ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕРМИНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Москва
«Вузовская книга

УДК 373.2(075.8)
ББК 81.2-3+74.1я73
Т35
© Авторский коллектив, 2014
© Оформление. Макет. ЗАО Издательское предприятие Вузовская книга, Терминология современного дошкольного образования
учебно-методическое пособие / под общей редакцией И.Э. Куликовской М Вузовская книга, 2014. – 216 с 978-5-9502-0616-0
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры дневной и заочной формы обучения, обучающихся по направлению Педагогическое образование (440301, 440401), профиль Дошкольное образование».
Т35
Авторский коллектив
Абдульманова Л.В. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольной педагогики
Дудникова С.А. – кандидат педагогических наук, доцент
Житная ИВ – кандидат педагогических наук, доцент
Исаева И.Ю. – кандидат педагогических наук
Куликовская И.Э. – доктор педагогических наук, профессор
Лосева И.И. – кандидат педагогических наук, доцент
Платохина НА. – доктор педагогических наук, доцент
Савостина А.А. – заведующая ДОУ № 192 «Веселинка» г. Ростова-на-Дону
Татаринцева НЕ – доктор педагогических наук, доцент
Черноиванова НЕ – старший преподаватель
Чумичева Р.М. – доктор педагогических наук, профессор
УДК 373.2(075.8)
ББК я 978-5-9502-0616-0

3
Содержание
Введение ................................................................................................................................. Основная терминология Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ............................... Терминология образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие Образцы сценариев образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей Терминология образовательной области Познавательное развитие Образцы сценариев образовательной деятельности по познавательному развитию детей ................................................................... Терминология образовательной области Речевое развитие ................ Образцы сценариев образовательной деятельности по речевому развитию детей .................................................................................... Терминология образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие .......................................................... Образцы сценариев образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей ........................................ Терминология образовательной области Физическое развитие ........ Образцы сценариев образовательной деятельности по физическому развитию детей ............................................................................ 194

4
Введение
Принятие нового Федерального закона Об образовании в Российской Федерации (2012 г) утвердило дошкольное образование как уровень. Именно в рамках закона с 1 января 2014 г. в Российской Федерации вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно данному документу образовательная деятельность может осуществляться дошкольными организациями и индивидуальными предпринимателями, а также использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. В связи стем, что в ФГОС дошкольного образования используются многие понятия, которые требуют точного определения для грамотной реализации в практической деятельности, коллектив кафедры дошкольной педагогики Южного федерального университета подготовил настоящее пособие.
В составленном нами пособии представлены дефиниции, использованные авторами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эти дефиниции рассматриваются в следующих группах:
основная терминология терминология, раскрывающая образовательные области соци- ально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие.
Основной акцент в Федеральном государственном образовательном стандарте сделан на объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Именно поэтому вначале разделов, раскрывающих понятия образовательных областей, представлены соответствующие ценности.
Пособие представляет ключевые слова ФГОС дошкольного образования, понимание которых обеспечит качество и эффективность разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Основная терминология Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Адаптация социальная (англ. social adaptation) – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма адекватная система отношений и общения с окружающими способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.
СПб.: Прайм-Еврознак; М ОЛМА-ПРЕСС, Активность личности (от лат. activus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. Активность надситуативная
(неадаптивная) – способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные сточки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действии с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, который он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывается психологом В.А. Петровским. Ан. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, бескорыстного риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.
Активность общественная – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и
Терминология современного дошкольного образования
6
организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь другим при выполнении общественных заданий.
Активность познавательная – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня А. п. – воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.
Активность социальная – родовое понятие относительно видовых общественно-политической, трудовой, познавательной и др. Ас. реализуется в виде социально полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом – носителем Ас. выступает человек, социальная группа и другие общности. Как общественное свойство личности, Ас. развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, Ас. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень Ас. зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность (Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю.Пе- дагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Амплификация психического развития (лат. amplifi catio – увеличение, распространение) – всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Теоретической основой концепции А. является признание уникальности и качественного своеобразия ступеней возрастного развития ребенка и утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на ранних возрастных стадиях, для всего последующего развития личности (А.В. Запорожец. В практической детской психологии подход, утверждающий принцип А, противостоит подходу, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, те. форсирования темпа развития ребенка и как можно более раннего перехода на последующую возрастную ступень развития. Внедрение программ обучения, ориентированных на усвоение новых полезных знаний, умений и навыков, начиная уже с раннего и дошкольного возраста и ускоренный переход к более взрослым видам деятельности
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
7
приводят к сокращению детства. Напротив, сторонники идеи А. отстаивают право ребенка на детство как особо значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями развития, и выступают за обогащение содержания и культивирование специфически детских видов деятельности в жизни ребенка, ив первую очередь – игры Психология развития словарь / под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон энциклопедический словарь в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпен- ко под общ. ред. А.В. Петровского. М ПЕР СЭ, Аттестация педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений (от лат. attestatio – свидетельство) – комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений. Проведение А. призвано стимулировать (в том числе материально) профессиональное и личностное развитие работников, содействовать повышению их вклада в достижение результатов работы учреждения. Итогом А. является присвоение педагогу или руководителю образовательного учреждения квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. Требования к работникам приводятся в квалификационных характеристиках, утверждаемых Правительством РФ. Типовое положение об А, разработанное Министерством образования и науки РФ, предусматривает 12 квалификационных групп, охватывающих основные специализации педагогов. Для дифференциации оплаты труда всех этих групп педагогических работников предусмотрено не менее 4 квалификационных категорий. Число таких категорий втер- риториальных положениях об А. может быть увеличено. Для проведения А. создаются аттестационные комиссии в образовательных учреждениях, а также при органах управления образованием (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М, Влияние (в психол) – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. входе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное В. Механизмом первого являются убеждение и внушение. В этом случае субъект ставит перед собой задачу добиться определенного результата от объекта В. В отличие от направленного В. ненаправленное В. подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, проявляясь нередко в действии механизмов заражения и подражания. Различают также прямое В, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования, и косвенное В, непосредственно направленное не на объекта на окружающую его
Терминология современного дошкольного образования
8
среду. По способам трансляции В. подразделяется на вербальное (речевое) и невербальное, основанное на внеречевых средствах передачи информации (жесты, мимика и т.д.) (Cловарь / под. ред. МЮ. Кондратьева // Психологический лексикон энциклопедический словарь в 6 тред- сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М ПЕР СЭ, Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации»).
