Файл: Вопросы Сформулируйте основные этапы в разработке и реализации такой программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
респондентов настроены очень категорично, полагая, что с коррупцией в России необходимо бороться, используя все возможные средства, даже авторитарные.

Вопросы:

1. Определите необходимый для этого исследования состав респондентов.

2. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к проведению такого опроса.

3. Составьте перечень задаваемых респондентам вопросов и шкал ответов, по результатам которых были получены представленные выше данные.

4. Какие практические выводы следует сделать на основании полученных в ходе этого опроса результатов?

Из двух основных правонарушений — дача взятки и получение взятки 62% респондентов признали, что более неприемлемым является получение взятки.

В то же время 3% опрошенных не считают коррупцию актуальной проблемой для России, хотя 50% оценивают существующий в стране уровень коррупции неприемлемым. При этом 28% сообщили, что их злит такое положение, тогда как 19% — приводит в бешенство. Что касается борьбы с этим злом, 8% респондентов считают, что коррупция в России неискоренима, а 18% высказали мнение, что коррупцию в России можно сдерживать на разумном уровне, используя существующие законы. По мнению 46% опрошенных, с коррупцией в России нужно бороться любыми средствами, но в рамках демократии. 28% респондентов настроены очень категорично, полагая, что с коррупцией в России необходимо бороться, используя все возможные средства, даже авторитарные.

Задача 5.
Инициативная группа граждан поселка внесла, в соответствии с уставом поселка, в представительный орган местного самоуправления в качестве правотворческой инициативы проект решения о прекращении строительства завода бытовой химии. Глава муниципального образования как председательствующий на заседаниях представительного органа через три месяца вернул инициативной группе указанный проект решения, мотивируя решение нецелесообразностью прекращения строительства завода, так как ввод его в действие позволит полностью обеспечить жителей работой и получить источник пополнения местного бюджета.

Вопросы:

Правомерны ли действия главы муниципального образования?

Каковы варианты дальнейшего развития событий?

1. Представителям не была обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта (если его рассматривал глава единолично, было возможным узнать причины инициативы, выяснить социальные, экологические обоснования);


2. Глава вернул проект, а не донёс письменное мотивированное решение до инициативной группы;

3 . Если в Уставе муниципального образования обозначена компетенция совета депутатов в рассмотрении правотворческой инициативы граждан по данным вопросам (или по вопросам местного значения, связанным со строительством), то результатом должно быть рассмотрение советом депутатов проекта муниципально-правового акта на открытом заседании

. Если в Уставе муниципального образования обозначена компетенция совета депутатов в рассмотрении правотворческой инициативы граждан по данным вопросам (или по вопросам местного значения, связанным со строительством), то результатом должно быть рассмотрение советом депутатов проекта муниципально-правового акта на открытом заседании


Задача № 6.
Между различными целями существует неоднозначная системавзаимосвязей. Некоторые цели могут дополнять друг друга, такой тип взаимосвязей между двумя целями характеризуется тем, что достижение одной цели способствует достижению другой. Другие цели могут быть взаимозаменяемыми (конфликтными). Достижение одной из конфликтных целей препятствует достижению другой. Так, согласно кривой Филипса, в условиях инфляции достижение цели стабилизации уровня цен в краткосрочном периоде противоречит цели достижения полной занятости, поскольку снижение темпов инфляции в краткосрочном периоде ведет к росту уровня безработицы.

Вопросы:

1.Что является главной целью макроэкономической политики?

2. Приведите примеры дополняющих друг друга целей макроэкономической политики.
Цели макроэкономической политики: Поддержание высокого уровня национального производства, и постоянных темпов роста экономики, без спадов. Высокий уровень занятости и низкий уровень вынужденной безработицы Осуществление рационального рыночного ценообразования для поддержания стабильности цен Равновесие экспорта и импорта Стабильность валютного курса 2. Приведите примеры дополняющих друг друга целей макроэкономической политики. Некоторые цели могут дополнять друг друга, такой тип взаимосвязей между двумя целями характеризуется тем, что достижение одной цели способствует достижению другой. Например, экономический рост и полная занятость в условиях экономического спада, достижение равновесия платежного баланса и экономический рост являются дополняющими друг друга целями макроэкономики.

Задача 7
Индекс потребительских цен США (United States Consumer Price Index, CPI) считается одним из основных показателей инфляции, и вычисляется путем измерений уровня цен на потребительские продукты и услуги. Данные ежемесячно публикуются статистическим бюро Департамента труда США с 1919 года. Индекс вычисляется по наблюдениям изменения цен на широкий набор продуктов в городских районах, средневзвешенных по доли общего дохода, которую потребители тратят на их покупку. Статистические данные, на конец месяца, в

котором они опубликованным, служат наиболее популярным методом измерения инфляции в США, однако данный индекс служит, прежде всего, целям определения стоимости жизни, нежели как общий индекс цен.

Вопросы:

1.Сравните индекс потребительских цен и дефлятор ВВП.

2. С какой целью рассчитывается индекс потребительских цен?
И дефлятор ВВП, и ИПЦ являются инструментами для расчета уровня инфляции в стране; эти два индекса существенно различаются. Во первых, дефлятор ВВП, в отличие от ИПЦ, основывается на размере текущейпотребительской корзины (имеется в виду текущего, а не базисного года), то есть является индексом Пааше. Также, индекс потребительских цен включает в себя только конечные потребительские товары, в то время как дефлятор — все конечные товары и услуги, учитываемые в ВВП. Необходимо отметить, что ИПЦпереоценивает уровень инфляции, в то время как дефлятор ВВП наоборот, недооценивает. При подсчете ИПЦучитываются импортные товары, а дефлятор — лишь товары и услуги, произведенные на территории даннойстраны. К тому же, дефлятор ВВП не имеет того недостатка, что ИПЦ, а именно включает в себя измененияцен на новые товары и услуги, в отличие от последнего.

