Файл: Вопрос 1 Понятие Конституционного права России как отрасли права и учебной дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос 15: Понятие конституционного строя и его основ: общая характеристика основ конституционного строя РФ, его структура.

Ответ: Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Элементы конституционного строя РФ:

  1. Республиканская форма правления;



  1. Суверенитет РФ;



  1. Права и свободы личности;



  1. Источник власти – многонациональный народ России;



  1. Верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;



  1. Федеративное государственное устройство;



  1. Гражданство РФ;



  1. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;



  1. Организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ.

Вопрос 16: Демократия как система ценностей и механизм управления

Ответ: Демократия — это форма правления при посредстве народа, форма осуществления власти профессиональными политиками. Это не процесс формирования «общей воли» народа, а конкурентная борьба групповых интересов, представляемых лидерами; механизм, позволяющий рядовым гражданам определять состав руководства социальной структурой, а руководству — легализовывать свою власть. Ценности демократии: защита интересов людей, возможность жить людям согласно их собственным законам, гарантированность личной свободы и прав человека, равенство всех перед законом, моральная ответственность людей за их политические решения, политическое равенство, свободные и честные выборы, справедливое судопроизводство, толерантность, сотрудничество и компромисс в отношениях между народом и властью, предотвращение деспотизма.

Вопрос 17: Концепции суверенитета в федеративном государстве


Ответ: Суверенитет- это характеристика государства, определяющая его самостоятельность во внешних делах, а также верховенство его власти во внутренних. Второй части этого определения обычно придается меньшее значение, и слово»суверенитет» в современной политике часто используется как синоним слова «независимость».

I концепция: Первая концепция возникла в период образования 1-го федеративного государства – Соединенных Штатов Америки. Известные политические деятели США такие, как Джеймс, Мэдисон, Гамильтон, выдвинули идею делимости суверенитета, принадлежащего как федерации в совокупности, так и ее субъектам. Данная концепция была воплощена в Конституции Соединенных Штатов Америки в 1787-м году. Представители данной концепции считали, что принадлежность суверенитета как федеративному государству, так и его субъектам даст возможность не допустить сосредоточение всех властных полномочий у федеральных органов госвласти, обеспечить гармоничное сочетание власти федеральных органов госвласти с госвластью, проводимой субъектами РФ.

II концепция: Смысл следующей концепции состоит в том, чтобы пропагандировать идеи принадлежности государственного суверенитета исключительно субъектам федерации и лишить суверенитета федерации в целом. Идеологи данной концепции – американский сенатор Кальгун, а также баварский государствовед Зейдель. Они отстаивали идеи части господствующего класса, отстаивающей сепаратизм, считавшей наиболее приемлемым для себя децентрализованное государство, с сильной госвластью субъектов федерации, которые могут не подчиняться федеральным органам госвласти.

III концепция: Сущность третьей централистской концепции суверенитета заключается в идее принадлежности суверенитета исключительно федерации. У субъектов федеративного государства суверенитет отсутствует. С позиции конституционного права государство, которое выступает частью второго государства, не может быть суверенным государством. На одинаковой территории не может быть в одно и то же время 2-х суверенных властей. Госвласть федерации – это единственная суверенная власть на федеративной территории. И она осуществляется, исходя из воли всего населения федеративного государства. Суверенитет или полный, или его не существует вообще. Вот почему идея делимости суверенитета считается полным абсурдом.



Вопрос 18: Человек, его права и свободы – высшая ценность.

Ответ: Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.Конституция Российской Федерации рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности.Основные характеристики данного принципа:

  1. Права и свободы человека – высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;



  1. Содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

Вопрос 19: Экономические основы конституционного строя.

Ответ: КРФ закрепляет основные принципы:

Свобода экономической деят-ти (ч.1 ст.8) – разнообразие форм собственности, свобода ППД, свобода труда. Единство экономического пространства – исключение таможенных барьеров и других преград для экономического сотрудничества. Собственность – исходная база эк-их отношений. Существует а) частная, б) гос-ая, в) муниципальная собственность (ч.2 ст.8). Каждый вправе иметь имущество в соб-ти, владеть, пользоваться, распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами (ч.2 ст.35). Свобода ППД – КРФ устанавливает свободное использование способностей и имущества для ППД, разрешенной законом (ч.1 ст.34). ППД может осуществляться индивидуально или коллективно, необходима лицензия (ФРС – Федеральная Регистрационная Служба, орган Юстиции)

Свобода конкуренции – обязательный элемент рынка

Создание кооперативов, что поощряет государство

Инвестиции – свобода обмена, либерализация цен, свобода торговли

Труд свободен (ст.37)

Вопрос 20: Политические основы конституционного строя.

Ответ: К политическим основам конституционного строя России относятся: 1) демократическое государство; 2) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) единство государственной власти; 6) государственный суверенитет; 7) идеологическое и политическое многообразие, многопартийность;


8) федеративное государство; 9) самостоятельность местного самоуправления; 10) правовое государство.

Вопрос 21: Государственный суверенитет РФ

Ответ: ст. 4 КРФ : РФ – это суверенное государство. Государственный суверенитет РФ– независимость и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социального и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами.

Вопрос 22: Принципы правового и социального государства

Ответ: Выделяют несколько основных принципов правового государства: Верховенство закона на всей территории страны; Соблюдение принципа разделения властей; Взаимная ответственность личности и государства; Гарантии прав и свобод личности;

Среди приоритетных принципов социального государства можно выделить следующие: Поддержка социально незащищенных категорий населения; Охрана здоровья и труда; Поддержка института семьи, материнства и отцовства; Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными категориями населения; Поощрение благотворительной деятельности; Финансирование и поддержка фундаментальных научных открытий

Вопрос 23: Народовластие как основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия

Ответ: Согласно Конституции Российской Федерации, народовластие — одна из основ конституционного строя. Народовластие — волеизъявление народа в управлении государством. Основы конституционного строя Формы народовластия. Являясь единственным источником власти в России, многонациональный народ может осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В связи с этим различают две формы народовластия — непосредственную (прямую) демократию и представительную (косвенную) демократию. Непосредственная демократия. Высшим выражением народовластия является непосредственное осуществление власти народа. Согласно Конституции РФ, высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы.

Вопрос 24: Российская Федерация – Федеративное государство

Ответ: Федеративное устройство Российского государства – это его национально-территориальная организация и структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.


В настоящие время в состав РФ входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 49 областей, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов. По своему характеру Россия является не договорной, а конституционно-правовой Федерацией. Поэтому Российская Федерация является не союзом государств, а единым государством.

Вопрос 25: РФ – Светское государство

Ответ: В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не в праве оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объедине ний) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

Вопрос 26: Принцип разделения властей в России и в зарубежных государствах.

Ответ: Один из основополагающих принципов конституционного строя РФ, закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций др. ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм.

Вопрос 27: Правовой статус политических партий в Российской Федерации

Ответ: Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Чтобы общественное объединение получило статус политической партии, оно должно иметь: Региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, причем в одном субъекте РФ может быть только одно региональное отделение партии; Не менее 10 тыс. членов политической партии; Руководящие и иные органы политической партии, а также региональные отделения и иные структурные подразделения на территории РФ.