Гуманизация воспитания и обучения реализация принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником, постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной защиты ребенка идет- ства (Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Гуманитаризация образования – установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарным циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности
(Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Гуманитарный – относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре (Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапа- цевич. Минск, Детство – социокультурное пространство-время развития, воспитания, обучения и самореализации личности, как ценность общества, государства, нации, образования (Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов н/Д: РГПУ, 1995). Уникальность детства заключается прежде всего в том, что ребенок получает возможность на доступном ему уровне освоить нормативные структуры родовой деятельности не только как уже сложившиеся, но и как объективно складывающиеся, исторически развивающиеся образования. Введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы, когда продуктивное воображение становится ведущим механизмом культуроосвоения, способствует преодолению их отчуждения
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
9
от исторических и логических корней культуры, наметившегося в современном обществе. Пластичные, полифункциональные, надситуативные специфически детские виды деятельности (А.В. Запорожец) создают благодатную психологическую основу для проблематизации культуры.
Процесс врастания ребенка в культуру (Л.С. Выготский), в ее проблемное поле – это непросто самостоятельное переоткрытие того, что уже вписано в орбиту совокупного опыта (феномены открытия Америки или изобретения велосипеда. Это – не имитация творческих актов, а подлинное творчество, причем – творчество культурное. Очевидно, что последнее не сводится к созданию новых технических конструкций, произведений искусства, научных текстов и т.п. Овладение проблемати- зированным содержанием культуры может приводить к возникновению у ребенка и таких способностей, которые носят исторически новый, беспрецедентный характер (Давыдов В.В., Кудрявцев ВТ Развивающее образование теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № Деятельность – общественно организованный способ реализации, социальной и личностной активности, ведущей к удовлетворению жизненных и творческих потребностей. Основными характеристиками Д. являются предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации Д. состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъекта лишь будучи преобразованы в процессе Д. В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой Д. Она проявляется в социальной обусловленности Д. человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях, социальных нормах. Субъектность Д. – это обусловленность прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими Д. (Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. М Изд-во
РАГС, Деятельность педагогическая – 1) профессиональная деятельность, направленная на создание оптимальных условий в целостном педагогическом процессе для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого действия 2) деятельность по обучению, развитию и воспитанию детей
3) деятельность по созданию условий саморазвития и самообразования людей. Структурные элементы:профессиональное сознание, профессиональная педагогическая технология, педагогическая техника (Коджас-
Терминология современного дошкольного образования
10
пирова ГМ, Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Дополнительные образовательные услуги – преимущественно платные образовательные услуги за рамками обязательных для усвоения учащихся образовательных программ и государственных образовательных стандартов (репетиторство, консультирование и др. Защита детства – система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних законодательное регулирование детского труда совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей создание специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимися в соответствующей помощи (Коджаспиро-
ва ГМ, Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, ноне актуализирую- щийся в его индивидуальной деятельности. Понятие З. б. р. было введено
Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве со взрослым. Уровень развития, проявляющийся вин- дивидуальной деятельности ребенка, называется актуальным уровнем развития. В совместной деятельности со взрослым достижения ребенка всегда оказываются более высоки они-то и определяют З. б. р Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Понятие З. б. р. основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека. Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и завтрашний день развития, а он определяется именно измерением З. б. р. Так, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, те. какова его З. б. р. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными (Психология развития словарь / под
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
11
ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон энциклопедический словарь в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М ПЕР СЭ, Игра (в психологии развития) – деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В И, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-во- левое и нравственное становление и развитие личности. Таким образом, И. направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. В отечественной психологии детская И. исследовалась М.Я. Басовым,
П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Е.А. Аркиным, АН. Леонтьевым, ДБ. Эль- кониным, А.П. Усовой и др. М.Я. Басов подчеркивал, что главная особенность И. – ее процессуальность, вызванная свободой ребенка во взаимоотношениях со средой содержание и целенаправленность составляют лишь внешнюю форму игрового процесса, ноне его внутреннюю сущность. П.П. Блон ский считал И. основным видом активности ребенка, в которой тот воспроизводит и творчески комбинирует явления окружающей жизни. Проблему создания теории детской И. поставил
Л.С. Выгот ский, указавший на ролевую И. как ведущий тип деятельности дошкольника. У трехлетнего ребенка И. возникает как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых обобщенных аффектов. Центральный момент И. – мнимая ситуация то, что незаметно для ребенка существует в жизни, в И. становится правилом поведения. Всякая ситуация содержит вскрытом виде правила, всякая И. с правилами содержит вскрытом виде мнимую ситуацию. Развитие от мнимой ситуации и скрытых правил к И. с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией составляет эволюцию И. Осознанная мнимость определяет двойной план сознания ребенка он начинает действовать со значениями, а нес вещами, но действует сними как с вещами, и лишь в школьном возрасте начинает осознавать их как значения. И. создает зону ближайшего развития, поэтому является ведущей деятельностью дошкольника. В И, писал С.Л. Рубинштейн, совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по своему внутреннему содержанию В этом основная особенность игровой деятельности, ив этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть. ДБ. Эльконин определяет И. как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредствен
Терминология современного дошкольного образования
12
ной утилитарной деятельности, складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания И. являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий сними столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. И. создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста. В ролевой И. дети, воспроизводя действия и отношения взрослых людей, вступая в различные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, учатся уважать и соблюдать их. И. также способствует развитию символической функции изображение одних явлений и предметов при помощи других имеет особое значение для развития мышления и воображения ребенка. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием И. является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием И. являются отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другому в соответствии с взятой на себя ролью. Появление сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием И. становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами. Вплоть до Фребеля педагогика игнорировала И. как воспитательное средство. В настоящее время разные формы И. – ролевые, инновационные, деловые, организацион- но-деятельностные и т.п. – используются в учебном процессе детского сада, школы, вуза, учреждений повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также как средство организации исследований и решения задач управления производством, экономическими и социальными процессами (Психология развития словарь / под ред. А.Л. Венгера
