Файл: 1. 1 Теоретические аспекты инвестиционной деятельности кредитных организаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.1 Теоретические аспекты инвестиционной деятельности кредитных организаций
Инвестиционная деятельность в финансовой или банковской деятельности, по своей сути, предполагает наличие специального терминологического аппарата.
Однако действующее законодательство не закрепляет легальных определений таких понятий, как «инвестиции в банковской сфере», «инвестиционная деятельность в банковской сфере». Стоит отметить существующую неопределенность правового регулирования инвестиционной деятельности в банковской сфере.
Так, «инвестиции в банковской сфере» – это объекты гражданских прав, имеющие денежную оценку, вкладываемые банками посредством совершения банковских операций в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта, необходимого субъектам инвестиционной деятельности в банковской сфере1.
К числу ключевых признаков инвестиций в банковской сфере отнесены следующие:
- банковские операции (операции на финансовых рынках, привлечение и размещение капитала и т. д.) выступают правовой формой вложений объектов гражданских прав в банковской сфере; вложение объектов гражданских прав осуществляется в интересах субъектов инвестиционной деятельности в банковской сфере.
Под инвестиционной деятельностью в банковской сфере понимается также особый вид деятельности кредитных организаций, связанный с вложением объектов гражданских прав в реальный сектор экономики и финансовые активы, направленный на достижение баланса частных (получение прибыли и достижение иного полезного эффекта, необходимого субъектам инвестиционной деятельности в банковской сфере) и публичных (поддержание социально-экономической стабильности в государстве) интересов.
Из признаков инвестиционной деятельности в банковской сфере выделим2:
-
обеспечение как частных, так и публичных интересов, в том числе направленных на поддержание социальной стабильности в государстве, предотвращение кризисных явлений; -
повышение инвестиционной привлекательности кредитных организаций и государства в целом; инвестиционная деятельность в банковской сфере характеризуется особым субъектным составом (кредитные организации, уполномоченные органы).
Основным субъектом инвестиционной деятельности в банковской сфере является банк, который должен обеспечивать эффективное управление значительными финансовыми ресурсами, как в собственных интересах, так и в интересах своих клиентов; инвестиционная деятельность в банковской сфере предполагает совершение банковских операций.
Инвестиционная деятельность в банковской сфере выступает действенным механизмом развития экономики, способствует устойчивому экономическому росту государства, что в конечном итоге ведет к повсеместному общественному развитию.
Правоотношения в области инвестиционной деятельности в банковской сфере, в отличие от инвестиционной деятельности в иных сферах, имеют особый субъектный состав.
Поэтому теоретически вопросы формирования банковских затрат и управления ими, лежащие в основе процесса бюджетирования, являются весьма актуальными. Бюджетирование, сущность которого состоит в формировании бюджетов, отражающих различные стороны деятельности банка, невозможно осуществить без системы финансового планирования. В основе бюджетирования лежит внутренняя управленческая информация. Из этого следует, что вопросы совершенствования управленческого учета и определения его места в системе финансового менеджмента банка также представляются актуальными. А также, грамотно организованный процесс бюджетирования упрощает осуществление всех видов деятельности банка, в том числе и инвестиционной3.
На формирование инвестиционной политики на мезоуровне в современных экономических условиях большое влияние оказывает инвестиционная политика коммерческих банков.
Резюмируя, можно подчеркнуть прямую взаимосвязь развития инвестиционной деятельности с состоянием банковского сектора и его правовым регулированием (например, национализация банков в советский период отразилась на сокращении числа субъектов инвестиционной деятельности в банковской сфере), а также волнообразный характер развития инвестиционной деятельности в банковской сфере в отечественной истории.
Исходя из этого, необходимо исследовать современное состояние правового регулирования инвестиционной деятельности в банковской сфере в России и дать характеристику текущему этапу ее развития.
1.2 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций
В настоящее время существует разветвленная система нормативно-правовых актов, которыми регулируется инвестиционная деятельность в банковской сфере. Данные нормативные акты, в частности, закрепляют поощрение вкладов частных лиц в развитие организаций разных секторов экономики. Однако санкции со стороны целого ряда государств, общая стагнация российской экономики, оказывают мощное деструктивное влияние на развитие инвестиционной деятельности в нашей стране, которое не может быть сломлено исключительно гарантиями и мерами поддержки в законодательной сфере.
