Файл: Вопросы Сформулируйте основные этапы в разработке и реализации такой программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача № 1

В настоящее время серьезную проблему в стране составляет состояние и перспективы развития монопрофильных шахтерских городов. В угольной отрасли занято более 400 тыс. человек (вместе с семьями получается почти 3 млн человек). Немало шахтерских городов и поселков находится в совершенно неперспективных угольных районах, где шахты закрываются, а добыча угля полностью прекращается. Основными проблемами в развитии шахтерских городов являются рост безработицы, отсутствие необходимой для развития таких территорий социально-бытовой инфраструктуры, аварийность на шахтах и пр.

На федеральном уровне принимается решение о разработке полномасштабной программы социально-экономического развития шахтерских городов. Составной частью программы должны стать такие меры, как реструктуризация угольной отрасли, социальная защита работников закрывающихся и действующих угольных предприятий, трудоустройство высвобождаемых работников трудоспособного возраста, организованная миграция шахтерских семей из неперспективных угольных районов, финансовая поддержка угольных административно-территориальных образований в связи с муниципализацией объектов социальной инфраструктуры.

Вопросы:

1. Сформулируйте основные этапы в разработке и реализации такой программы.

2. Перечислите базовые функции (субъекты, участники процесса), лежащие в основе такой программы.

1. Создание условий для привлечения российских и зарубежных инвесторов.

2. Установление и развитие постоянных контактов с международными и национальными финансовыми институтами и организациями, для совместного поиска источников финансирования программ социально-экономического развития шахтерских городов.

3. Разработка перспективных программ социально-экономического развития шахтерских городов.

4. Размещение в Интернете базы данных о приоритетных инвестиционных проектах по каждой шахтерской территории, предлагаемых для реализации с целью привлечения для софинансирования заинтересованных иностранных и российских инвесторов, а также каталогов имущественных комплексов инвестиционных площадок, предлагаемых для размещения новых производств.

5. Реконструкция объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

6. Разработка механизма по привлечению финансовых резервов негосударственных пенсионных фондов для развития экономики шахтерских городов.


7. Локализация и решение экологических проблем, обусловленных закрытием шахт.

8. Профессиональная переориентация и переобучение работников, высвобождаемых с угольных предприятий, для заполнения рабочих вакансий на вновь создаваемых и реанимируемых производствах

Преобладающими в экономике шахтерских городов являются предприятия, основанные на частной форме собственности.
Задача № 2
В ходе разработки программы комплексного социально-экономического развития г. Тольятти ее разработчиками были сформулированы две равновероятные стратегические альтернативы главного градообразующего предприятия города АО АвтоВАЗ, обусловленные факторами внешнего по отношению к предприятию характера.

Первая альтернатива исходит из принятия на федеральном уровне концепции, предполагающей государственную поддержку крупнейших отечественных предприятий автомобилестроения. В этом случае можно полагать, что в рассматриваемой перспективе Тольятти останется ведущим в стране центром по производству легковых автомобилей. Тогда приоритетной задачей городских властных структур становится организация лоббирования федеральной программы модернизации всего комплекса предприятий, для которых АО АвтоВАЗ является головным. В лоббировании такой программы будут заинтересованы субъекты Российской Федерации, на территории которых дислоцируются предприятия-смежники АО АвтоВАЗ. Высокий статус такой программы может послужить решающим фактором для участия в ней зарубежного капитала.

Вторая стратегическая альтернатива развития АО АвтоВАЗ состоит в его форсированном разукрупнении. Такой маневр окажет существенное влияние на социально-экономическую обстановку в городе: в перспективе он может принести значительные экономические выгоды, но практически сразу после его начала город столкнется с серьезными проблемами социально-экономического характера (рост безработицы, преступности, усиление социальной напряженности). В этом случае городские властные структуры должны, во-первых, реализовать комплекс мер, призванных смягчить возможную неблагоприятную социальную обстановку, во-вторых предпринять активные меры по форсированной диверсификации экономики города, превращению Тольятти в многофункциональный город

Вопросы:

1. Сформулируйте основные критерии, лежащие в основе выбора альтернативы.

2. Применение каких исследовательских процедур предполагает выбор той или иной альтернативы развития?


В ходе разработки программы комплексного социально-экономического развития г. Тольятти ее разработчиками были сформулированы две равновероятные стратегические альтернативы главного градообразующего предприятия города АО АвтоВАЗ, обусловленные факторами внешнего по отношению к предприятию характера.

Первая альтернатива исходит из принятия на федеральном уровне концепции, предполагающей государственную поддержку крупнейших отечественных предприятий автомобилестроения. В этом случае можно полагать, что в рассматриваемой перспективе Тольятти останется ведущим в стране центром по производству легковых автомобилей. Тогда приоритетной задачей городских властных структур становится организация лоббирования федеральной программы модернизации всего комплекса предприятий, для которых АО АвтоВАЗ является го-ловным. В лоббировании такой программы будут заинтересованы субъекты Российской Федерации, на территории которых дислоцируются предприятия-смежники АО АвтоВАЗ. Высокий статус такой программы может послужить решающим фактором для участия в ней зарубежного капитала.
Задача 3
Исходя из целей экологической политики и достижения конкурентных преимуществ, государства и корпорации ставят сверхзадачи, в борьбе за достижение которых появляются инновационные продукты. При этом, поставленные задачи облачаются в форму целевых временных пределов, по достижении которых устаревшие (не соответствующие критериям, обозначенных сверхзадачами) продукты, технологии и услуги запрещаются законодательно.