// Психологический лексикон энциклопедический словарь в 6 тред- сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М ПЕР СЭ, Идентификация (лат. identifi care – отождествлять) – 1) форма научения, те. подражание, позволяющее детям заимствовать определенные модели поведения у родителей и других людей (интернализация);
2) болезненное присвоение характеристик другого человека (реального, воображаемого, изображаемого) или некой социальной группы (аппер- сонализация); 3) процесс установления связи между собой и другим че-
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
13
ловеком или группой (аффилиация 4) способ признания сходства событий, явлений, объектов и людей или их отождествления (классификация, навешивание ярлыков 5) в психоанализе – неосознаваемый процесс, посредством которого индивида) распространяет свою идентичность на кого-то другого б) заимствует свою идентичность от кого-то другого или в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью кого- то другого. В аналитических работах термин никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-либо другого (Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. е изд. М, Идея – 1) сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности 2) основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н.;
3) мысленный образ чего-н., понятие о чем-н.; 4) мысль, намерение, план Оже гов СИ Толковый словарь русского языка. URL: Имидж педагога от англ. image – образ) – интегральное, целенаправленно сформированное, целостное, динамичное качество, обусловленное соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних личностных и индивидуальных качеств педагога, призванное обеспечить гармоничное взаимодействие его с самим собой и участниками образовательного процесса и позволяющее реализовать педагогическую деятельность через формирование позитивного мнения (Качалова Л.П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя теория и технология. Шадринск, Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность в том, что у нее самое интимное, уникальное и непреходящее (Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь. М, Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности. Вопрос об И. рассматривается с учетом темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и инди- видуально-психологических различий. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, которые
Терминология современного дошкольного образования
14
преобразуются в процессе воспитания, порождая широкую вариативность проявлений ИВ социальной психологии процесс индивидуализации, те. осознания человеком своей И, рассматривается как вторичный по отношению к социализации. И. реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, таки через культивирование им различных способностей в актах деятельности. Термин И употребляется также как синоним термина индивид для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих его от всех других (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М, Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов и др, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса. Классические примеры И. п. – поручение ребенку заданий в соответствии сего способностями создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества беседа заключение своего рода джентльменского договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определенных способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт. И. п. необходим как трудному, таки благополучному ребенку, так как помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М, Инициатива – проявление субъектом активности, не стимулированной извне и неопределенной независимыми от него обстоятельствами (Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск Хар- вест, 1998).

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации»).
Инновация выработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
15
часто индивидуальный и неповторимый характер (Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М Вече, Инновации педагогические – рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы (Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов – 100 ответов учеб. пособие для вузов. М ВЛАДОС-пресс, Качества личности – совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде (Воронин АС Словарь терминов по общей и социальной педагогике. М, Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиями (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации»).
Квалификация профессиональная – ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем К. п. являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии (Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знание, опыт, позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга вопросов или решать самому вопросы, наличие у него определенных знаний и навыков единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности совокупность знаниевых компонентов в структуре сознания человека, обеспечивающих его полноценное социальное бытие особый тип организации
Терминология современного дошкольного образования
16
предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности (Загузов НИ Cло- варь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования. М, Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL: Компетентность этнокультурная – степень проявления человеком знаний, умений, навыков, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества сними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия. Этнокультурная компетентность реализуется в высокой степени понимания, правильного учета своеобразия функционирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных наций, выражающейся в тщательной фиксации и учете 1) потребностей, мотивов и ценностных ориентаций представителей конкретных национальных регионов, этническая специфика проявления которых существенно влияет на общении сними) фактов, свидетельствующих о наличии несоответствия между потребностями и мотивами представителей конкретных национальных общностей и функционирующими в общественном сознании населения традиционными нормами делового, политического и межнационального взаимодействия между людьми
3) своеобразия проявления национального самосознания представителей конкретных национальностей 4) специфики форм защиты политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от элементов национализма, шовинизма входе межнациональных отношений (Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. М
МПСИ, Компетентность этнопедагогическая педагога – степень сформи- рованности самоопределения личности как носителя определенной этнической культуры творческое осмысление возможностей использования этнопедагогических идей и традиций в социально-педагогической деятельности. В содержательную основу этнопедагогической подготовки входит несколько очень важных в методологическом отношении компонентов во-первых, освоение богатейшего философского и педагогического наследия крупнейших мыслителей и ученых-просветителей;

Основная терминология Федерального государственного образовательного…
17
во-вторых, изучение и серьезное осмысление фольклора, национальных традиций и обычаев, которые находят отражение все- мейно-бытовом укладе жизни, досуга, играх, прикладном творчестве в-третьих, учет современных тенденций в развитии культуры, науки, искусства, образования на фоне экономических и социальных преобразований.
Этнопедагогическая компетентность педагога – это тот духовно- нравственный потенциал, который позволяет оказывать оздоравливающее влияние на молодое поколение (НЕ. Черноиванова).
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL: Культура почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание Жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть синтез Знания и Красоты. Культура есть спасение. Культура есть оружие. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты (Рерих Н.К. Культура – почитание Света.
