Файл: Подготовила Полина Шарапова, студент 22 гр 2 подгр фбж начну свой реферат.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституция также определяет, какие вопросы в сфере ООС должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении РФ находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, ООС и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и ООС, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).
Федеративные договоры определяют предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации в области природопользования и ООС. Важным является положение договоров о том, что законопроекты РФ по предметам совместного ведения направляются субъектам РФ. При принятии федерального закона в Государственной думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации.
Законы (конституционные и федеральные). Закон является средством закрепления государственной экологической политики и принимается органом представительной ветви государственной власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон «Об охране окружающей природной среды». Это означает, что в вопросах ООС нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.
Закон определяет правовые основы государственной политики в области ООС, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области ООС и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ; определяет определение эколого-правовой статус граждан через регулирование их экологических прав и обязанностей, создание экономического механизма ООС, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая: Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982); Земельный кодекс РФ (2001); Федеральный закон «О недрах» (1995); Лесной кодекс Российской Федерации (1997); Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995); Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995); Федеральный закон «О животном мире» (1995); Водный кодекс РФ (1995); Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995) и др.
К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся: Указ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» (1994); «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996); «Об особо охраняемых территориях Российской Федерации» (1992); Распоряжение «Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью» (1995) и др.
Правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня.
Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и ООС с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Нормативные правовые акты министерств и ведомств. В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей природной среды наделены вневедомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей области.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К ведению местного самоуправления относится принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории,
организацию утилизации и переработки отходов, участие в ООС.
Локальные нормативные правовые акты принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты общего характера – уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и ООС. Специальные локальные акты – планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.
Нормативно-правовые акты по экологической безопасности
В основе экологического законодательства лежит Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Впервые в истории российского законодательства данным законом провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан загрязнением природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить ущерб в полном объеме.
Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), при которых отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти. Однако закон исходит из того, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения — составная часть управленческой, социальной и производственной деятельности всех государственных органов, предприятий, общественных объединений. Закон возлагает на предприятия обязанность осуществления производственного, санитарного и экологического контроля с целью предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечения безопасных условий труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, предусматривает режим санитарной зоны и др.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 30 декабря 2001 г. предоставляет потребителю право на то, чтобы товары, работы, услуги при обычных условиях их использования, их хранении и транспортировки были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды; устанавливает имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 19 июля 1995 г. направлен на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. определяет целенаправленную деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения и предусматривает основные направления градостроительной деятельности: ее организацию с учетом состояния окружающей среды; экологически безопасное развитие поселений, городских округов, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие; рациональное землепользование, охрану природы, ресурсосбережение, защиту территории от опасных техногенных процессов.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере водопользования и сохранения водных объектов, является Водный кодекс Российской Федерации от 12 апреля 2006 г.
Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей задачей регулирование земельных отношений в целях рационального использования земель и их охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды. Понятие «охрана земель» включает в себя в том числе и защиту земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами.
Административным кодексом Российской Федерации установлена административная ответственность за различные нарушения в области охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов и др.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления.
Плата за загрязнение взимается с природопользователей (предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду [34]:
-
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; -
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; -
размещение отходов.
Особое место среди законодательных документов экологической направленности занимает Федеральный закон «О техническом регулировании», регулирующий отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Технические регламенты принимаются в целях:
-
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; -
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; -
соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
-
безопасность излучений; -
биологическую безопасность; -
взрывобезопасность; -
механическую безопасность; -
пожарную безопасность; -
промышленную безопасность; -
термическую безопасность; -
химическую безопасность; -
электрическую безопасность; -
ядерную и радиационную безопасность; -
единство измерений.
Главный принцип технического регулирования — применение единых правил установления требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, выполнению работ или оказанию услуг. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями и уполномоченными на проведение государственного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.