ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее даром __________(1) и __________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного __________(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека — его биологическое начало и его социальную сущность. Человек, с одной стороны, часть __________(4), и его формирование подчиняется всем природным __________(5). Он, как и другие природные существа, должен постоянно удовлетворять свои физиологические __________(6) (есть, пить, спать и т.д.), должен защищать своё тело от холода одеждой. Но человек не только биологическое существо, он еще и существо социальное (иными словами — общественное)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) сознание
2) речь
3) труд
4) закон
5) природа
6) потребность
7) мышление
Часть II.
Прочитайте текст и выполните задания 14-15 |
Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.
И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки.
Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.
Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.
(По А. Печчеи)
14. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них - 2 б.
15. Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды? (Приведите три авторские оценки.) - 2 б.
_____________________________________________________________________________________________
Критерии оценки:
19 –18 баллов – оценка «5»
17 – 14 баллов – оценка «4»
13 – 9 баллов – оценка «3»
менее 9 баллов – оценка «2»
Контрольная работа по теме: «Личность и общество».
КЛЮЧ
№п/п | 1 – вариант. | 2 – вариант. | |
Часть I. | |||
1 | 4 | 4 | |
2 | 3 | 1 | |
3 | 3 | 3 | |
4 | 4 | 1 | |
5 | 3 | 4 | |
6 | 4 | 1 | |
7 | 4 | 2 | |
8 | 3 | 1 | |
9 | 2 | 1 | |
10 | 4 | 1 | |
Часть II. | |||
11 - 2 б. | 2431 | 3132 | |
12- 1 б. | 2413 | 2413 | |
13 -2 б. | 231645 | 723546 (273546) | |
Часть III. | |||
14 – 2 б. | 1) факторы формирования личности; 2) СМИ и социализация; 3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь; 4) школа и формирование личности ребёнка. | 1) наступление человека на основные виды растений и животных; 2) рост потребностей человеческого общества; 3) научно-техническая революция. | |
15 – 2 б. | Могут быть указаны следующие факторы по тексту: 1) возраст; 2) интеллектуальный уровень; 3) пол; 4) вес; 5) окружающая среда; 6) культура; 7) СМИ, 8) школа. | Автор оценивает состояние различных компонентов природной среды следующим образом: 1. «Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья.» 2. «Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд.» 3. «Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.» |
Критерии оценки:
19 –18 балл – оценка «5»
17 – 14 баллов – оценка «4»
13 – 9 баллов – оценка «3»
менее 9 баллов – оценка «2»