URL: Культура (лат. с – возделывание, воспитание, образование, почитание способ организации и исторического развития человеческой жизнедеятельности, который может быть охарактеризован как 1) совокупность достижений человеческого общества в различных сферах жизни экономической, общественной, духовной 2) высокий уровень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности
3) наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека 4) просвещенность, образование, гуманизм (Культура метод. пособие / сост. ЛИ. Уварова. СПб., Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура, конкретных обществ, народностей и наций


Терминология современного дошкольного образования
18
(культура майя, а также специфических сфер деятельности или жизни культура труда, политическая культура, художественная культура в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей)
(Гамезо МВ Словарь по педагогической психологии. М Педагогическое Общество России, Культура управления – комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Ку. включает совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношения к труду, навыки в организации работы, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. Ку. проявляется также в эстетике работы, стремлении оформить и выполнить ее красиво (Большой экономический словарь / под ред. АН. Азрилияна. е изд, доп. М Ин-т новой экономики, Культура экологическая – способ жизнеобеспечения, которым общество воспитывает потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов (С.Н. Глазычев, ОН. Козлова).
Культурная среда ребенка – среда обучения и жизнедеятельности ребенка, формируемая культурными компонентами содержания всех учебных курсов предметов культурой собственной активной учебной и самообразовательной деятельности мультикультурным пространством учебного заведения культурой общения детей и взрослых, детско-под- ростковых объединений, культурой среды дополнительного образования (Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Культурное пространство региона – уровень значений (смыслов, а также сама пространственная среда и ее изменения под воздействием человека культурные ландшафты, поселения, здания и др. (Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М, Лицензирование образовательного учреждения – деятельность по получению образовательным учреждением лицензии направо ведения образовательной деятельности. Лицензия выдается государствен-
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
19
ным органом управления образованием или уполномоченным органом местного самоуправления по месту нахождения образовательного учреждения. Она может быть выдана при наличии соответствия условий осуществления образовательного процесса, отвечающего установленным государственными местным требованиям (Административно-про- цессуальное право словарь терминов и понятий / сост. В.В. Степанюк. Орел, Личностный подход в педагогике) – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Л. п. – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Л. показывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностями интересам (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М, Личность – 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий индивид (единичный представитель человеческого рода) и индивидуальность (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других. Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями (Большой энциклопедический словарь / гл. ред.
А.М. Прохоров. е изд, перераб. и доп. М СПб., Личность – комплекс эмпирического и внеэмпирического, данного и скрытого, выраженного и еще дремлющего. Личность – продукта не источник индивидуальности. Человек и глубже, и богаче своей эмпирической личности он никогда не закончен, он всегда задан, передним всегда раскрыта бесконечная перспектива духовного развития. Личность всегда глубже своего эмпирического выражения, ее жизнь есть непрерывное движение вперед, искание более полного и адекватного своего выражения. Личность ребенка есть живое и органическое единство, основа которого лежит во внеэмпирической сфере от первых дней жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает
Терминология современного дошкольного образования
20
слабо и неясно. Эмпирическая личность ребенка полна внутренних противоречий, она не развивается во всей полноте своих сил равномерно. Для личности ребенка характерны черты изменчивости, подвижности, хрупкости, нежности. Творческий центр индивидуальности постепенно вносит гармонию и порядок в личность. Ребенок становится личностью, вбирая в себя все сферы самосознания (В.В. Зеньковский. Психология детства. Екатеринбург Деловая книга, С позиций субъектного подхода личность – персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым для себя. Личностные ценности, свобода, самостоятельность, ответственность, достоинство личности, перспективы, стратегия жизни и цели составляют психологические образования личности. Личность есть то, что составляет подлинное единство нашей душевной жизни. Человек как индивидуальность это уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Глубинные смысловые отношения, ценностные ориентации, мировоззрение, совесть, вера человека – главные измерения его индивидуальности.
Центральным звеном в развитии личности ребенка-дошкольника является становление его самосознания. К шести годам ребенок обнаруживает обособление (несовпадение) своего Я от событийного Мы. Это несовпадение фиксируется в речи (Я, Ты, Вы, Он, Она, Они, обнаруживается внутри собственного представления о себе. С этого момента ребенок начинает становиться личностью идет «персонализация различных деятельностных структур субъектности, установление границ Я и выделение себя, появляется представление о себе как члене общества (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М Школьная пресса, Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод – способ построения и обоснования системы философского знания (Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. е изд, перераб. и доп. М СПб., Методы воспитания – способы взаимодействия педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций обучающегося, его сознания и приемов поведения. Выбор методов воспитаниязависит: от цели воспитания ведущего типа деятельности содержания и закономерностей воспитания конкретных
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
21
задач и условий их решения возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения определяющими условиями выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности и уровень его профессиональной компетентности (Родионова А.В. Педагогический глоссарий. URL: http://didacts.ru/dictionary/1055). Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения (Воронин АС. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург УГТУ-УПИ, Методы управления – способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников для достижения поставленной цели. Различают методы управления и методы процесса управления. М. у. характеризуют законченный акт воздействия на объект управления, с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. Использование методов прямого воздействия предполагает непосредственный результат воздействия с помощью методов косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления. Также выделяют методы управления, базирующиеся на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. Поэтому признаку выделяют М. у организационные, экономические, социально-психологические (Большой экономический словарь / под ред. АН. Азрилияна. е изд, доп. М Институт новой экономики, 2010).
