ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по теме "Понятие о деепричастии"
Тип урока: изучение нового
Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.
Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
-
Обучающие:-
познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота. -
Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий (мультимедийной презентации); -
Проверка качества усвоения учащимися данной темы.
-
-
Развивающие:-
Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; -
Развитие речи учащихся, мышления.
-
-
Воспитательные:-
Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям; -
Воспитание интереса к русскому языку.
-
-
Учебные:-
Расширить знания; -
Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации; -
Формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.
-
Ход урока
I. Выразительно прочитать текст (имеется у каждого обучающегося)
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: “Чуф! Ши!”
М.Пришвин
-
Определите тему, основную мысль, (красавец тетерев) -
Определите стиль текста, назовите его приметы (эпитеты: синяя, чёрного, радужное; метафоры: загорелся огненным цветком, чистейшее бельё; сравнение: как мостик) -
Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? (прилагательные-эпитеты позволяют создать красочный образ, глаголы - передать действие тетерева)
II. Новый материал
-
Какие действия совершает тетерев? Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул -
Какие слова похожи на глаголы? Устроившись, завидев, показав. Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?
Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов. (Приложение 1)
III. Сообщаю, что это деепричастие, тема нашего урока.
В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу – и сразу поймёшь, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую.
До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Мы недавно выяснили, что краткая форма образуется только от страдательных причастий (посеянное поле- поле посеяно, выполненная работа-работа выполнена) Вот её место и заняли деепричастия. (Приложение 2)
Наблюдение над предложением (на мониторах компьютеров)
Устроившись, стал расцветать.
-
Какое действие главное, основное? Каким членом предложения является? (сказуемое) -
Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Когда? Что сделав?) Изменяется ли слово? Каким членом предложения является?
Вывод:
-
Деепричастие не изменяются. -
Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. -
В предложении деепричастие является обстоятельством. (Приложение 3)
Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!
Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых (если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Давай сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит тебя от проблем в дальнейшем. (Приложение 4)
VI. ИНСТРУКЦИЯ по определению деепричастий (Приложение 5)
VI. ЗАДАНИЯ (выполняют на компьютерах):
№ 1
Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:
Держа указку
Рассматривающий картину
Пригибаясь к земле
Проверив себя
Вернувшаяся из поездки
Громко крича
№ 2.
От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли глаголов образуются деепричастия?
Показаться -
Бегать-
Сделать -
Жечь -
Знать -
Шить
№ 3.
Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия
Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.
VII. Продолжаем наблюдение.
-
Что такое причастный оборот?
А как вы думаете, какой оборот можно назвать деепричастным? (Приложение 6-7)
-
Если не знать о коварстве русского языка то тебе будут казаться правильными такие фразы. Необходимо исправить их, чтобы они звучала по-человечески.
-
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. -
Сидя у окна, в комнату влетел воробей. -
Возвращаясь домой, пошёл дождь.
Стало быть, каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее)
Задание № 4.
-
Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.
-
Множество обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая. -
Изм_нив курс корабль подош_л к гибнущ_му великану. -
На мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан.
VIII. Домашнее задание