Файл: Правовое обеспечение информационной безопасности Структура информационной сферы и характеристика ее элементов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обязанности работников, допущенных к работе с ИОД состоят в следующем:

· в строгом сохранении тайны, ставшей им известной в связи с выполнением служебных обязанностей, либо от других работников фирмы;

· в принятии мер по пресечению действий других лиц, которые могут привести к утечке информации;

· в немедленном информировании непосредственного руководителя и сотрудника службы безопасности предприятия обо всех фактах несанкционированного доступа к охраняемой информации, либо о создании предпосылок к этому;

· в неиспользовании секретов предприятия в личных целях;

· в ознакомлении только с теми закрытыми документами, к которым получен допуск в связи с выполнением служебных обязанностей;

· в доведении до минимально необходимого числа лиц, участвующих в подготовке документов, содержащих коммерческую тайну;

· в неукоснительном соблюдении порядка учета и хранения носителей информации (печатные документы, магнитные носители, образцы и т.д.).

В трудовом договоре с работником при приеме на работу внесятся следующие обязательства:

· в период работы на предприятии не разглашать ИОД, которая стала известны работнику в связи с выполнением им служебных обязанностей;

· выполнять в точности относящиеся к работнику требования приказов и иных документов по защите ИОД, с которыми он ознакомлен;

· в случае увольнения не разглашать и не использовать известные работнику сведения в личных интересах, или в интересах других физических или юридических лиц.

Также должна быть запись о том, что работник предупрежден о материальной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Документы, подготавливаемые на случай возможного увольнения работников, имеющих доступ к ИОД, предназначены для предотвращения разглашения защищаемых сведений и имеют форму соглашения, анкеты, заявления, либо иную.

Обязанности по сохранению ИОД возлагаются и на руководителя организации. Для этого в контракт, заключаемый с руководителем, вводятся соответствующие положения:

· обязательство руководителя хранить ИОД и не использовать ее в ущерб организации;

· о персональной ответственности за создание необходимых условий для сохранности ИОД;

об ответственности руководителя за нарушения режима защиты ИОД и возможных последствиях.

45.Понятие оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий по законодательству РФ.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос -  оперативно-розыскное мероприятие по сбору информации в процессе непосредственной беседы сотрудника оперативного подразделения или лица, действующего по его поручению, с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах. Может проводиться гласно, негласно, легендированно и (или) с зашифровкой цели..

2. Наведение справок - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на сбор информации, имеющей значение для решения задач ОРД, из оперативных, криминалистических и иных учетов и информационных систем, а также различных документов (в том числе – архивных)..

3. Сбор образцов для сравнительного исследования -  ОРМ, направленное на получение объектов, являющихся материальными носителями информации (вещей, предметов и пр.), необходимых для последующего криминалистического, научно-технического и иного сравнительного исследования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

4. Проверочная закупка - оперативно-розыскное мероприятие, связанное с затратным приобретением предметов, веществ, изделий, продукции и услуг с целью выявления, предупреждения, пресечения и документирования преступных действий, задержания с поличным лиц, причастных к совершению преступления, а также установления других обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Не нарушает охраняемые законом права граждан.

5. Исследование предметов и документов - оперативно-розыскное мероприятие, проводимое оперативными подразделениями с привлечением специалистов, обладающих научными, техническими и иными познаниями для проведения исследований с целью выявления признаков преступной деятельности и причастных к ней лиц..



6. Наблюдение - ОРМ, направленное на визуальное или опосредованное слежение за объектом или лицом с целью получения информации о признаках преступной деятельности, лицах, к ней причастных, местах хранения орудий совершения преступлений, похищенного и иных предметов и документов, представляющих оперативный интерес. Не ограничивает охраняемые законом права граждан, но для осуществления требует санкционирования у соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД..

7. Отождествление личности - ОРМ, заключающееся в установлении и идентификации личности проверяемого лица по признакам внешности, голосу, запаху, отпечаткам пальцев и пр..

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - оперативно-розыскное мероприятие, связанное с визуальным, слуховым и иным изучением (исследованием) данных объектов, в том числе, с использованием специальных технических и иных средств, с целью получения информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Относится к ОРМ, вторгающимся в охраняемые законом конституционные права граждан на неприкосновенность жилища.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение информации о лицах, фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач борьбы с преступностью, путем негласного обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений. Относится к ОРМ, вторгающимся в охраняемые законом конституционные права граждан. Требует соблюдения особых условий его проведения (более подробно см. прослушивание телефонных переговоров)..

10. Прослушивание телефонных переговоров - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение информации, передаваемой лицами, причастными к совершению преступлений, по линиям телефонной связи, путем конспиративного слухового контроля телефонных переговоров и, как правило, их фиксации с помощью звукозаписывающих технических средств. ОРМ, вторгающееся в охраняемые законом конституционные права граждан. Его проведение допускается только на основании судебного решения и при наличии информации: 1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно. 2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно. 3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.


11. Снятие информации с технических каналов связи - оперативно-розыскное мероприятие, связанное с получением уполномоченными на то правоохранительными органами сведений, передаваемых лицами, причастными к совершению преступлений по техническим каналам связи, либо содержащейся в компьютерных и иных технических системах, и их фиксации посредством использования специальных технических средств. Относится к ОРМ, вторгающимся в охраняемые законом конституционные права граждан.

12. Оперативное внедрение - оперативно-розыскное мероприятие, основанное на взаимосвязанных действиях по продвижению в преступное формирование оперативного работника, выступающего под легендой, или конфидента для получения информации путем установления доверительных отношений с лицами, имеющими отношение к преступной среде. Не ограничивает охраняемые законом права граждан, но для осуществления требует санкционирования у соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность..

13. Контролируемая поставка - оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в санкционированном (по правилам законодательства об ОРД) контролируемом перемещении товаров или предметов, свободная реализация которых запрещена, либо оборот которых ограничен с целью эффективного выявления, пресечения и расследования преступлений. Не ограничивает охраняемые законом права граждан, но для осуществления требует санкционирования соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

14. Оперативный эксперимент - оперативно-розыскное мероприятие, связанное с получением оперативной информации посредством создания или воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для выявления, пресечения и раскрытия тяжких или особо тяжких преступлений, а также выявления и установления лиц, их совершающих. Не ограничивает охраняемые законом права граждан, но для осуществления требует санкционирования у соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

15. Получение компьютерной информации.
46.Органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:


1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральной службы исполнения наказаний.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов.
47.Система правовых актов, регулирующих проведение оперативно- розыскных мероприятий.

Статья 4. Правовая основа оперативно - розыскной деятельности.

Правовую основу оперативно - розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно - розыскных мероприятий.

1. Под правовой основой оперативно - розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.