Мультикультурное образование – образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия молодому поколению (Олешков МЮ,
Уваров В.М. Современный образовательный процесс основные понятия и термины. М, Мультимедиа
– средство обучения, включающее в свою структуру разные виды информации – в виде текстов, аудио, видео- и анимационных элементов. С помощью М. обеспечивается интерактивное взаимо-
Терминология современного дошкольного образования
22
действие с обучающимся. Можно говорить о трех типах М 1) специальных компьютерных учебных курсах, созданных с целью обучения языкам
2) компакт-дисках коммерческого распространения, посвященных культуре, искусству, истории, которые находят применение на занятиях
3) системах так называемых мультимедийных презентаций, которые позволяют преподавателю самостоятельно готовить учебные материалы для демонстрации (Азимов Э.Г., Щукин АН Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам. М ИКАР, 2009). Национальное самосознание (идентичность – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба. Формирование национальной идентичности – формирование у личности представлений о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-куль- турных и духовно-ценностных характеристики общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться нации (в этнокультурном и социально-политическом смыслах, национальности и народы. Двойное использование категории нация (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению мы, многонациональный народ Российской Федерации, означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций (Концепция духовно-нравствен- ного развития и воспитания личности гражданина России).
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
23
Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней от федерального, регионального до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностями создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. А поскольку всякое знание личностно, постольку образовательная среда каждого есть в конечном счете особое, личностное пространство познания и развития. Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержания учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала и, главное, – нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования детьми, их родителями и педагогами (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. Новосибирск, Образовательное пространство – научно организованная система, в которой реализуется цель воспитания человека культуры посредством культурологического образования. Именно образовательные пространства технологизируют концепцию личностно ориентированного образования, переводя теоретическую идею в состояние педагогической реальности. Интегральное пространство – это образовательная система личностно развивающего типа, в которой возможен систематический перевод учебной информации на языки разных науки искусств. Возможно культурологическое (локальное, или малое) образовательное пространство, в котором моделируется целостное явление культуры, и культуросообразное (большое) образовательное пространство, или ме- таобразовательное пространство, воссоздающее определенную национальную культуру или культурно-историческую эпоху. Образование – это

Терминология современного дошкольного образования
24
еще не вся культура, оно представляет собой ее часть, но такую, которая в отличие от всех других ее составляющих в малом масштабе воспроизводит культуру в ее целостности и внутренней дифференцированности. Образование в таком случае становится микрокосмом культуры (Дани-
люк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д, Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации»).
Общение (в психологии развития) – процесс установления, поддержания и развития контактов между двумя или несколькими субъектами. О. ребенка со взрослыми начинается с момента рождения и является одним из важнейших факторов, определяющих развитие психики и личности. Позднее складывается О. со сверстниками, постепенно также начинающее играть все большую роль в психическом развитии ребенка. Возникновение и развитие различных форм О. в онтогенезе детально прослежено в исследованиях МИ. Лисиной и ее сотрудников. Полноценное О. является необходимым условием усвоения ребенком общественного опыта входе обучения и воспитания. У животных также существуют многообразные формы О, обслуживающие как процесс передачи опыта от взрослых особей детенышам, таки различные виды группового поведения (Психология развития словарь / под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон энциклопедический словарь в 6 т. / ред.-сост.
Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М ПЕР СЭ, Педагогическое общение – является формой взаимодействия педагога и ребенка. Общение между педагогом и ребенком, входе которых педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи.
Социально ориентированное общение – решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
Личностно-ориентированное общение – может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность или связанным с личными взаимоотношениями.
Виды содержания коммуникативной потребности в сфере развития контактов ребенка со взрослым в доброжелательном внимании взрос
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
25
лого, в сотрудничестве, в уважительном отношении окружающих, во взаимопонимании и сопереживании (МИ. Лисина).
Типы взаимодействия взрослого с детьми:
позиция учителя взрослый ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий;
позиция равного партнера включенный в деятельность наравне с детьми взрослый изнутри этой деятельности вносит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми;
позиция создателя окружающей развивающей среды, предметного мира ребенка взрослый непосредственно не включен вдет- скую деятельность, предоставляя воспитанникам возможность действовать свободно и самостоятельно(Коджаспирова ГМ, Код-
жаспиров А.Ю.Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Педагогика сотрудничества – направление педагогической мысли и практики, основанное на идеях гуманистической педагогики и сформировавшееся в х гг. ХХ в. Ее основные положения отношение куча- щемуся как равноправному партнеру утверждение отношений сотрудничества, взаимосодействия, сотворчества, учение без принуждения, идеи свободы выбора, опережения, прочной опоры, индивидуально- личностного подхода (Педагогический словарь учеб. пособие для студ. вузов / сост. В.И. Загвязинский. М Академия, 2008). Педагогическое сопровождение – системный инструментарий педагогической деятельности, обусловливающий качество и эффективность процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Качество педагогического сопровождения обусловливается следующими научными требованиями к его созданию:
системный подход к проектированию цели и компонентов педагогического процесса;
соответствие уровню развития личности дошкольника и возрастным характеристикам детей;
наличие принципов единства онто- и филогенеза, интеграции, обеспечивающих взаимодействие мифологии, философии и науки как основы построения содержания и технологий дошкольного образования культурологического типа
Терминология современного дошкольного образования
26
ориентация на знаково-символическую систему культуры и единство натурфилософской и универсально-символической картины мира.
