Файл: Консолидация, инкорпорация и ревизия нормативных правовых актов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поиск адекватных ответов на вызовы в рамках законодательной деятельности преобладает как в государственной политике, так и в научных дискуссиях. Основные правовые механизмы обеспечения гибкости на уровне законодательного регулирования, как мы уже отмечали, достаточно хорошо проработаны. Лучшие практики и экспертные рекомендации по данной теме включают в себя ориентацию на определенные принципы (такие, как прозрачность и пропорциональность), частичное делегирование полномочий негосударственным организациям, оценку регулирующего и фактического воздействия, ограничение срока действия нормативных актов, следование правилу введения нового акта при условии отмены другого акта, правовое экспериментирование ("правовые песочницы") и др.

Речь идет о включении в нормативные акты положений, устанавливающих определенный срок действия акта, после истечения которого нормативный акт прекращает свое действие или происходит его ревизия с последующей отменной, изменением или продлением срока действия.

К сожалению, в нормативных правовых актах, обеспечивающих правовые условия реализации политики в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне, отсутствуют индикаторы, отражающие степень воздействия реализации целей и задач политики.

Экономико-правовая экспертиза нормативных правовых актов концептуального директивного уровня может быть произведена с использованием критериев, предложенных на доктринально-теоретическом уровне в научных публикациях. В экономической науке число таких критериев велико. Выделим часть из них, которые интегрально могли бы характеризовать степень достижения целей декларируемой политики. Если сравнивать такие интегральные показатели с показателями, используемыми в программах развития отраслей, то можно сделать вывод, имеющий принципиальное значение не только для экспертной деятельности в сфере реализации политики, но и для многих иных сфер экспертной деятельности, предполагающей оценку нормативных правовых актов. При организации экспертизы нормативных правовых актов необходимо выделять два принципиально различающихся уровня экспертной деятельности: экспертиза концепций и экспертиза документов, содержащих в своей структуре либо в ином нормативном правовом акте более высокого иерархического уровня критерии, прежде всего, экономические для возможности проведения экономико-правовой экспертизы.


Экономические критерии эффективности могут быть использованы для экономико-правовой экспертизы правовых документов концептуального уровня, а также для оценки федеральных программ развития отраслей.

Представляется, что требование обязательности обоснования достаточности и содержания критериев (индикаторов) должно быть установлено в федеральном законе, либо некоторые критерии должны быть сформулированы непосредственно в законе.

Таким образом, во-первых, одной из ключевых проблем является отсутствие обоснований системы критериев оценки нормативных правовых актов в сфере реализации политики как на этапе их подготовки, так и на этапах контроля, исполнения, мониторинга исполнения. Именно эти критерии должны являться формально-юридической основой для экспертной оценки. Во-вторых, принципиально важно то, что отсутствует публично доступное и формально закрепленное на нормативном уровне обоснование необходимости использования существующих критериев. Отсутствие такого обоснования и публично доступной информации об этом не позволяет провести формально-юридическую экономико-правовую экспертизу правовых актов в сфере формирования и реализации промышленной политики.

В-третьих, положения существующих нормативных правовых актов, регламентирующих обоснование, подготовку и принятие (утверждение), исполнение (правореализацию), мониторинг и контроль исполнения правовых актов во всех сферах, остаются во многом не реализованными. Их неисполнение при отсутствии и необоснованной закрытости информации приводит к невозможности объективной независимой оценки результатов реализации целей и задач политики, сопоставления достигнутых результатов с декларируемыми целями и задачами.

Неопределенность приоритетов политики не позволяет сформировать единые критерии оценки нормативных правовых актов. Теоретически и методологически в условиях неопределенности таких критериев возможны несколько вариантов подготовки экспертных заключений. Исходя из сложившегося положения, могут быть предложены следующие теоретически возможные подходы к систематизации и обоснованию использования критериев, показателей (индикаторов) в сфере реализации промышленной политики для целей экономико-правовой экспертизы нормативных правовых актов. Учитывая отмеченные выше недостатки и дефекты системы нормативных правовых актов в сфере формирования и реализации политики в Российской Федерации, в которой с точки зрения экономической науки выделенные критерии, показатели (индикаторы) являются во многих случаях дискуссионными для проведения формальной правовой оценки, имея в виду иерархическую подчиненность правовых актов, обоснованным является выделение двух типов экономико-правовой экспертизы в этой сфере нормативного правового регулирования. Они условно могут быть названы как формально-юридический и альтернативно-оценочный.



Заключение

Содержание и значение правовых актов в сфере реализации промышленной политики для развития экономики страны трудно переоценить, потому что, во-первых, промышленность в течение достаточно длительного времени обоснованно рассматривается в нашей стране как приоритетная сфера для развития экономики. Во-вторых, с точки зрения правового анализа сложившаяся система законодательных и иных нормативных правовых актов в этой сфере не только объемна, но и, к сожалению, весьма противоречива как на федеральном, так и на региональном уровне [18]. Введение института обязательной экономико-правовой экспертизы нормативных правовых актов в эту сферу общественных отношений, несомненно, будет способствовать как повышению четкости, полноты и непротиворечивости нормативно-правового регулирования, так и, что еще более важно, повышению его результативности.

