Файл: Становление плавания как вида спорта за рубежом и в России.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На Олимпиаде 1964 г. в Токио четыре золотых медали завоевал молодой американский пловец Дональд Шолландер (еще одно «золото» он получит на следующих Играх). Его партнер по сборной Стив Кларк все три своих «золота» получил за эстафету.

Выступая на Олимпийских играх в Токио, 16-ти летняя севастопольская школьница Галина Прозуменщикова первой среди советских пловцов стала олимпийской чемпионкой в плавании на 200 м брассом, «бронза» досталась Светлане Бабаниной. У мужчин Георгий Прокопенко был на той же дистанции вторым. Советские спортсменки были третьими и в комбинированной эстафете 4100 вольным стилем.

Заметный «прирост» плавательных дисциплин на олимпийских играх привел к тому, что два-три «золота» одного пловца уже не воспринимались как исключительное достижение. Так, на Олимпийских играх 1968 г. в Мехико американцы Чарлз Хиккокс и Дебби Мейер завоевали по три титула, а 12 пловцов стали дважды чемпионами. В их числе – легендарные Марк Спитц (США) и Роланд Маттес (ГДР), для которых это стало началом большого олимпийского успеха. Советские пловцы, мужчины и женщины, получили 61 очко и заняли 3-е место, а мужчины — 2-е место, уступив первенство пловцам США.

Завоевав в Мюнхене (1972 г.) еще 7 титулов — установив при этом семь мировых рекордов, Спитц стал абсолютным «золотым» рекордсменом среди пловцов-олимпийцев. Шэйн Гулд и Мелисса Белоте получили по 3 титула. На Олимпиаде - 1976г. Джим Монтгомери (США), первым в истории «выплывший» из 50 сек на 100 м вольным стилем, получил три «золота», а его партнер по сборной Джон Набер — четыре.

Галина Прозуменщикова на Олимпиадах (1968 г. и 1972 г.) добавит в свою копилку две серебряные и две бронзовые медали. Дважды был вторым в Мехико-68 — в брассовых дистанциях — Владимир Коссинский. Николай Панкин получил «бронзу». Кроме того, мужская сборная по плаванию получила серебряную и две бронзовых награды в эстафетах в Мехико, а также «серебро» и «бронзу» в Мюнхене. Еще один успех Олимпиады 1972 г. для советской команды — третье место Владимира Буре на 100-метровке вольным стилем.

Австралийские пловцы на четырех Играх подряд (1960–1972) были вторыми. Но в Монреале-76 их потеснили спортсмены сборной ГДР (18 из 19 ее наград завоевали женщины: особенно отличились Корнелия Эндер: четыре «золота» и «серебро» – и Ульрике Рихтер: три «золота»).

На Олимпийских играх в Монреале на дистанции 200 м брассом все 3 призовые места заняли советские спортсменки: М. Кошевая 2.33.35 (с мировым рекордом), М. Юрчения и Л. Русанова. Русанова и Кошевая получили также «серебро» и «бронзу» на 100-метровке брассом. Общий итог выступления наших пловцов в Монреале — 9 медалей (1 «золото», 3 «серебра» и 5 бронзовых медалей) и третье место в командном зачете по плаванию.


На московской Олимпиаде 1980 г. пловцы из ГДР — в отсутствие своих основных соперников-американцев, — заняли первое место. И опять во многом благодаря женщинам, установившим 6 мировых рекордов. Некоторые из них завоевали по три «золота», а в шести видах программы весь пьедестал принадлежал представительницам ГДР. Восемь побед одержали советские пловцы на московской Олимпиаде. Три «золота» (в плавании вольным стилем на 400 и 1500 м и в эстафете 4200) завоевал выдающийся советский пловец Владимир Сальников, в финальном заплыве на 1500 м впервые в истории «выплывший» из 15 мин.

Современное спортивное плавание все больше популяризуется. Многочисленные международные старты, а это помимо олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы — регулярные этапы Кубков мира, Всемирные студенческие соревнования, мировые, европейские, азиатские и другие первенства среди юношей и молодежи, соревнования среди инвалидов и т. д. указывают на все более разветвленную и дифференцированная сеть спортивных плавательных организаций и доступность спортивного плавания. Более того, в настоящее время проводятся мировые чемпионаты и другие соревнования отдельно на открытой воде, произошло разделение на 25 м (короткая вода) и 50 м. Растет популярность спортивных соревнований по состязаниям в холодной воде.

В свое время в бывшем СССР была разработана уникальная система присвоения спортивных разрядов и спортивных званий с целью популяризации к виду спорта, допуска к соревнованиям по уровню подготовленности (особенно в юношеском спорте), стимулирования личностного роста и т.д. Данная система постоянно совершенствуется и пополняется новыми видами спорта. Разряды в плавании, также как и в других олимпийских видах спорта, пересматриваются каждые 4 года (олимпийский цикл) и, как правило, уровень их растет.