Целостность модели педагогического сопровождения обеспечивается основополагающими идеями культуросообразного и личност- но ориентированного образования системным подходом к отбору ее целевых, содержательных и технологических компонентов пониманием дошкольного детства как сензитивного периода развития личности и явления культуры, отраженного в игре, сказке, движениях, активности, творчестве (Куликовская И.Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и ее педагогическое сопровождение дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, Поддержка – гуманистическая позиция педагога по отношению к детям. Обеспечивает общую педагогическую поддержкувсех детей группы ДОУ и создает необходимый для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение педагога к детям, доверие к ним, создание ситуации взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих заданий, позитивная оценка достижений, диалогичное общение. Направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Важное значение имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенности души и характера, языка и поведения. Особую роль вин- дивидуальной поддержке педагог придает ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса, значимости
(Бондаревская Е.В., Кульневич СВ Педагогика личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М Ростов н/Д, Поддержка педагогическая – деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическими психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненными профессиональным самоопределением (Коджаспирова ГМ, Коджаспи-

Основная терминология Федерального государственного образовательного…
27
ров А.Ю.Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Региональное образовательное пространство – совокупность, результат интеграции образовательных учреждений, программ, процессов, образовательных инициатив региона (Аверкин В.Н. Концептуальные основы управления региональной образовательной системой. В. Новгород, Региональный компонент содержания дошкольного образования – интеграция ценностей (семьи, труда, культуры, нравственности и т.п.), отраженных в культуре народов, населяющих регион (живописи, музыке, литературе, архитектуре, скульптуре и т.п.), выступающих в качестве педагогического средства развития ценностно-смыслового отношения ребенка к миру и открытия первичных личностных смыслов в системе жизнедеятельности (оценка себя в сообществе других, осознание мотивов деятельности, открытие смыслового подтекста произведений культуры и т.п.) (Платохина НА. Теория и практика развития ценностно- смыслового отношения детей 5–7 лет к культуре родного края автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, Режим образовательной организации – организационная структура, включающая различные виды организованной, совместной, самостоятельной деятельности ребенка, обеспечивающие ему комфортные условия жизнедеятельности, обучения, развития и самореализации. Режим представляет возможность ребенку планомерно, бесконфликтно и безопасно для его развития переходить из одних образовательных сфер деятельности в другие, достигая поставленных целей и удовлетворяя различные образовательные потребности. Эффективность режима образовательной организации обеспечивается культурой профессиональной деятельности педагога, его профессиональными компетенциями и уровнем креативности, обусловливающими организационный, проектный, содержательный, координирующий и развивающий ресурс образовательного процесса (Р.М. Чумичева).
Результат образовательного процесса – изменения в знаниях, способностях, отношениях, ценностных ориентациях, физическом состоянии учащихся и воспитанников, произошедшие входе пед. процесса. Ро. п. в учреждении, получившем государственную аккредитацию, должны соответствовать государственным стандартам (Коджаспирова ГМ,
Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, 2000).
Терминология современного дошкольного образования
28
Система образования – система государственных образовательных стандартов и создаваемых на их основе программа также совокупность реализующих их образовательных учреждений и органов управления такими учреждениями. Характер Со. определяется соци- ально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими национальными особенностями. Например, переход российской высшей школы на двухступенчатую систему образования (бакалавр – магистра в общеобразовательной школе введение летнего обучения и единых госэкзаменов считаются условиями вступления России в единое образовательное пространство Европы
(Азимов Э.Г., Щукин АН Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам. М ИКАР, Система образования региона относительно обособленная совокупность связанных между собой образовательных, обеспечивающих, инновационных и управленческих образовательных структур на территории одного из субъектов РФ (Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю.Пе- дагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Ситуация успеха – субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом (Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, Содержание образования и воспитания система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником Сои в. служит все многообразие культуры (Коджас-
пирова ГМ, Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Картина мира, отражающая зримый портрет мироздания, его многомерность, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека
(И.Э. Куликовская. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеж-
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
29
дений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации»).
Социальная среда – зона ближайшего действия человека сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, таки изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю.Пе- дагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Социокультурная среда – конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это – совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это – его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это – конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. Новосибирск, Способности – индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, таки готовность к обучению новым способами приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, мыслительные, коммуникативные и другие способности. В качестве другого критерия может выступать таили иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные творческие (музыкальные, литературные, художественные инженерные (Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. е изд, перераб. и доп. М СПб., Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информацион- но-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизу-
Терминология современного дошкольного образования
30
альные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности (Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации»).

Субкультура от лат. sub – под + культура) – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве мы, отличного от они (остальные представители социума) (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М, Социальная база С. – отдельные возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, неформальные объединения, самодеятельные объединения, религиозные секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры. С. – это относительно целостное явление, которое включает в себя ряд ценностных ориентаций, норм поведения предпочитаемые источники информации (газеты, журналы, радиопередачи, телевидение и другие источники массовой информации увлечения, способы времяпрепровождения жаргон, фольклор. Ценностные ориентации носителей С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальной, асоциальной, антисоциальной, возрастными, соци- ально-профессиональными и иными специфическими потребностями ее носителей.
Субъект(от лат. subjectus – лежащий в основе) – 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности 2. человек, консолидированная группа лиц (например, научное сообщество, общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам) человек как носитель кл. свойств личность 4) в юридическом смысле – носитель прав и обязанностей, физическое или юридическое лицо 5) предмет суждения, логическое подлежащее (Философия энциклопедический словарь / под редакцией А.А. Ивина. М Гардарики, Субъектность
– активное деятельностное духовно-нравственное начало человека, которое осуществляется, опредмечивается в культуре, в творчестве, облагораживая действительность, непрерывно разрешая противоречия, совершая выбор, самоопределяясь в смысловом пространстве (Насынбаев АН. Человеческая субъектность как духовно
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
31
нравственный феномен // XXII Всемирный философский конгресс (Сеул,
2008). М, 2008). Подобное прочтение субъектности задает гуманистическую перспективу объединения заботы о себе и заботы об окружающем, творчества и ответственности за результаты креативной деятельности. Субъектность раскрывается с опорой на такие характеристики, как активность, способность к развитию, рефлексивность, сопряженность с ответственностью, учет взаимодействия Я – другие, в полной мере характеризуя личность (Лешкевич Т.Г. Схватка вокруг субъекта и категория субъектности // Новое понимание субъектности в различных контекстуальных полях. Ростов н/Д: 2011; Лешкевич Т.Г. Новое понимание субъектности и вызовы глобализации // Там же).
