Файл: Консолидация, инкорпорация и ревизия нормативных правовых актов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат
Учет, КОНСОЛИДАЦИЯ, ИНКОРПОРАЦИЯ И РЕВИЗИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Содержание
Введение 3

1 Виды систематизации законодательства 4

2 Систематизация законодательства в предпринимательской деятельности 6

3 Проблемы правовой реальности 10

4 Экономико-правовая экспертиза нормативных правовых актов 17

Заключение 21

Библиографический список 24
Введение
Многообразие правовых норм требует их систематизации, т.е. приведения их в единую, согласованную, целостную систему.

Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в согласованную, взаимоувязанную систему по отраслям законодательства, позволяющую провести максимально полный учет нормативных актов в целях информирования заинтересованных лиц о действующих правовых нормах. Такое определение содержалось в п. 1.4.1 Инструкции о порядке ведения фондов правовой информации в системе Судебного департамента, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.01.2001 N 10. Данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 23.04.2021 N 90.

В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.

Система законодательства выступает как результат, следствие систематизации, а также как органическое свойство законодательства [1].  

Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе отраслей права, которые складываются объективно-исторически. В наибольшей степени «зависимость систематизации законодательства от объективно существующей системы права проявляется при кодификации [2].  

1. Виды систематизации законодательства

Существует три вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация - это вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов, и во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация - это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача - расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, но и другим категориям населения.


Инкорпорация - это форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.

Высшая ступень систематизации законодательства - кодификация. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства. Кодификация - это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты.

Кодификация - это наиболее совершенная и сложная форма систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного времени. Виды кодификации: всеобщая, отраслевая и специальная (комплексная). Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом перед кодификацией.

 






2. Систематизация законодательства в предпринимательской деятельности

 

Систематизация и совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности представляют собой непрерывную форму развития и упорядочения действующей правовой системы в сфере предпринимательства. Это объективный и сложный процесс, обусловленный постоянным изменением общественных экономических отношений и необходимостью

упорядочения нормативных правовых актов, устранения пробелов, противоречий и дефектов законодательства, стремлением законодателя к улучшению юридического изложения норм права, повышению их эффективности.

Среди ученых-юристов нет единства мнений относительно форм систематизации законодательства. Выделяют 1) учет, 2) инкорпорацию, 3) консолидацию, 4) кодификацию и 5) создание сводов законодательства. На различных этапах развития законодательства в сфере предпринимательства могут оказаться востребованными разные формы систематизации, в наибольшей степени обеспечивающие решение текущих экономических задач.

Наиболее распространенными формами систематизации законодательства о предпринимательской деятельности являются инкорпорация и консолидация. Инкорпорация может реализовываться в виде подготовки и издания различного рода хронологических и тематических собраний и сборников нормативных правовых актов. При инкорпорации не допускается вносить изменения в содержание правовых норм. В то же время возможна редакционная правка нормативных актов: их изложение с учетом последних официальных изменений; исключение положений, утративших силу; исправление технических опечаток и т.п. Примером официальной инкорпорации могут служить "Собрание законодательства Российской Федерации", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", "Собрание действующего законодательства (СДЗ) города Москвы" и др. Так, в СДЗ города Москвы выделена специальная глава 6.2, в которой собраны действующие положения актов города Москвы, посвященные экономической, предпринимательской и хозяйственной деятельности. В качестве неофициальной инкорпорации можно рассматривать различные электронные справочные правовые системы ("КонсультантПлюс", "Гарант" и т.п.), уделяющие большое внимание систематизации предпринимательского законодательства.

В процессе консолидации нормативных правовых актов в сфере предпринимательства устраняется их множественность по одним и тем же вопросам путем создания крупных однородных актов в системе законодательства. В результате консолидации новый укрупненный акт не меняет содержания правового регулирования и не вносит новелл в действующее законодательство.

В российской юридической литературе активно обсуждается проблема кодификации предпринимательского законодательства.


Ряд ученых полагают достаточным принятие отдельного Торгового кодекса, регулирующего деятельность предпринимателей в сфере торгового оборота и содержащего особенности заключения торговых (предпринимательских) договоров, правил приемки товаров по количеству и качеству, гарантийного обслуживания и т.д. [3].  

Вместе с тем многие специалисты в области предпринимательского права склоняются к необходимости принятия Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса РФ, в котором предлагается объединить нормы частного и публичного права, обеспечивающие специальное регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности [4]. При этом сторонники предпринимательского права как самостоятельной отрасли призывают к созданию единого отраслевого кодекса, а другие авторы ведут речь о кодексе как комплексном нормативном акте, основанном на нормах различных отраслей права.