Нормативные правовые акты, которыми регулируется инвестиционная деятельность в банковской сфере на современном этапе, составляют определенную систему. В общем виде она включает в себя несколько направлений правового регулирования. Л.В. Шманева указывает, что именно несовершенство федерального законодательства Российской Федерации и его несоответствие международному уровню и породило многообразие доктринальных концепций по поводу правового регулирования инвестиционной деятельности4. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что правовое обеспечение инвестиционной деятельности и складывающихся в ее рамках отношений изначально регулировались и международными, и национальными нормами права. На уровне национального правового регулирования использовались системы публичного и частного правового регулирования.
В современную систему источников правового регулирования инвестиционной банковской деятельности входят следующие нормативные правовые акты: нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в целом; нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность; специализированные нормативные акты, которые регулируют инвестиционную деятельность кредитных учреждений на рынке ценных бумаг, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Система законодательства об инвестиционную деятельность в банковской сфере
В условиях необходимости анализа инвестиционной политики государства, выражающейся, по мнению В.А. Баранова, в системе источников регулирования инвестиционной деятельности5, рассмотрим нормативные акты, регламентирующие осуществление инвестиционной деятельности в целом. Законодательство в этой сфере устанавливает общие принципы и основные положения деятельности отечественных и иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, а также порядок их взаимоотношений с субъектами хозяйственной деятельности в различных секторах экономики.
Необходимость реализации потенциала кредитных организаций в инвестиционной деятельности осознается на государственном уровне. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрен План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал, созданию условий для их привлечения.
Однако в 2020 году объем инвестирования банков в отечественные корпоративные ценные бумаги составил всего 12,4% активов банковского сектора.
В российском законодательстве, правоприменительной практике и доктрине до настоявшего времени не сформировался единый подход к определению ключевых понятий, таких как «инвестиции в банковской сфере», «инвестиционная деятельность в банковской сфере», «финансовые технологии». Остаются нерешенными вопросы, связанные с правовой регламентацией отношений в сфере применения новых финансовых технологий как объекта инвестирования, что не способствует развитию инвестиционной деятельности банков.
К основам системы правового регулирования инвестиционной деятельности находится Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Данный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Большое значение для регулирования инвестиционной деятельности имеет такой нормативно-правовой акт, который регламентирует инвестиционную деятельность в Российской Федерации, как Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Федеральным законом от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен комплекс гарантий прав иностранных инвесторов, действующих на российском рынке. Стоит сказать о довольно серьезном несовпадении между содержанием Федерального закона от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и его названием. Данный закон можно было бы назвать законом «О государственных гарантиях, предоставляемых при осуществлении иностранных инвестиций». Преамбула данного нормативного правового акта, в первую очередь, содержит упоминание именно о гарантиях, а затем говорит об условиях осуществления деятельности иностранных инвесторов на территории России. Пункт 1 ст. 1 также говорит о том, что данный акт регулирует отношения, которые связаны с гарантиями прав зарубежных инвесторов.
Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» содержит положения, регламентирующие отношения, связанные с привлечением финансового капитала путем заключения договора доверительного управления или размещения акций с целью их объединения и дальнейшего инвестирования в объекты, подлежащие определению согласно вышеуказанному Федеральному закону6. Также вышеуказанным Федеральным законом закрепляются положения, которые регламентируют отношения по доверительному управлению имуществом инвестиционных фондов, по хранению и учету имущества таких фондов, а также по осуществлению контроля за его распоряжением
Законами, регулирующими инвестиционную деятельность, принятыми на региональном уровне, обеспечиваются гарантии предоставления денежных средств из бюджета региона. Такая финансовая помощь может иметь вид прямого инвестирования за счет бюджетных средств (Тюменская область, Ярославская область) или льготного инвестиционного кредита (Самарская область, Псковская область, Республика Карелия).
Некоторые регионы закрепили в своих законах, регулирующих отношения в сфере инвестиций и инвестиционную деятельность в целом, формы поддержки органов региональной власти. Поддержка оказывается в виде льгот и гарантий. В течение последних лет все больше регионов разрабатывают инвестиционные программы для инвесторов. Обратим внимание на действующие постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы, актуальные при реализации инвестиционных программ: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»7, Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы»8, Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 143 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора»9.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе одной из актуальнейших задач интенсификации и оптимизации внешнеэкономических отношений субъекта Российской Федерации выступает формирование сбалансированной системы регионального и федерального законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность. При разрешении данной задачи должны учитываться возможности и особенности конкретного региона, а также его инициатива в части привлечения инвесторов. Привлечь инвестиции в регион невозможно без соответствующей нормативной подзаконной базы. В законах регионов, регулирующих инвестиционную деятельность, целесообразно закрепить приоритетные объекты для установления в будущем гарантий или льгот с целью