Технология обучения (образования) – по определению ЮНЕСКО это в общем смысле системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. В более узком смысле технология обучения предполагает использование разнообразных ТСО, включая компьютерные и электронные средства (Коджаспирова ГМ, Коджаспи-
ров А.Ю.Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Традиции – элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы и правила поведения, отношение к конкретным моральными нравственным ценностям, обычаи, обряды. Т. различаются по содержанию (идеи, нормы и т.п.), по функциям (существо Т обычаи и их форма – обряды или ритуалы, по характеру бытования (устные и письменные Т, с оценочной точки зрения (Т. положительные, нейтральные и отрицательные, в социально-ис- торическом плане (Т. народные и элитарные) и т.д. Т. являются наиболее устойчивой стереотипной частью культуры, противопоставляясь в этом отношении новшествам – новациям или инновациям. Однако это противопоставление относительно. В процессе взаимодействия Т. и новаций многие Т. не только отмирают, но и видоизменяются, принимая видно- ваций, а многие новации становятся Т. Выделяют четыре стадии такого взаимодействия 1) Т. сопротивляются новациям 2) те и другие сосуществуют) Т. и новации смешиваются, образуя компромиссные формы – паллиации; 4) новации превращаются в Т. Таким образом, относительна и устойчивость Т, но все же именно они являются наиболее стабильной
Терминология современного дошкольного образования
32
частью культуры, обеспечивающей ее преемственность. В этнологии и культурологии нет единого мнения об относительной роли Т. в разные исторические эпохи, тем не менее, видимо, правильнее считать, что нормативная роль Т. входе исторического процесса постепенно уменьшается, оставляя больше места свободе собственного выбора индивида или группы. Примером может служить отношение к этикету, нарушение которого долгое время каралось, а затем стало только порицаться (Крысь-
ко В.Г. Этнопсихологический словарь. М, Традиция – важнейший элемент культуры механизм сохранения, отбора, трансляции ценностей, опыта, обеспечивающий тесную связь между прошлыми настоящим регулятор взаимоотношений между людьми в обществе неписаный закон, определяющий общественные отношения. Без традиций не существует ни одной культуры в истории человечества. Они живут во времени и пространстве, охватывая все сферы жизни человека физическую, социальную, духовную и др. Традиция представляет собой тип, специфическую особенность отношений, которые определяются доминантными ценностями культуры. Они – основополагающие регулятивы деятельности человека, обеспечивающие его саморазвитие в культуре, понимаемой как организм. Оставаясь неизменными в главном, ценностно-смысловом, традиции способны обогащаться, преобразовываться в пространстве и времени, изменяться по форме и содержанию. Традиции бывают простыми и сложными. Культурная традиция (сложная традиция) является наибольшим интегратором всех сторон жизни и носителем памяти. Она образует культурное пространство, которое очерчивается распространением, взаимосогласованием и взаимовлиянием духовных регулятивов деятельности людей. В границах категории культурное пространство российской духовности (Е.Г. Зинков) раскрывается понимание традиции как незримой, идеальной пространственно-временной матрицы культуры в духовном измерении, несущей метасмыслы и удерживающей в ценностях развитие культуры, общества, личности, где реально проявляется духовность в результатах деятельности людей. В основании наследия славянской культуры лежит мифопоэтическая культурная традиция. Ее назначение – создавать гармонию человека с обществом, культурой и природой, выполнять роль культурных скреп, которые и есть формы соразмерения своего индивидуального Я с всеобщим Я, что, по сути, и является процессом духовного становления, развития и творения жизни (А.В. Гулыга, ЮН. Давыдов, Б.Н. Рыбаков, А.В. Юдин и др
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
33
Характеристики традиции – динамичность, действенность, изменчивость (при сохранении ценностной доминанты, типа отношений) – в образовательном пространстве дошкольной организации могут рассматриваться с позиции саморазвития как культуры и образовательного пространства, таки субъектов жизнедеятельности в нем. Изменчивость традиции предполагает вариативность и обогащение содержания жизнедеятельности, создание условий для «вбирания» культуры динамичность – естественное развитие во времени и пространстве действенность – отбор и овладение способами обживания пространств. Культурная традиция создает уклад жизни человека в гармонии с природой.
Содержательный компонент традиции есть концентрат ценностей, отобранных народом в процессе культурно-исторического развития. Ценности аккумулированы в образно-поэтическом фольклорном наследии, знаково-символической системе материальной культуры, обря- дово-ритуальном оформлении действ и деятельности, игре, танце, песне и т.д. Фольклорное наследие характеризует слитность и целостность смыслового текста, который создает знаково-символическое образование целостный образ. Знаково-символические образования выражают духовный смысл, идею единения человека с Миром, проявляясь на определенном пространстве и времени жизни. Содержательный компонент, создавая совокупный «метатекст» традиции, предполагает познание ребенком знаков и символов народной культуры, открытие образов, несущих в себе духовно-нравственные и этические идеалы, утверждая ценности Любви, Красоты, Добра и Знания. Фольклор, как наследие коллективного творчества, обладая синтезом древних знаний, устойчивостью, коммуникативными кодами, позволяющими взаимодействовать с реальным миром с позиции духовного мифологического мировосприятия, согласно И.Э. Куликовской, создает живой мир, развивая духовные силы ребенка (Куликовская И.Э., Ильина Л.Т. Ребенок в пространстве времени и сказки. Ростов н/Д, 2007). Детский фольклор – неотъемлемая часть этнопедагогики, выступающая средством воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, которое возможно лишь на основе взаимопроникновения Прошлого, Настоящего, Будущего, Вечного, где Вечное – ценность самой Природы для человека. В образовательном пространстве дошкольной организации содержательный компонент традиции в целостности всего многообразия историко-культурного наследия рассматривается как пространство встречи ребенка с текстом культуры, явлениями, событиями, где впечатления завязывают узелки в точках удивления, через которые
Терминология современного дошкольного образования
34
ребенок совершает свои собственные открытия. В точках удивления, как точках бифуркации, развертывается и вырастает интерес к познанию окружающего мира, сосредоточиваются нити будущих знаний о Человеке, Жизни, Земле, Культуре, Мироздании и о себе самом как части Вселенной. Они, концентрируя внимание ребенка на объектах культуры, природы, раскрывают красоту мира, его многогранность из них вырастает любовь к родным просторам, соотечественникам, Родине, Земле, способность к диалогу с иными культурами, потребность в знании и творении добра (Савостина А.А. Славянская культурная традиция – коллективно созданный текст духовной жизни // Славянский мир. Ростов н/Д,
2010. Вып. Управление образованием – вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспита- тельных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У. о. имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса. У. оспе- цифично на различных иерархических уровнях общегосударственном федеральном, региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения формируются и органы У. о. – государственные, общественные, смешанные (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М, Фактор (лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты (Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. е изд, перераб. и доп. М СПб., Факторы развития личности система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Основными Фр. л. ребенка выступаютбиологические и социальные, среда и воспитание. Фр. л. включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания и многое другое, отчего зависит психологическое развитие ребенка (Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Форма в педагогике) – способ существования учебно-воспитатель- ного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
35
Формы организации воспитательного процесса – формы, в рамках которых осуществляется воспитательный процесс система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. Ф. о. в. п. складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического воспитания, физического и т.д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).