2. С какой целью рассчитывается индекс потребительских цен? Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения.
Задача № 8
Является ли ВВП адекватным измерителем уровня жизни населения страны? Во многих случаях статистика ВВП создает впечатление, что экономическое положение улучшается, в то время как большинство граждан на своем повседневном опыте этого не чувствуют.

Кроме того, сосредоточенность на росте ВВП приводит к противоречию. Политические лидеры видят свою задачу в стимулировании экономического роста. Но одновременно с этим граждане требуют от них и борьбы с загрязненностью воздуха, говорят о необходимости снижения уровня шума и повышения качества воды. Между тем меры, направленные на эти цели, могут привести к снижению роста ВВП.

Вопросы:

1.В чем несовершенство показателя ВВП, как измерителя уровня жизни?

2. Почему ряд стран (например, Австралия, Корея) ввели в свою статистику показатель “зеленый ВВП”?
ВВП представляет собой весьма точный показатель функционирования национальной экономики, но он не отражает в полной мере изменение качества жизни и не является показателем характеризующим уровень благосостояния. Для характеристики уровня благосостояния используется показатель величины ВВП на душу населения: или показатель величины национального дохода на душу населения: . Однако и эти показатели весьма несовершенны и не могут точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются в том, что они: • усредненные (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю); • не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину национального дохода на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.) и самое важное – они учитывают только рыночные сделки и не включают труд на себя, который во многих странах (особенно в развивающихся)
является серьезным фактором повышения благосостояния; • не учитывают улучшение качественных характеристик товаров, ценность свободного времени связанного с досугом. • подсчитываются в едином измерителе, как правило, долларах США, но игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров); • не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.) • не учитывают деятельность в сфере теневой экономики. Поскольку представители теневой экономики не подают налоговых деклараций, то возможно лишь косвенно оценить деятельность этого сектора. Для этого экономистами разработан ряд показателей, позволяющих учесть масштабы теневой экономики. 2. Почему ряд стран (например, Австралия, Корея) ввели в свою статистику показатель “зеленый ВВП”? Под «зеленым» ВВП (продуктом экоразвития) в широком смысле понимается скорректированный общественный продукт, который включает итог изменения всех экологических активов, ресурсов и благ. Анализ имеющегося опыта развитых зарубежных стран в области разработки показателей эколого-экономического развития свидетельствует о возрастании региональных показателей качества жизни и многофункционального использования экосистем. Расширение использования экономических оценок свидетельствует о дальнейшем внедрении в практику принятия решений экологического фактора. Данный показатель необходим для более комплексного анализа уровня благосостояния страны.
Задача № 9
Первоначально, даже во время своей избирательной компании 1932 г. Рузвельт высказывался за сбалансированный бюджет. Однако, как он признал позднее, иметь сбалансированный бюджет в 1933-1935 г.г. означало совершить преступление против народа. Рузвельт признавал, что среди либеральных экономистов есть два крыла – сторонников сбалансированного и другого, неолиберального лагеря, признававшего законность расходов, направленных на улучшение положения бедствующего народа. Сам он занимал позиции последних, принимая идею так называемой «заправки насоса», при этом расходы бюджета США были увеличены с 1932 г. по 1940 г. более чем в два раза с 4,266 до 10,061 млрд.долл., а государственный долг увеличился с 22 до 36 миллиардов долларов. Консерваторы упрекали Рузвельта в социалистическом перевороте. До сих пор не утихают споры, насколько сильно было воздействие идей Дж.М.Кейнса на Новый курс. Большинство специалистов считают, что меры вмешательства государства в экономику были приняты Рузвельтом под воздействием реалий жизни. Что же касается идей бюджетного финансирования, то она стала одним из основ Нового курса, в том числе под влиянием Кейнса. В 1934 году Кейнс после получения почетного звания в Колумбийском университете посетил Рузвельта, при этом в «Нью-Йорк таймc» появилась статья Кейнса, призывавшая не бояться дефицита, так как «старый порядок ушел в прошлое». Затем, в 1937 г, в своем послании Рузвельт, под давлением правых, считавших, что положение нормализуется, обещал вернуться к политике сбалансированного бюджета. В феврале этого же года Кейнс адресовал Рузвельту послание, в которой критиковал политику Правительства США за колебания. В 1938 году индекс промышленного производства упал на 14 %. 14 апреля 1938 г. Рузвельт призвал к увеличению государственных расходов, увеличению помощи безработным, созданию условий для доступности кредита. В дальнейшем Президент признал, что причиной нового кризиса стало сокращение бюджетных расходов в 1936-1937 гг.


Вопросы:

1. С какой целью Дж.М. Кейнс рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования?

2. Является ли кейнсианская модель панацеей, и в какой ситуации политику дефицитного финансирования нельзя проводить?

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.

В 1999 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4 млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счет доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.

С 1990 по 1995 гг. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги — ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.

В связи с глубоким финансовым кризисом, развернувшимся в 1998 г., принято решение о проведении ограниченной эмиссии денег под обеспечение золотовалютных резервов.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом безусловно есть рациональное зерно. Следует отметить, что с 1990-х годов в ряде развитых западных стран бюджетный дефицит сокращается, а в США практически он преодолен.