Файл: Методические рекомендации по написанию курсовых работ. Учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- обозначение характера работы – курсовая работа;

- дисциплина, по которой данная курсовая работа написана;

- тема курсовой работы;

- фамилия, имя, отчество студента, выполнившего данную работу;

- номер учебной группы и форма обучения;

- фамилия, имя, отчество должность, ученое звание научного руководителя;

- дата проверки и оценка;

- подпись научного руководителя;

- название города, в котором находится учебное заведение;

- год написания работы.

Образец оформления титульного листа представлен в Приложении А и Б настоящего учебно-методического пособия.

Текст на титульном листе печатается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14 (для темы курсовой работы допустимо использование размера шрифта 16).

Номер страницы на титульном листе не ставится.
Содержание курсовой работы следует после титульного листа.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами.

В содержании перечисляются следующие структурные элементы:

- введение;

- названия глав и (или) параграфов основной части работы;

- заключение;

- библиографический список;

- каждое приложение.

После каждого пункта содержания указываются страницы, на которых они начинаются (образец оформления содержания см. в Приложении В и Г).

Введение является одной из ответственных частей курсовой работы. Обусловлено это тем, что именно введение содержит все необходимые характеристики темы исследования.

Необходимыми структурными элементами введения являются:

-  актуальность темы исследования;

- степень разработанности темы исследования;

- объект и предмет исследования;

- цель и задачи работы;

- методологическая база исследования;

- нормативная правовая база исследования;

- ее теоретическая и практическая значимость;

- структура работы.

Актуальность темы исследования – это ее значимость в настоящий момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. В данном разделе введения содержатся положения и доводы, подтверждающие научную и прикладную значимость решения исследуемой в курсовой работе проблемы.

Степень разработанности темы исследования – это краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в определенной юридической области. Данный раздел курсовой работы должен содержать перечисление авторов учебников, монографий, статей, которые внесли наибольший вклад в изучение проблемы исследования. Указываются авторы, как правило, в алфавитном порядке.


Объект исследования представляет собой область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая в работе проблема. Как правило, объектом исследования в области права выступают общественные отношения в той или иной сфере, та область права или правовая проблема, которая будет исследоваться в курсовой работе.

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Предмет исследования – это только те существенные связи, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Поэтому предмет исследования уже объекта исследования.

Цель исследования – это тот результат, которого следует достичь в ходе написания курсовой работы.

В соответствии с основной целью в курсовой работе формулируются и отдельные задачи, которые в совокупности обеспечивают достижение цели исследования. Количество задач должно соответствовать количеству параграфов курсовой работы.

Методологическая база исследования – это основные приемы и способы, которые использовались автором при проведении исследования.

При описании нормативно-правовой базыисследования студент в общем виде перечисляет основные используемые им в работе нормативные правовые документы, в частности: международные договоры, конвенции и соглашения; Конституция Российской Федерации и конституции или уставы субъектов Российской Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы, а также законы субъектов; подзаконные нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств, агентств и служб Российской Федерации, а также акты органов исполнительной власти субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.

Полученные по итогам исследования результаты могут иметь теоретическую и (или) практическую значимость. Теоретическая значимость курсовой работы должна отражать вклад автора в развитие теории исследуемого института права. При определении практической значимости исследования студент перечисляет, в каких областях прикладной деятельности, какими органами и организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе.



В структуре работы указывается перечень её структурных элементов.

Для большей наглядности рекомендуется наименование всех структурных элементов введения выделять полужирным шрифтом (образец оформления введения приведен в приложении В).

Объем введения не должен составлять более 3-х страниц.
Основная часть курсовой работы может иметь как простую (деление только на главы), так и сложную (главы, разделенные на параграфы) структуру изложения.

Курсовая работа должна включать в себя не менее двух глав (но, как правило, не более четырех). При делении глав на параграфы каждая глава в свою очередь должна быть разделена на 2–3 параграфа (более подробное дробление не желательно).

Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

Для обеспечения целевой направленности работы необходимо четко формулировать цели и задачи каждой главы и параграфа (соотносимые с целями и задачами курсовой работы, сформулированными во введении). В основной части курсовой работы приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты исследования.