Формы организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия
(Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М Академия, Ценности – объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного. Если кто-то игнорирует или отвергает общественные ценности, другие представители культуры могут назвать его поведение антиобщественным или анормальным (Кордуэлл М Психология. А – Я словарь-справочник. М, Идеи и побуждения в качестве нормы и идеала (Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л, Ценности классифицируются следующим образом.
Культурно-познавательные ценности – заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и закономерности в жизни и искусствах, осознании релятивности мира (все можно всем).
Гуманистические – суть данных ценностей состоит в признании ценности человека как личности, ее права на свободное развитие.
Нравственные ценности – представления, способы, знаки, символы, регулирующие действия человека в социуме с помощью норм, правил, осмысленные через культурные эталоны.
Эстетические ценности – чувственные ценности как вид специфической эстетической деятельности, в которой действительность отражается и оценивается через художественный образ, концентрирующий определенную взаимосвязь содержания мира и изобразительно-вы- разительного способа его передачи (Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов н/Д:
РГПУ, Ценности национальные – совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отра-
Терминология современного дошкольного образования
36
жение их историческое своеобразие. Ц. н. выступают в роли социально- и нормативно-культурных аксиом поведения людей одной этнической принадлежности. В условиях социальной аномии (разрушения социальных структур и нравственных ориентиров поведения) защита Ц. н. иногда служит оправданием тех или иных правовых и политических действий, как это было, например, в нацистской Германии. В современной России, в тех или иных вновь образованных на обломках СССР государствах некоторые политические группы противопоставляют свои национальные ценности чуждым, якобы навязанным, не нашим. Выступая под лозунгом развития русских национальных ценностей (скромность, коллективизм, стремление к равенству, терпеливость, консерваторы выступают против введения института частной собственности, рыночной экономики. Национальные ценности очень активно влияют на характер межнациональных отношений, часто находят выражение в национализме. В связи с этим важно их понять, выяснить, насколько они, проявляясь в поступках, действиях и поведении отдельных представителей той или иной этнической общности, являются соответствующими интересам всей нации
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М, Ценности социальные – разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигать, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Ц. с. – важнейший элемент системы социальной регуляции поведения человека, социальной группы, общества в целом, обеспечивающий мотивацию их жизни и деятельности. На основе Ц. с. вырабатываются социальные нормы (свобода, равенство, братство, мир, честь, социальная справедливость, гражданский долги др) (Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М, Ценности социокультурные регулятивный принцип личного и группового восприятия, отношения и поведения в социальных ситуациях. Функциональный характер социокультурных ценностей определяется задачей обеспечить кооперацию усилий конкретного общества по воспроизводству собственной структуры и предоставить поле социальной и культурной деятельности каждому члену в качестве системы допустимых правили запретов. Всякая социокультурная ценность содержит набор смыслов и значений, воплощаемых в символике, атрибутике, стереотипах и т.д. (Иванова С.Ю. URL: Иерархическое строение системы ценностей представлено в экзистенциальной концепции Т.И. Власовой, в которой эстетические и фи
Основная терминология Федерального государственного образовательного…
37
зические (валеологические) ценности выступают условием развития человека, интеллектуальные – способом развития, а результатом воспитания нравственные и гражданские ценности. Совокупность ценностей представляет аксиосферу культуры, а человек, принадлежащий к данной культуре, является не только носителем системы ценностей, но и индивидуальным субъектом, ее развивающим. Центральное место в аксиосфе- ре личности Т.И. Власова отводит экзистенциальным ценностям Добру критерию измерения духовности индивидуальной субъективности в проявленном действии, направленном на другого, Красоте – символу совершенства, гармонии, выступающей в форме индивидуальных поступков и стремлений, Истине – системе объективных знаний, в которой запечатлен момент надличности познания (Истина существует не для меня, а для нас. Эти ценности обладают широким спектром функций а) сущностной (жизнеопределяющей); б) системообразующей (интегративной в) коррекционной (индивидуальность пути смыслообразова- ния в зависимости от возрастных закономерностей и индивидуального прочтения г) стимулирующей все стороны жизни и резервные свойства личности. Интегрируя все другие ценности, точкой и пересечением их является смысл жизни человека (Власова Т.И. Теоретико-методологичес- кие основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н/Д, Ценностное отношение – взаимосвязь между человеком и свойствами того или иного объекта. Содержание и границы данной взаимосвязи определяются как общее отношение значимости в контексте функционирования системы общественных отношений (Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М
Политиздат, 1997).
Терминология образовательной области