Учитывая, что результаты теории экономического анализа права в сфере публично-правовых отношений немногочисленны как в зарубежных исследованиях, так и в еще большей степени в отечественных теоретических разработках, актуальным представляется одно из теоретических направлений исследований - экономико-правовая адаптация достигнутых результатов в сфере экономического анализа частноправовых отношений к сфере публичного права, с использованием, где это позволяют условия, методов теории экономического анализа права.

Проведенные исследования выявили актуальность разрешения проблем, связанных с формированием и реализацией промышленной политики в Российской Федерации. Одна из них содержательно может характеризоваться как проблема специального или отраслевого значения с точки зрения правовой науки в целом. Она связана с необходимостью разработки методологии не только экономико-правовой экспертизы в сфере промышленной политики, но и теории комплексной экспертизы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в этой сфере. При этом понятие комплексной экспертизы должно отличаться от понятия комплексной экспертизы, сложившегося в судебной экспертологии и в процессуальном судебном законодательстве. Такое толкование комплексной экспертизы должно включать не только указание на содержание и методы проведения экспертизы: экономико-правовая, социально-экономическая; политико-правовая и др. Необходимо выделить значение политико-правовой экспертизы применительно к сфере формирования и реализации промышленной политики как экспертизы
, имеющей преимущественно практическое значение для выбора механизмов достижения целей, декларируемых в сложившейся системе доктринальных правовых актов в Российской Федерации.

Вторая проблема имеет в большей степени теоретико-прикладной характер и связана с необходимостью систематизации и классификации экспертной деятельности в системе законодательной (представительной) и исполнительной власти в Российской Федерации с целью формирования основ общей экспертологии, которая должна учитывать закономерности (по аналогии с судебной экспертологией) возникновения, формирования и развития видов экспертиз несудебных (экономико-правовых, социальных, политологических, финансовых, антикоррупционных и др.) и их частных теорий (в сфере промышленности, науки, медицины, здравоохранения, в социальной сфере и др.) на основе единой методологии и унифицированного понятийного аппарата. Концептуальные основы общей экспертологии должны включать, как это обосновывается в общей теории права, прежде всего основополагающие принципы и предмет науки, а затем систему и функции.

Необходимость разработки общетеоретических положений общей экспертизы подтверждается и результатами анализа нормативных правовых актов различного иерархического уровня. Проведенные исследования выявили необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования, относящегося как в целом к организации и созданию правовых условий экспертной деятельности и проведению различных экспертиз нормативных правовых актов, так и к конкретной сфере общественных отношений - формированию и реализации промышленной политики.

Направления совершенствования правового регулирования, непосредственно или косвенно связанные с организацией и проведением экспертизы нормативных правовых актов в сфере формирования и реализации промышленной политики, могут быть представлены следующим образом.

1. Перераспределение полномочий между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти в Российской Федерации с целью обеспечения публичности принимаемых решений и возможностей публичного представления и обсуждения результатов экспертной деятельности.

2. Совершенствование правил представления в сети Интернет информации об обосновании необходимости принятия (изменения) нормативных правовых актов в виде документов, подготовка которых предусмотрена в постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, развернутых отчетов о реализации федеральных законов и государственных программ в сфере промышленности и др.


3. Внесение изменений в федеральные законы в части законодательного толкования принципов промышленной политики, введения законодательного определения понятий "критерий", "индикатор", "показатель". Обоснование достаточности критериев и показателей реализации промышленной политики, введение их в федеральные законы с характеристикой каждого из показателей. Обязательное ограничение числа таких показателей, в том числе экономических и социально-экономических.

4. Подготовка федерального закона об общественной экспертизе с установлением в нем порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов в сфере формирования и реализации промышленной политики; порядка формирования экспертных групп; статуса эксперта; института публичного обсуждения результатов экспертизы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список
1. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник" /2-е издание, переработанное и дополненное/, С.19

2. Абдулаев М.И. Правоведение: Учебник для высших учебных заведений. Магистр-Пресс", 2004, 41 с.

3. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2006. С. 50; Платонов С.В. К вопросу о концепции Торгового кодекса // Таможенное дело. 2008. N 2.  

4. Лаптев В.В. Проблемы совершенствования предпринимательского законодательства // Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М., 1995. С. 9; Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Курс лекций: В 2 т. М., 1994. Т. I. С. 1 - 5; Губин Е.П. Размышления о Предпринимательском кодексе: современный взгляд // Творческое наследие академика В.В. Лаптева и современность Москва. М., 2014. С. 15.

5. Андреев В.К. Субъект права в сфере экономической деятельности // 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18 - 19 октября 2013 г.): Избранные материалы. М., 2014.

6. Губин Е.П. Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние и направления совершенствования // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2010. N 3. С. 18 - 25.

7. Губин Е.П. О предстоящих изменениях в части I Гражданского кодекса Российской Федерации: правовое регулирование предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. 2012. N 4. С. 2 - 5.

8. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. М.: Академический проспект, 2006. С. 108.