Файл: Виды упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся начальной школы.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды упражнений совершенствования навыка чтения
Упражнения по совершенствованию чтения можно разделить на следующие группы:
1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:
-
артикуляционная гимнастика для губ, языка; -
упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок; -
упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений; -
пальчиковая гимнастика. (деятельность наших рук - жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь)
2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:
-
упражнения на восполнение пропусков букв в словах; -
чтение строчек с прикрытой нижней половиной; -
чтение строчек с прикрытой верхней половиной; -
чтение текста через слово.
3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча:
-
чтение за диктором; -
чтение в парах; -
групповое чтение; -
чтение с отрывом взгляда от текста; -
чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст; -
жужжащее чтение; -
зрительные и слуховые диктанты; -
упражнение "чтение-спринт"; -
на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. "Губы" (см. приложение 1); -
для развития смысловой догадки - упр. "Угадай" (см. приложение 1); -
для развития скорости чтения - упр. "Финиш" (см. приложение 1).
4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:
-
упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.
5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:
-
словарная работа; -
чтение строчек наоборот по буквам, слогам; -
поочерёдное чтение слов нормально и наоборот; -
чтение только второй половины слов.
6 группа. Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:
-
Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера (анаграммы, загадки, метаграммы , ребусы, шарады).
Данные упражнения включают в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагают учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан - произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. (см.приложение)
Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут.
Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Виды работы над текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим номером.
Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово учителя . Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.
Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя.
Заключение
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.
Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Список использованной литературы
-
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/uprazhneniia_dlia_sovershenstvovaniia_navyka_chteniia -
https://infourok.ru/uprazhneniya_po_razvitiyu_navyka_chteniya-109210.htm -
Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16. -
Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.
Приложение 1.
-
Упражнение «Губы».
К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подавалась всё реже, и, наконец, совсем отменялась.
-
Упражнение «Угадай».
Упражнение «Угадай» усваивается в двух вариантах:
-
Учитель раздаёт карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания. Затем эти предложения прочитывают дети самостоятельно. -
Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова в которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещены на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднений разрешалось пользоваться ключом. Проверка антиципации проводилась после чтения.
-
Упражнение «Финиш».
Учитель называет по учебнику слово (или группу слов) до которого дети должны как можно быстрее «про себя» дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывали ему заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимание, нужно обязательно задать вопросы по содержанию прочитанной части текста.
Приложение 2.
-
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.
Первая группа – логические упражнения.
1. Что общего в этих словах, и чем они различаются?
Мел – мель; мал – мял; мыл – мил.
2. Назови, одним словом:
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
3. Какое здесь слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый;
Минута, время, час, секунда;
4. Чем похожи следующие слова?
утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
- у них одинаковое количество букв;
- они одного рода;
- они состоят из двух слогов.
5. Путем перестановки букв составь слово.
у к л б а ; с н о а с; у п к с .
(булка, сосна, пуск)
6. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея – рама (яма);
Пуговица – молоток – лава (голова);
7. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос – рота – ваза (корова);
Кора – лото – боксер (колобок);
8. Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель – ружье (белье);
Соломка – пора – мель (карамель);
9. Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь.
Найди четвертое слово.
а) песня – композитор, самолет – ?
аэродром, горючее, летчик, истребитель, конструктор;
б) школа – обучение, больница – ?
доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;
10. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, волк, капуста, еж, медведь, огурец;
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12. Какие буква, слог, слово здесь лишние?
а у р ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло
река, речка, ручей, ручка, ручеек.
Вторая группа – игры по составлению слов
1. Найди слово в слове.
Гроза, газета, кустарник, шутка, поднос, шоколадка, часовщик, щепка, ярмарка.
2. Подбери пару.
а) песня практичный
площадь примерный
подруга прилежный
почтальон праздничный
подарок полосатый
полотенце полотняный
портфель прекрасный
парикмахер приятный
3. Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы:
з б р е ы , у ы з б р, и т г р ы, в д р ы ы, о ы б б р.
4. Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда.
(картина)
7. Найди животное среди строк.
Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
Третья группа – работа с деформированными текстами, с неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений; тексты подбираются к теме уро-ка).
2. Составь 3-4 предложения к теме урока.
«В школе»
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
«На реке»
3. Закончи рассказ.
«Забота о птицах»
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Четвертая группа – работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (вопросы на доске).
3. Задай вопросы к тексту или к части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая доказательство текстом.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Озаглавь текст.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8. Составление плана текста.
Приложение 3
-
Упражнения для формирования правильности чтения.
Первая группа: упражнения направленные на развитие внимания, памяти.
-
Назови картинки – 5 предметов (далее – больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех и закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось и т.д.
-
Опиши предмет (показать и убрать). -
Опиши движущийся предмет (взять в руку, поднять и опустить) -
Повтори, что сказал учитель (назвать попарно шесть слов чем-то сходных по звучанию).
Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
-
Выбери слова с данным звуком (чтение четверостиший, предложений, тек-ста). -
Назови продукты, в названиях которых есть звук, который я вам назову. -
Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук. -
Выбери из всех слогов слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закры-тые слоги. -
Покажи или назови 5-6 предметов. Выбери названия предметов, в котором один слог, два слога и т.д. -
Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.), произнеси 8-10 слов. -
Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й, 2-й, 3-й сло-ги (показать 5-6 предметов). -
Повтори слова: кит, танк, корова, акварель, лук, кино, обед, девочка и др. -
«Фотоглаз» -
Повтори скороговорку, предложение, текст. -
Заучивание четверостиший.