Состояние современного спортивного плавания находится на этапе все продолжающихся методических разработок по целостной многолетней системе подготовки пловцов высокого класса, включающей целенаправленный отбор, планирование тренировок и восстановление, базирующиеся на научных разработках по теории и методике спортивной тренировки, биомеханике, спортивной физиологии, психологии, медицине и фармакологии. При распаде целых научно-исследовательских центров, поддерживаемых государством (как это было в ГДР и в некоторой степени в СССР), научные кадры и специалисты интегрируются в другие системы. Так, неожиданный взлет результатов спортивного плавания Китая и других стран связан с использованием опыта и практических навыков специалистов и тренеров других стран.




Проблемы современного спортивного плавания напрямую связаны с проблемами спорта высших достижений: применение допинга, подход в какой-то мере к пределу человеческих возможностей, а отсюда и поиск новых форм и вариантов решения этих задач.

Плавание в России пожинает плоды некогда интенсивной системы плавательного отбора в СССР, когда при острой нехватке бассейнов уже на первых годах обучения плаванию перспективные пловцы отбирались в спортивные группы, а те, в свою очередь, «урезались» ежегодно опять же по принципу «перспективности». «Неперспективные» пловцы шли в греблю, пятиборье, подводное плавание и на удивление довольно быстро добивались самых высоких результатов и олимпийских высот.

Однако другого выхода у руководства и тренеров в плавании не было в связи с нехваткой бассейнов. Для более полноценного и качественного отбора необходимо было бы, да и сейчас также, расширить пропускную способность через спортивные школы, что физически не реально. Действительно, можно ли из одного процента детей выявить действительно талантливых, способных защищать спортивную честь страны? Опыт показывает, что в среднем из одной тысячи просмотренных ребят только один по большому счету талантлив. А просматривать некого, точнее, негде. Вот поэтому в советское время основной упор делался на интенсивный и кропотливый отбор и дальнейшую подготовку, но уже достаточно ограниченного контингента пловцов.

Для сравнения: в США, Австралии, многих европейских странах система отбора более «мягкая» и обширная, и опять же связана с наличием достаточного количества бассейнов, что позволяет не форсировать процесс спортивной подготовки, а выявить одаренного спортсмена и на более поздних сроках.

Те не менее, советская система работала. Понятно, что уступала признанным лидерам, однако на фоне остальных выглядела неплохо именно благодаря своей жесткой и централизованной системе отбора и подготовки. Те же американцы, несмотря на свои успехи (вот она интеграция и обмен опытом!), интересовались нашими, создаваемыми в 1970–80 гг. спортивными интернатами, которые помимо других видов спорта готовили и пловцов. Их интересовала в первую очередь специально созданная система образовательного учреждения
, позволяющего тренироваться по 2-3 раза в день, полноценно питаться и учиться по специальному расписанию, что нереально в обычной школе.

Проблема сохранения статуса спортивной супердержавы для России в некоторой степени до сих пор отрицательно сказывается на плавании и на оценках выступлений наших пловцов. Нельзя требовать от нашего спортивного плавания невозможного. И если В. Сальников спустя 2 олимпийских цикла выиграл Олимпиаду 1988г. и стал героем олимпиады, то от А. Попова требовали того же, но уже через 12 лет(!) после первых олимпийских побед в Барселоне 1992 г. Не может же А. Попов выигрывать на протяжении десятилетий — это физически и физиологически невозможно. Его победа на чемпионате мира перед олимпиадой многих вдохновила. Тем не менее, необходимо трезво оценивать возможности нашего спортивного плавания и радоваться тем нечастым, но действительно выдающимся победам, которые прославили наше плавание. Попов, Садовый, Панкратов – своего рода уникальные российские пловцы, достойной смены которым трудно найти в наших условиях.

После итогов чемпионата мира 2003 г. по водным видам спорта, который завершился в Барселоне, руководитель научно-методического обеспечения пловцов сборной команды России по плаванию Г. Гилев в интервью сказал: «На проблему развития спортивного плавания в России нужно посмотреть комплексно. Чемпионат мира, сборная команда - только самая верхушка айсберга. Все начинается с массового обучения детей плаванию. А продолжается уже в группах начальной подготовки и совершенствования спортивного мастерства в ДЮСШ, ШВСМ, УОР, интернатах».

А вот что заявила в одном из интервью олимпийская чемпионка Галина Прозуменщикова после провального для российской сборной выступления на олимпиаде 2004 г. и на чемпионате мира 2005 г.: «В плавании мы никогда и не были ведущей державой. А успехов на международной арене добивались благодаря таланту и титаническому труду отдельных спортсменов и тренеров. В России очень мало бассейнов, уменьшилось и количество специализированных спортшкол. Все это не могло не сказаться и на спорте высших достижений. Удастся ли нам выплыть из «ямы» к Олимпиаде-2008 в Пекине? Думаю… нужна глобальная реорганизация всего нашего плавания».

А реорганизация опять же касается возращения к истокам — к массовости и доступности плавания, — и только на этой базе можно ковать спортивные победы.

Заключение
Анализ истории развития плавания показывает неоднозначность оценок и суждений по данному двигательному навыку. Кто-то считает его врожденным и потерянным в древние века. Кто-то – всегда приобретаемым.