  Отдельные ученые предлагают не создавать специальный кодифицированный акт типа Предпринимательского кодекса, а сосредоточиться на строгой систематизации норм о предпринимательской деятельности, развитии понятийного аппарата предпринимательского права (предмет, источники, субъект предпринимательской деятельности, объекты предпринимательского оборота, предпринимательские обязательства и т.д.) [5]. В качестве основного нормативного акта в системе совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности, например, предлагался Федеральный закон "О предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей" [6].

  Потребности в принятии отдельного Предпринимательского кодекса обусловлены тем, что Гражданский кодекс как акт частного права не может обеспечить в полной мере регулирование комплексных частно-публичных отношений, возникающих в сфере предпринимательства. Е.П. Губин отмечал, что гражданское законодательство не способно в силу ограниченности инструментальных возможностей адекватно обеспечивать потребности бизнеса [7].

  С другой стороны, развитие экономических отношений объективно требует совершенствования правовых норм. За последние годы предпринимательское законодательство формировалось путем создания актов, регулирующих отдельные элементы рыночной экономики и институты рынка (банковская и страховая деятельность, рынок ценных бумаг, инвестиции, инновации, несостоятельность (банкротство), конкуренция и т.д.), а также различные отрасли народного хозяйства (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство и т.д.). В целом оно обеспечивает надлежащую правовую основу для функционирования рыночных отношений. Однако действующее законодательство в сфере предпринимательства имеет ряд недостатков, сдерживающих предпринимательскую активность. Оно в целом плохо структурировано, не имеет общих положений, обеспечивающих системную связь нормативных положений в различных актах и единство правовых принципов в сфере предпринимательства, изобилует противоречиями и представляет собой неоправданно огромный массив нормативных правовых актов.


В процессе кодификации предпринимательского законодательства возможно объединить и систематизировать оправдавшие себя правовые нормы, переосмыслить и переработать их содержание применительно к новым экономическим реалиям, изложить нормативные правила внутренне согласованно, устранить противоречия между ними, ликвидировать устаревшие положения, пробелы, дублирование норм, обеспечить максимальную полноту регулирования отношений в сфере предпринимательства.

В целях совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности возможна его унификация - выработка единых правовых норм (конструкций) для регулирования сходных отношений. Например, специалисты в области транспортной деятельности обращают внимание на наличие противоречий между транспортными уставами и кодексами и неоправданную дифференциацию законодательства в сфере перевозок, что подчеркивает необходимость его унификации.

В целом развитие и совершенствование современного российского законодательства о предпринимательской деятельности и основах рыночной экономики осуществляется по следующим ключевым традиционным направлениям, нацеленным на правовое обеспечение реального хозяйственного сектора в условиях перехода к цифровой экономике: правовое обеспечение структурных изменений в народном хозяйстве; совершенствование инвестиционного законодательства; правовая поддержка институциональных преобразований; развитие законодательства о конкуренции и монополии; регулирование бюджетных отношений и государственных закупок; регулирование денежно-кредитных отношений, финансового и фондового рынков с акцентом на развитие финансовых услуг в электронной форме; регулирование тарифов и совершенствование правовых основ ценообразования; налоговое регулирование; законодательное обеспечение внешнеэкономической деятельности.

3. Проблемы правовой реальности
 

Здесь рассмотрим вопросы актуального контекста правоприменения положений Конституции РФ. Постепенное стирание прямой правовой связи между конституционными нормами и нормами федерального и регионального законодательства влекут за собой серьезное искажение правоприменительной практики.  

Фундаментально изменились условия, в которых Конституция РФ действует, изменился правовой и политический контекст ее существования.

В первую очередь необходимо уточнить, что подразумевается под термином "контекст". Как отмечает С.А. Лебедев, под контекстом следует понимать языковую или объективную структуру, более широкую, чем текст или отдельное событие. Методологический смысл обозначенной категории "состоит в том, что контекст как целое, с одной стороны, существенно определяет смысл любого текста, как своего элемента, а с другой - лишает его однозначности и замкнутости, делая открытой и всегда неопределенной системой" [8]. Современная правовая реальность делится условно на две составляющие: 1) непосредственно нормативно-правовой массив юридических документов (законов, актов государственных органов, актов местного самоуправления и т.д.); 2) практика правоприменения, применения юридических документов. В связи с чем понятие "правовой контекст" выражает симбиоз перечисленных составляющих правовой реальности. Поэтому наблюдая и исследуя российскую правовую реальность, возникает множество вопросов о несоответствии друг другу перечисленных выше элементов правовой реальности.