Такие процессы (выполнение сверхзадач в рамках временных пределов с последующим режимом наибольшего благоприятствования) называются технологическими коридорами. В современном мире фактически все технологические коридоры реализуются в рамках экологической доктрины (даже в военной сфере оружие разрабатывается с учетом минимального воздействия на экологию!)

Наиболее известными примерами удачного применения технологических коридоров являются:

A. Борьба с шумностью авиалайнеров и за экономию авиатоплива, приведшую к почти полному отмиранию авиационной промышленности вне ЕЭС и США. Россия пострадала от данного технологического коридора особенно сильно.

B. Поэтапная борьба за экономию и чистоту выхлопов автомобильных двигателей (Евро 1 – Евро-5).

C. Увеличение доли альтернативной энергетики, в т.ч. за счет ограничения выбросов ТЭЦ и ограничения на строительство и атомных электростанций.


Наиболее свежим примером подготовки очередного технологического коридора является конкурс, организованный НАСА, на концепцию нового авиалайнера, завершившийся в начале 2010 года. Требования, сформулированные NASA для самолетов поколения N+3 (7-е поколение), на первый взгляд кажутся невыполнимыми. Уровень шума должен быть снижен на 71 дБ. Это означает, что услышать двигатели лайнера на земле можно будет только в пределах аэропорта. Выброс оксида азота должен уменьшиться на 75%, потребление топлива (а вместе с тем и стоимость авиаперевозок) – на 70%. Кроме того, NASA предлагает пересмотреть маршруты и инфраструктуру перелетов, чтобы как можно меньше пассажиров путешествовало через пересадочные пункты, тем самым увеличивая расстояние перелета иногда до двух раз. Свое видение самолета 2030-х годов представили Boeing, Northrop Grumman, General Electric и Массачусетский технологический институт (MIT). И хотя, по мнению всех конкурсантов, требования НАСА в целом недостижимы, можно ожидать, что данные разработки лягут в основу новых международных ограничений на авиатранспорт уже в ближайшие десятилетия, а наука США мобилизуется на достижение заданных параметров, чтобы обеспечить лидерство Америки в авиастроении.

Вопросы:

1. Какова роль государства в установлении «технологических коридоров» в зарубежных странах?

2. Каковы последствия от введения «технологических коридоров» в зарубежных странах могут наступить для отечественных компаний?

3. Приведите примеры возможных «технологических коридоров» в России.

1. Какова роль государства в установлении «технологических коридоров» в зарубежных странах?
Государство играет решающую роль в установлении «технологических коридоров» в зарубежных странах. Оно формирует законодательную базу «технологических коридоров». Также государство может формировать блоки с компаниями или организациями для продвижения интересов последних на мировом рынке.

2. Каковы последствия от введения «технологических коридоров» в зарубежных странах могут наступить для отечественных компаний?

Введение «технологических коридоров» в зарубежных странах имеет такие последствия отечественных компаний:

— невозможность экспорта вследствие того, что продукция не отвечает новым требованиям;

— снижение прибыльности отечественных компаний вследствие потери зарубежных рынков;

— повышение стандартов, качества выпуска продукции отечественными компаниями.

Вместе с тем технологический коридор нельзя рассматривать как сугубо технический инструмент: это комплексное явление, имеющее не только технологические, но и социально-экономические эффекты. Введение отдельных технологических коридоров может оказать значительное влияние на уровень потребления и образ жизни российских граждан, соответственно, существует риск отторжения проводимых реформ, социального недовольства и напряжения.


3. Приведите примеры возможных «технологических коридоров» в России.

Возможные технологические коридоры в сфере экологии по производству и использованию биотоплива и биоразлагаемых полимеров.

Производство биотоплива является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся рынков во всем мире. Объемы внутреннего рынка биоэтанола — порядка 1 млн т в год. Причем биотопливо используется не только с целью уменьшения зависимости от нефтепродуктов, но и снижения экологической нагрузки в крупных городах. Главный выигрыш от добавки биоэтанола к традиционным автомобильным топливам — значительное снижение выбросов вредных веществ вследствие более полного сгорания топлива в двигателе.
Задача 4.
Одной из наиболее актуальных и злободневных проблем современного российского общества является проблема коррупции. Эта проблема стала предметом проведенного социологического исследования, в результате которого были получены данные, выраженные в отношении к этому феномену со стороны широкого круга участвующих в этом опросе респондентов. 36% участников опроса сообщили, что часто обсуждают эту тему со своими друзьями, а 49% — время от времени.

Наиболее широкое распространение, по мнению респондентов, получили следующие формы коррупции:

• злоупотребление служебным положением в личных целях;

• дача взяток государственным чиновникам или политикам для получения государственных контрактов;

• подкуп чиновников или политиков для получения лицензий или разрешения на ведение легальной деятельности;

• присвоение государственного имущества;

• подкуп чиновников или политиков для получения финансовых выгод (субсидий, пенсий, привилегий).

Из двух основных правонарушений — дача взятки и получение взятки — 62% респондентов признали, что более неприемлемым является получение взятки.

В то же время 3% опрошенных не считают коррупцию актуальной проблемой для России, хотя 50% оценивают существующий в стране уровень коррупции неприемлемым. При этом 28% сообщили, что их злит такое положение, тогда как 19% — приводит в бешенство. Что касается борьбы с этим злом, 8% респондентов считают, что коррупция в России неискоренима, а 18% высказали мнение, что коррупцию в России можно сдерживать на разумном уровне, используя существующие законы. По мнению 46% опрошенных, с коррупцией в России нужно бороться любыми средствами, но в рамках демократии. 28%