Файл: Вопросы Сформулируйте основные этапы в разработке и реализации такой программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 438

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Cуществующая система административно-территориального устройства субъектов РФ предполагает два, а иногда и три уровня административно-территориальных единиц. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований – уставом города. Тем самым не допускается подчинение одного муниципального образования другому.
Задача № 13


В соответствии с решением городского Совета глава администрации города получил крупный кредит на реконструкцию муниципального деревообрабатывающего завода. Планировалось окупить расходы в течение одного года, а за счет прибыли выполнить капитальный ремонт городской теплосети. Однако из-за резкого падения спроса на продукцию завод обанкротился. Руководство города обратилось к губернатору области с требованием компенсировать указанные потери за счет областного бюджета, предупредив, что иначе ветхие теплосети выйдут из строя. Губернатор ответил, что ремонт муниципальных теплосетей относится к функциям местного самоуправления и их ремонт должен финансироваться из местного бюджета.

Вопросы:

1. Правомерна ли позиция губернатора области?

2. Охарактеризуйте принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения под свою ответственность.
1. Правомерна ли позиция губернатора области? Да

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.

Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».


2.Охарактеризуйте принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения под свою ответственность.

Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.
Задача № 14
Жители поселка, численность населения которого составляет 750 человек, обратились к представительному органу муниципального образования – сельский Совет с заявлением о предоставлении им права на осуществление в поселке местного самоуправления. В их просьбе было отказано в связи с небольшой численностью населения и недостаточностью у поселка финансовых ресурсов. Жители поселка обжаловали это решение в суд.

Вопросы:

1. Проанализируйте ситуацию.

2. Предложите вариант решения ситуации.

3. Охарактеризуйте порядок создания и преобразования муниципальных образований.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления устанавливаются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования

, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения. Следовательно, местное самоуправление в данном населенном пункте осуществляться самостоятельно не может.
Задача № 15
Городской Совет после принятия Устава города на местном референдуме обратился в областную Думу для регистрации. Областная Дума отказала, сославшись на то, что этим должно заниматься орган юстиции.

Вопросы:

1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения актуального законодательства.

2. Каков порядок регистрации и вступления в силу устава муниципального образования?
Согласно частям 3 и 6 статьи 44 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования и подлежит государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ от 21.07.2005 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство юстиции РФ, которое в силу подпункта 19 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ» организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.


Согласно пункту 5 того же Положения, Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы.

Из материалов дела следует, что в пределах своей компетенции представительный орган местного самоуправления – Городской Совет принял устав муниципального образования. При этом после принятия он был представлен для регистрации в орган государственной (исполнительной) власти субъекта РФ, тогда как должен был быть представлен для этих целей в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в регионе – например, управление Министерства юстиции РФ в области.

Учитывая отсутствие полномочий для совершения акта регистрации принятого устава муниципального образования, областная администрация правомерно отказала в регистрации устава и так же правомерно дала разъяснения о том, что такую регистрацию осуществляет территориальный орган Министерства юстиции РФ.

В этой связи Городскому Совету по вопросу государственной регистрации принятого устава муниципального образования необходимо обратиться в управление Министерства юстиции РФ по региону, на территории которого находится муниципальное образование
Задача № 16.
Городская Дума приняла новый Устав, которым отменила всенародные выборы мэра (главы) города, четырежды проводившиеся в областном центре. Главой города становится председатель городской Думы, избираемый (назначаемый) из состава депутатов городской Думы. Глава администрации города назначается на должность на пять лет по контракту по результатам конкурса.

Вопросы:

1. Соответствует ли принятое решение Конституции РФ и федеральному закону?

2. Какие действия могут предпринять граждане по защите своего избирательного права и права на местное самоуправление?
Принятие Устава города, внесение в него изменений и дополнений производятся населением на референдуме или городской Думой квалифицированным большинством (2/3 голосов от числа избранных депутатов), кроме главы 1 и статьи 23, по которым необходимо решение референдума (за исключением случаев приведения Устава города в соответствие с действующим законодательством).

При принятии новой редакции устава муниципального образования должна быть соблюдена процедура его утверждения в соответствии со статьей 44 ФЗ № 131, где указано, что проект устава муници­пального образования, проект муниципального правового акта о внесе­нии изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). С учетом предложений по проектам данных документов, а также порядку участия граждан в его обсуждении представительный орган города принимает соответствующее решение.


Из этого следует, что городская Дума в целях приведения в соответствие с ФЗ № 131 может принять новый Устав города с учетом соответствующих процедур. При этом необходимо учесть, что до принятия нового устава города должны быть приняты и вступить в силу изменения в Устав города, приводящие в соответствие с Федеральным законом положения Устава о численности депутатов представительного органа муниципального образования, а также о порядке избрания (назначения) и полномочиях главы муниципального образования (часть 2 статьи 84 ФЗ № 131).
Задача № 17
Глава муниципального района внес для рассмотрения и принятия районному Совету депутатов проект документа «Структура и порядок формирования органов и должностных лиц местного самоуправления района». Глава администрации (губернатор) области предложил сначала согласовать предложения по структуре органов местного самоуправления в соответствующих областных комитетах и управлениях, а также установил району предельную численность муниципальных служащих - 30 человек и утвердил соответствующий фонд заработной платы.

Вопросы:

1. Как следует отнестись к действиям главы администрации (губернатора) области?

2. Охарактеризуйте принцип самостоятельности решения населением вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 27.02.2020, с изм. от 01.04.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.