, Паули, П. Плахов, Л. Конкин, Полторацкий, Шеманский и др.
Мысль о необходимости массового обучения плаванию утверждалась многими славными сынами России. В 1829 г. в соответствии с «Инструкцией, предписанной от Его Императорского Высочества Великого князя Константина Павловича», с целью формирования отрядов из лучших пловцов для выполнения специальных заданий в воде, во второй саперной бригаде русской армии были проведены первые в России соревнования на реке Березине. Их программа включала два упражнения: «ходьбу» в вертикальном положении, не касаясь ногами дна, на дистанцию 25 саженей и плавание на спине на дистанцию 100 саженей. Соревнования стали традиционными, и в 1832 г. их программа была дополнена еще одним упражнением — стрельбой из ружья в цель на берегу из положения «плавая стоя», которое в последующие годы нашло широкое применение в боевой подготовке русских войск.
В России первая школа плавания открылась в 1827 году на Неве (по другим данным — в 1803 г.). В этот же период было открыто ещё несколько школ плавания: в 1834 г. — на Большой Неве — школа шведского преподавателя Г. Паули и в 1838 г. — на Васильевском острове. Журнал «Северная пчела» писал об одной из этих школ: «Что её ученики плавают и ныряют как рыбы