Файл: Тк задание к теме Философия как явление культуры. Инструкция для выполнения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК - 1. Задание к теме 1. Философия как явление культуры.

Инструкция для выполнения: задание выполняется опираясь на лекцию по теме 1. Необходимо выполнить один из вариантов задания, ответив на все вопросы в выбранном варианте задания. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию.
Вариант 1.

  1. Дайте развернутые определения следующим понятиям:

- философия; мировоззрение; наука.

2. Выделите основные особенности философского знания (не менее 5).

3. Заполните таблицу, выделив особенности основных уровней мировоззрения:




Особенности обыденно-практического уровня мировоззрения

Особенности теоретического уровня мировоззрения.

1

Мироощущение – это наши эмоции и чувства

Миропонимание – основана на полученных знаниях и опыте, т.е. как человек смотрит на мир, его взгляды

2

Мировосприятие – это картина мира, которая сформировалась у человека, то как человек относится к миру

Идеология – имеет практическую нацеленность, определяет отношение людей к действительности и направляет их деятельность

3

Миропредставление – это чувственное отражение на основе повседневного опыта

Наука включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания

4

Мироотношение – это мироощущение и миропонимания, т.е. это наши отношения к миру и система взглядов на какие-либо вопросы

Религия – опирается на религиозные ученья, содержащиеся в памятниках мировой культуры (Библия, Коран и т.д.)

5

Менталитет – это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (нации или этнических групп)

Искусство является критерием и показателем смысложизненного развития человека




1. Философия – это особая форма мыслительной деятельности человека, направленное на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нем. Под философией также понимают исторически развивающуюся совокупность результатов этой деятельности и систему теоретических положений в рамках которой она существует.

Происхождение термина «философия» связано с античной культурной традицией, в которой она определялась как познание и осмысление первопричин и начал всего сущего.

Согласно преданию (дошедшему до н.вр. благодаря Гераклиту понтийскому и Диогену Лаэртскому), термин «философия» был введен в употребление Пифагором в 580-500 годах до нашей эры. Ионийские мыслители Фалес Милетский, Анаксимандр Милетский, с учений которых начинается история европейской философии, называли свои учения не философией, а историей. К концу V века до новой эры в античной культуре начинается все чаще начинается отглагольная форма «философствовать», а в IV в. новой эры среди учеников Сократа – существительное «философия». Впоследствии этот термин закрепился для обозначения особого типа рационального познания, в рамках которого систематически формулируются и обсуждаются основные проблемы человеческого бытия

Философия ставить своей целью создать рациональными средствами мыслительной деятельности картину мира и бытия человека в нем.

Мировоззрение – система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение придает деятельности человека организационный, осмысленные и целенаправленный характер.

Термин «мировоззрение» имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант. В «Феноменология духа» Георга Фридриха Вильгельма Гегеля присутствует внесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения». Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга. Вместе с тем в советское время понятие мировоззрение стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» В.И. Ленин пишет в «Философских тетрадях». Уже в 1923 году его использует А.М. Деборин, Людвиг Фейербах личность и мировоззрение.



Наука – деятельность, направленное на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Это деятельность осуществляется путем сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. На этой основе выполняются обобщению или синтез новых знаний, которые описывают наблюдения природные или общественные явления и указывают причинно-следственные связи, что позволяет осуществить прогнозирование. Те гипотезы, которые описывают совокупность наблюдаемых фактов и не опровергаются экспериментами, признаются законами природы или общества.

По мнению историка науки И.Н. Веселовского «Современная наука по существу, опирается на следующие три основы:

  1. Применение эксперимента, наблюдения и опыта при изучении природы;

  2. Логические доказательства выводов, полученных из основных предпосылок;

  3. Возможность математического представления природных процессов».

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

- разделение и кооперацию научного труда;

- научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

- методы научно-исследовательской работы;

- понятийный и категориальный аппарат;

- систему накопления, хранения и использования информации.

Науковедение – исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

- имеет сложную структура (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

- носит предельно общий, теоретический характер;

- содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежать в основе этих наук;

- во многом субъективно несет в себя отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

- является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

- имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (т.е. знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);


- испытывает на себя сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

- в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;

- опирается на категории – предельно общие понятия;

- неисчерпаемо по своей сути;

- ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта!), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождения бытия, первичности материи или осознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияния на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Под объектом в философии понимают явления действительности, которые преобразуются под воздействие человеческой деятельности и становятся предметом познания.

Под субъектами понимают человека, группу, общество, как носителей активной преобразующей силы в процессе освоения объекта и его познания.

Под субъектно-объектными отношениями понимается взаимодействие субъекта с объектом в процессе преобразования и познания последнего.

Под субъектно-субъектными отношениями понимают процесс взаимодействия человека с другим человеком, другими людьми. В итоге вся окружающая нас действительность представляет для философов как система отношений субъекта к объекту и к другим субъектам.

Поэтому можно сделать вывод, что философия изучает всеобщие стороны объекта и всеобщие стороны отношений субъекта к объекту.