Файл: Виды упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся начальной школы.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая группа – упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мал – мял;
Мышка – мошка – мишка – миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев;
красное, спелое, голубое, черное, желтое;
4. Чтение «перевертышей».
Лев ел волов.
Иди искать такси, иди.
5.«Сквозная буква», «Лесенка».
--------з - ч --------
--------з - ч -------
--------з - ч-------
--------з - ч ------
6. Словарная работа (выяснение лексического значения перед чтением)
7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
Приложение 4
-
Упражнения для развития беглости чтения
Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.
1. Работа по созерцанию зеленой точки.
На карточке (на картинке) ставим зеленую точку и концентрируем на ней взгляд. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
2. Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.
8 4 7 22 9 14 18 7
2 1 5 3 12 6 23 20
6 3 9 21 4 1 25 15
13 5 24 11 17
10 8 19 2 16
Развитие поля зрения по вертикали.
Комплект №1.
13 33 9 4 26
3 22 19 2 30
28 31 12 24 6
7 10 21 27 14
35 18 1 16 8
23 5 29 32 11
15 34 17 25 20.
Комплект №2.
26 31 23 5 21
17 3 35 11 29
14 22 8 24 6
20 33 27 16 13
12 30 18 2 34
1 7 25 28 9
32 10 15 4 19.
3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
(Дети читают слова и глазами следят по буквам, над которыми стоит точка).
4. Чтение столбиков с трафаретами.
Дети, используя трафареты, читают слова в столбиках.
1 класс – 3-5 слов.
2 класс –10-15 слов.
3 класс – 15-18 слов.
4 класс – 20-25 слов.
Чек красный защелка универмаг
Зуб бегать лаборант продовольствие
Дом игра молоко учебники
5. Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование.
6. «Угадай-ка»
Чтение предложений и текстов
, перекрытых полосками.
7. «Кто быстрее?»
У каждого ученика по 2-3 текста, требуется найти данное предложение.
Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика:
а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
б) слова, трудные для произношения.
2.Скороговорки.
3. «Бегущая лента»
Через отверстие в картоне протягивается полоска, где записаны слоги и слова, которые надо успеть прочитать.
4. Чистоговорки.
5. Различные виды чтения:
− Чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
− Хоровое чтение;
− Чтение в парах;
− Чтение одновременно с ведущим;
− Чтение с убыстрением темпа;
− Чтение с переходом на незнакомый текст;
− Чтение в темпе скороговорки;
− Чтение-«спринт»;
− Жужжащее чтение;
− Скачкообразное чтение («Кенгуру»).
Приложение 5
-
Упражнения для развития выразительности чтения.
-
Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов. -
Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор). -
Чтение скороговорок, чистоговорок. -
«Окончания». Повышенное требование к четкости произношения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. -
Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении. -
«на одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца. -
Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. -
Чтение одного предложения с разной интонацией. -
Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса. -
Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа. -
Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать еще раз, пытаясь передать это настроение. -
Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение. -
«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.) -
«Замена». Чтение с изменением голоса героя (слова кошки голосом мышки). -
Чтение по ролям. -
Чтение по ролям без слов автора. -
Инсценирование. -
Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором». -
Конкурс чтецов. Учащиеся готовятся самостоятельно.