Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Метод моделирования в формировании
речевых навыков детей в ДОУ.
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Моделирование связной речи как психолого-педагогическая проблема…….……………………………………………………………....7
-
Обзор литературы по проблеме исследования связной речи…….….......7 -
Особенности овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………...12 -
Рассказывание по картине как средство развития связной речи..……..17
Выводы по главе I…………………………………………………….….............22
Глава II. Формирование связной речи старших дошкольников в процессе рассказывания по картине………………………………………………............23
-
Задачи и организация опытно-экспериментальной работы …………..23 -
Исследование особенностей речевого развития старших дошкольников……………………………………………………………..27 -
Содержание и методика работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин …………………………………………….….32
Выводы по главе II………………………………………………………............36
Заключение……………………………………………………………………....37
Литература………………………………………………………………….........40
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что овладение родным языком, Моделирование речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время доказано, что Моделирование речи самым тесным образом связано с Моделированием сознания, познанием окружающего мира, Моделированием личности в целом. Усвоение языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет решать задачи развития речи, прежде всего связной речи.
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над Моделированием связной речи детей. Особый интерес вызывает сочинение рассказов по картине, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М.Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
Наиболее приемлемым в обучении детей логично и последовательно излагать свои мысли является использование серии сюжетных картинок, так как для составления рассказа по серии сюжетных картинок детям нужно осмыслить общее содержание картины, правильно разложить серию картинок, назвать героев, описать их. Детям дошкольного возраста ещё очень трудно овладеть умением самостоятельно, логично, правильно составлять рассказы по серии сюжетных картин. Большинство детей затрудняются выделить главных героев, увидеть основной сюжет, последовательно изложить содержание. Следовательно, детей дошкольного возраста необходимо обучать способам организации связного высказывания.
Хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало занятия мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несёт в себе определённый смысл - оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции.
В этой связи перед педагогом стоит задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.
Противоречие. В науке рассматривается процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Однако, вопрос развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания по картине в профессиональной деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения недостаточно теоретически разработан и методически оснащён.
Проблема состоит в том, чтобы выявить каковы педагогические возможности и условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания по картине.
Цель исследования – изучить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания по картине.
Объектом исследования является процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является Моделирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания по картине.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку гипотезы исследования: адекватно подобранные методы диагностики и своевременное выявление уровня развития связной речи дошкольников, позволят определить содержание и методику работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть особенности рассказывания по картине как средство развития связной речи;
3. Исследовать особенности речевого развития старших дошкольников;
4. Определить содержание и методику работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (О.М. Дъяченко, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков Д.Б. Эльконин и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования.
-
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, классификация, сравнительный анализ, позволившие определить подходы к проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста на занятии с картинами.
-
Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), метод анализа продуктов деятельности детей (детские рассказы, рисунки и др), использование опыта работы методистов, воспитателей, анализ результатов экспериментального исследования, методы статистической обработки полученных данных.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 44 «Почемучка» г. Арзамас, Нижегородской области. В исследовании приняли участие старшие дошкольники в количестве 20 человек, в возрасте 5-6 лет. Из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что изучены особенности овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста; рассмотрены особенности рассказывания по картине как средство развития связной речи.
Практическая значимость состоит в том, что определены задачи и организована опытно-экспериментальная работа; исследованы особенности речевого развития старших дошкольников; определены содержание и методика работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин. Материалы исследования могут быть использованы в образовательной практике развития связной речи детей дошкольного возраста на занятиях с использованием картин и в процессе повышения квалификации педагогов ДОУ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и литературы.
Глава I. Моделирование связной речи как психолого-педагогическая проблема
-
Обзор литературы по проблеме исследования связной речи
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной психолого-педагогической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое [15, с. 7].
По мнению Т.А.Ткаченко, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи [23, с. 54].
Как пишет А.А. Леонтьев, связная речь это активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. Она характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью» [13, с. 10].
По мнению С.Л. Рубинштейн, связная речь имеет следующие коммуникативные функции:
- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
- эмоционально-оценочная [19, с. 194].
Связность речи, по мнению Рубинштейна С. Л., – это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [19, с.35].
Связная речь, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется наличием четырех основных групп связей:
-
логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению; -
функционально-стилевых – отнесенность речи к партнерам общения; -
психологических – отнесенность речи к сферам общения; -
грамматических – отнесенность речи к структуре языка.
Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи - значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.
Речь считается связной, если для нее характерны:
-
содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится); -
точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); -
логичность (последовательное изложение мыслей); -
ясность (понятность для окружающих); -
правильность, чистота, богатство (разнообразие) [26, с. 69].
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Рассмотрим их более подробно.
Первичная по происхождению форма речи – диалоговая. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций, он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности.