Файл: Становление плавания как вида спорта за рубежом и в России.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, на просторных волнах и в самой Неве в бурную погоду».

Школа Г. Паули была оборудована плотами и несколькими специальными длинными ящиками для обучения начинающих, располагала большим количеством учебного инвентаря (поддерживающих средств, удочек, поясов и т. д.) и даже несколькими устройствами для прыжков в воду (трамплины). Начинающие пловцы проходили курс индивидуального обучения в начале на поясе с удочкой, которую держал преподаватель, и затем в свободном плавании под наблюдением учителя.

Исторически отмечено, что одним из частых посетителей этой школы был А.С. Пушкин.

Методика обучения, применяемая в этих школах, получила одобрение Общества русских врачей и стала применяться в 20 различных государственных и военных учебных заведениях.

Авторы пособий по плаванию того времени Гейнц, Паули рекомендовали сначала изучить плавательные движения на суше, а при выполнении упражнений в воде использовать различные поддерживающие средства (пробковые поплавки, надувные мешки, удочки, лямки и т. п.).

Обучение проводилось, как правило, способом брасс. Большое значение имело появление наиболее прогрессивного метода обучения плаванию - целостно-раздельного. Его описание можно найти в книге А. Ганике «Самообучение плаванию», вышедшей в 1897 г. Сущность метода заключалась в изучении отдельных элементов обучении техники плавания и в их последовательном сочетании в способе плавание. Упражнения выполнялись вначале в облегчённых условиях (на суше, у неподвижной опоры в воде, в скольжении с задержкой дыхания), а потом в обычных условиях плавания. Впервые автор рекомендует в начале обучения применять упражнения по освоению с водой - передвижения на мелком месте, погружения, всплывания, и, что особенно ценно, упражнения в скольжении. Этот метод позволял эффективно проводить групповое обучение плаванию, поэтому он стал основным методом обучения с начала XX века во всех школах плавания в России и за рубежом.

В России в 1866 г. (несколько позднее, чем в Европе) кронштадтскими моряками было основано общество организации помощи при кораблекрушениях, преобразованное в 1871 г. в «Российское общество спасания на водах». Они явились родоначальниками современной отечественной спасательной службы.

Вначале оживлять тонувших пытались, поворачивая их с живота на спину и обратно, катая их на бочке, покачивая на простынях и т.п. В дальнейшем стали применять более действенные методы, такие, как вдувание воздуха в лёгкие изо рта в рот и с помощью раздувательного мешка.


Во второй половине XIX века начинается строительство закрытых искусственных бассейнов для плавания. В Москве (2 — в 1891 году открывают бассейн при Центральных банях, а в 1895 году при Сандуновских), Петербурге (4 — три из них при военных учебных заведениях и один при бане) и Киеве (1 — при Киевском кадетском корпусе) открылось 7 небольших плавательных бассейнов (по другим данным — 8). В то время самый большой из них находился в здании Петербургского морского кадетского корпуса (17,5 м 8 м).

Во второй половине XIX века соревнования проводились в различных военных школах, кадетских корпусах и др. армейских частях, но они были сугубо внутренними.

Большую роль в распространении и популяризации плавания сыграли частные и городские купальни, имевшиеся почти во всех российских городах, расположенных вблизи водоемов. Здесь можно было искупаться и поплавать за сравнительно небольшую плату.

Наиболее известная в России школа плавания была основана в местечке Шувалово, недалеко от Петербурга, в 1908 г. Школа была организована на общественных началах по инициативе морского врача В.Н. Пескова. В течение летнего сезона здесь занималось до 400 человек. Занимавшиеся сдавали экзамен и могли получить звание магистра плавания. Магистр плавания должен был выполнить нормативы по 12 дисциплинам, в том числе: проплыть 3000 м брассом, 1500 м на спине, 1350 м в одежде, 30 м с камнем (весом не менее 2 кг), прыгнуть в воду с 7-метровой вышки, продемонстрировать приемы спасения тонущих. По выходным дням в школе проводились праздники с участием лучших учеников и учителей, с выполнением всевозможных фигур на воде, демонстрацией различных способов плавания и ныряния, прыжками в воду с трамплина и вышки, состязаниями в скорости плавания и сноровке при спасении «тонуших», «сражениями» на лодках со сбиванием противника шестом в воду.

Между прочим, именно магистры Шуваловской школы составили костяк российской сборной пловцов, дебютировавшей на Олимпиаде 1912 г. в Стокгольме.

В дальнейшем выпускники Шуваловской школы организовали школы плавания в Феодосии, Баку, несколько позже также в Киеве, Чернигове, Батуми, Николаеве.

В 1912 г. в Москве было создано Московское общество любителей плавания, проводившее занятия как летом, так и зимой в Сандуновских банях.

Большая заслуга в деле развития плавания в России принадлежит выдающемуся русскому пловцу (рекордсмену мира!), преподавателю французского языка Бакинской гимназии Л.А.Романченко. Он изучил технику популярных для того времени способов плавания (а основу методики обучения плаванию в предреволюционные годы составлял способ плавания брасс) и, усовершенствовав методику предварительного изучения плавательных движений на суше, организовал обучение молодежи. В 1913г. Л.А. Романченко преподавал на курсах плавания при обществе «Богатырь» в Петербурге. В 1915-1916 гг. Л.А. Романченко посетил ряд городов России, где обучил плаванию десятки молодых людей. Наиболее способные ученики, выполнившие программу и сдавшие испытания, получали свидетельства, дававшие им право обучать плаванию на общественных началах.



Все больше возрастает гигиенически-оздоровительное значение плавания. В печати того времени появляются рекомендации по приучению к воде детей, например, книга А.Н. Филиппова «Гигиена детей», книги Покроского, Носовича, Волкова, Шеманского, Полторацкого и др.

Знаменитый русский педагог В.В. Гориневский в 1913 г. писал: «Плавание в гигиеническом и воспитательном отношении — прекрасное упражнение тела. Оно представляет гармоническое сочетание деятельности различных мышечных групп, приходящих под влиянием воды в сильное напряжение. Плавание приучает к воде, к уходу за кожей, к сохранению тела в чистоте; оно приучает также к перенесению чувства холода, закаливает человека».

После Октябрьской революции большинство бывших «шуваловцев» стали тренерами по плаванию в организациях Всеобуча.

Всевобуч организовал в 1918-м и 1919 гг. массовое обучение плаванию и переправам вплавь в ряде крупных городов страны. В 1922 году при его поддержке было образовано общество плавания «Дельфин», явившееся приемником традиции Шуваловской школы и ставшее вскоре своеобразным центром спортивного плавания в стране. С 1921 г. стали ежегодно проводиться крупные соревнования в Москве. Открытые в Москве и Петрограде институты физической культуры начали подготовку преподавателей и тренеров по плаванию.

В 1925 г. преподаватель плавания Московского института физической культуры Л.В. Геркан издал первое послереволюционное учебное пособие по плаванию.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры» привело к значительному улучшению всей работы по плаванию: расширилось строительство водных баз и бассейнов, во всех республиках возросло число занимающихся плаванием, увеличилось количество соревнований по плаванию.

В 1925–34 гг. издаётся ряд учебных пособий по плаванию: «Теория и практика спортивного плавания» (Л.В. Геркан), «Водный спорт» (А.А. Жемчужников), «Плавание, прыжки в воду и водное поло» (Н.А. Бутович). В это же время совершенствуется методика обучения и спортивной тренировки по плаванию.

В 1928 году в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране.

Большое значение в формировании всей советской системы физического воспитания и развитии массового плавания имело введение в 1931–32 гг. комплекса ГТО и в 1934 г. комплекса БГТО, где одним из прикладных видов упражнений было плавание.


Развитию массового плавания способствовало созданное в 1931 г. «Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР» (Союз ОСВОД). Оно проводило большую работу не только по охране жизни трудящихся, но и по обучению населения плаванию и его популяризации.

1934 год в истории физкультурного движения отмечен выдающимся событием. Постановлением ЦИК СССР учреждено почетное звание «Заслуженный мастер спорта». В целом развитие физкультурного движения в стране создало условия для введения в 1935 г. Союзной классификации физкультурников СССР, а в 1937 г. — Классификации физкультурников СССР. Они включали требования для получения спортивных разрядов и звания мастер спорта.

Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания. В 1941 г. Германия напала на СССР. Развитие спорта, в том числе плавания, в стране затормозилось. Физкультурные организации перестроили свою работу в интересах фронта. В годы войны проводилась большая работа по военно-физической подготовке. Только в 1943 г. было обучено плаванию и переправам вплавь около 500 тыс. человек. В боевых операциях на море, при высадке десантов и переправах умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало победе русских солдат и спасению их жизней.

Важным фактором в развитии спортивного плавания в стране явилось вступление в 1947 г. Всесоюзной секции плавания в члены Международной федерации любителей плавания (ФИНА) и развития спортивных связей с пловцами зарубежных стран.

Благодаря активной работе физкультурных организаций к 1948 г. был достигнут довоенный уровень количества занимающихся плавательным спортом в стране.

В 1948 году ЦК ВКПб принял постановление о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов, реализация которого позволила повысить мастерство советских спортсменов и, что самое главное, поднять массовое плавание в стране.

После распада СССР ситуация еще более ухудшилась (закрытие спортивных школ и секций, материальные трудности государства и населения), что негативно сказалось на развитии плавания — возросло количество детей, не умеющих плавать.

В настоящее время лишь немногие школы и вузы могут позволить себе использовать плавание в системе физического воспитания.


Одна из самых актуальных задач на сегодняшний момент — массовое обучение детей плаванию, формирование жизненно необходимого навыка, возможность проводить круглогодичные оздоровительные занятия в рамках образовательных учреждений: детских садов, школ, вузов.

Но опять же основная проблема состоит в отсутствии должного количества бассейнов, не укладывающегося в существующие нормы. По архитектурным нормам на одного жителя должно быть 0,03 кв.м зеркала воды в плавательном бассейне. В городе с населением 250000 человек один из бассейнов должен иметь трибуны для зрителей вместимостью до 2000 человек для проведения соревнований и праздников на воде. Площадь участка вокруг бассейна должна превышать площадь зеркала воды в 10–12 раз. На этой территории должны быть размещены спортивные площадки и тренажеры, развлекательные устройства, место общественного питания, деревья и кустарники. Нормы (СНиПа) Госстроя РФ близки к расчетам международного союза архитекторов (МСА).

Рекомендуемые нормы МСА приведены в таблице 1. А данные о количестве плавательных бассейнов в некоторых регионах России по состоянию на 2000 г. — в таблице 2. Следует отметить, что в некоторых регионах реальное количество бассейнов может несколько отличаться (причем скорее всего в меньшую сторону) из-за все еще встречающейся пагубной практики чиновников включения в статистику уже давно нефункционирующих плавательных бассейнов (перепрофилирование под дельфинарий, разрушенные здания бассейнов, непрекращающийся капитальный ремонт).
Таблица 1. Количество плавательных бассейнов в некоторых регионах России по состоянию на 2000 г.

№ п/п

Название

Население

Количество бассейнов

Реальное

Необходимое

1.

Белгородская область

1,3 млн.

15

60

2.

Свердловская область

4,5 млн.

21

275

3.

Красноярский край

3,2 млн.

24

160

4.

Новосибирская область

2,7 млн.

21

135

5.

Самарская область

3,2 млн.

22

160

6.

Татарстан

3,2 млн.

13

160

7.

Курская область

1,5 млн.

5

75

8.

Башкортостан

4 млн.

11

200

9.

Орловская область

1 млн.

2

50

10.

Москва

9 млн.

84

500

11.

Московская область

7 млн.

76

350

12.

Пензенская область

1,5 млн.

4

75

13.

Смоленская область

1,3 млн.

5

60

14.

Оренбургская область

2,1 млн.

14

104

15.

Мурманская область

1 млн.

4

50