Как правило, содержательно главы включают в себя:

- анализ истории вопроса и его современного состояния, обзор литературы по исследуемой проблеме, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования, анализ и классификацию привлекаемого материала на базе избранной студентом методики исследования;

- раскрытие сущности и правовой природы исследуемого правого института. Для этого автор высказывает свое отношение к причинам, обусловившим реальное состояние исследуемого явления или процесса, выделяет положительные и отрицательные стороны в его развитии. При этом студент все излагаемые положения должен подкреплять результатами анализа примеров из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников;

- обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленных задач и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.

В конце каждой главы студент формулирует обобщающие выводы в соответствии с поставленными целями и задачами исследования.
В заключении курсовой работы подводятся итоги проведенного исследования по избранной тематике, формулируются обобщенные выводы и предложения, возможные перспективы применения результатов на практике. Кроме того, здесь определяются направления для дальнейших исследований в данной предметной области.


Выводы в заключении должны строго соотноситься с общей целью и конкретными задачами, обозначенными во введении. При этом сформулированные в заключении выводы не должны дублировать обобщения, содержащиеся в конце глав.

Объем заключения должен составлять не более 2–3 страниц.
Библиографический список составляется из изученной и использованной в курсовой работе литературе. Он свидетельствует о степени проработки проблемы, уровне сформированности у студента навыков самостоятельной работы с информационной составляющей курсовой работы.

Библиографический список должен иметь следующую упорядоченную структуру:

  1. Нормативные правовые акты

- Конституция РФ;

- федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы;

- акты Президента Российской Федерации;

- акты Правительства Российской Федерации;

- акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

- конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также акты представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- уставы муниципальных образований и акты органов местного самоуправления.

  1. Международные документы:

- декларации;

- пакты;

- конвенции и т.д.

  1. Материалы судебной практики

- акты Конституционного Суда РФ;

- акты Верховного Суда РФ;

- акты Высшего Арбитражного Суда РФ;

- акты других органов судебной власти.

  1. Специальная литература:

- монографии;

- диссертации и авторефераты диссертаций;

- учебники и учебные пособия;

- энциклопедии;

- словари и т.д.

5. Публикации периодической печати и научных сборников:

- научные статьи и другие публикации в периодических изданиях;

- статьи и другие публикации в научных сборниках и материалах конференций;

- статьи в газетах.

6. Электронные ресурсы:

- материалы сети Интернет.

Источники, указанные в п.п. 1 и 3, перечисляются в порядке их значимости. В конце данного раздела указываются документы, утратившие силу.

Источники, указанные в п.п. 4 и 5 располагаются в алфавитном порядке.


Нумерация всех источников библиографического списка сплошная.

Не менее 25 % используемых в курсовой работе источников должны быть изданы за последние пять лет.

Сведения об источниках приводятся в соответствии с действующими на момент выполнения курсовой работы требованиями ГОСТ1. Образец оформления библиографического списка и отдельных его источников приведен в Приложении З и И.
В приложения включаются связанные с выполненной курсовой работы материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть внесены в основную часть: справочная информация, таблицы, схемы, извлечение из нормативных документов, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера и т.д.

Приложения размещаются в конце работы, после списка использованной литературы в порядке их упоминания в тексте.
Оптимальный объем курсовой работы – 25–30 страниц печатного текста, подготовленного в редакторе MS Word.

4 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа должна быть оформлена на русском языке.

Курсовая работа оформляется в виде текста, подготовленного на персональном компьютере с помощью текстового редактора и отпечатанного на принтере на листах формата А4 с одной стороны.

Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений.

Допускается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, определениях, применяя различные инструменты выделения.
Поля страницы должны иметь следующие размеры:

- левое – 30 мм;

- правое  10 мм;

- верхнее и нижнее – 20 мм.

Для оформления текста работы используются следующие параметры:

шрифт– Times New Roman.

размер шрифта – 14 (для сносок 10).

- межстрочный интервал – 1,5 строки (для сносок – одинарный);

основной цвет шрифта – черный;

абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см.

Перенос слов с одной строки на другую производится автоматически.
Особые требования предъявляются к оформлению наименований структурных элементов курсовой работы:

1) наименование всех структурных элементов курсовой работы (за исключением наименований параграфов и приложений) записываются в виде заголовков прописными буквами без подчеркивания, шрифт 14 полужирный;

2) наименования параграфов записываются в виде заголовков с прописной буквы без подчеркивания, шрифт 14 полужирный;