Файл: Правовое обеспечение информационной безопасности Структура информационной сферы и характеристика ее элементов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовое обеспечение информационной безопасности
1. Структура информационной сферы и характеристика ее элементов.
Информационная сфера - это среда оборота информации (производство - распространение -потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.
Выделяются функциональные, технические, организационные, документальные, алгоритмические, программные и информационные структуры.
Функциональные структура — это структура, элементами которое являются подсистемы, функции 1С или ее части, а связи между элементами — это потоки информации, циркулирующей между ними при функционировании 1С.
Техническая структура — это структура, элементами которое являются оборудования комплекса технических средств 1С, а связки между: элементами отражают информационный обмен.
Под организационной понимают структуру, элементами которое являются коллективы людей и Отдельные исполнители, а связки между; элементами — информационные, субпидрядносты и взаимодействия.
Документальная структура — это структура, элементами которое являются неделимые составляющие и документы 1С, а связи между: элементами-взаимодействия, вхидносты и зависимости.
Элементами алгоритмической структуры являются алгоритмы, а связки между: алгоритмами реализуются с помощью информационных массивов.
В программной структуре связки между: элементами также: реализуются в виде информационных массивов, а элементами структуры являются программные модули.
Информационная структура — это структура, элементами которое являются формы существования и представления информации в системе, а связки между ними — операции преобразования информации в системе. Элементами информационной структуры могут быть также: информационные массивы, а связями — операции работы с массивами: ввод, корректировку, просмотр, уничтожение и т.п.
Таким образом, социальная сфера – это сложная система связей и отношений между различными элементами социума по поводу их социального статуса, равенства или неравенства в обществе.
Важнейшим элементом социальной сферы является социальная структура общества как сложная, динамично развивающаяся, достаточно противоречивая совокупность различающихся по социальным признакам людей и человеческих общностей с бесконечным разнообразием взаимоотношений между ними.
Другим элементом социальной сферы выступают условия жизнедеятельности людей и социальных общностей, создающие для них те или иные объективные возможности индивидуального и коллективного поведения на предмет удовлетворения своих жизненных потребностей.
2. Формирование информационных ресурсов и их квалификация.
В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, распространение, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту.
По формам собственности информационные ресурсы подразделяются на государственные, межгосударственные, негосударственные (в том числе коммерческие) и смешанной собственности и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
Работы министерств и ведомств в области формирования информационных ресурсов могут координироваться в рамках разрабатываемой Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации программы "Создание и использование федеральных и межотраслевых баз и банков данных".
В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций - производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании. Негосударственные организации в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации.
В особых случаях государство должно иметь право выкупа информационных ресурсов у физических и юридических лиц.
К государственным информационным ресурсам относятся:
ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.
Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России и формируются в соответствии со сферами ведения как:
федеральные информационные ресурсы;
информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
Работы по формированию и развитию государственных информационных ресурсов могут выполняться сторонними организациями за счет государственного бюджета по договору с органами государственной власти, выступающими в качестве государственных заказчиков систем информатизации и отвечающими за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа к ним.
Исходя из структуры органов государственной власти целесообразно директивно возложить на компетентные органы ответственность за формирование и ведение информационных ресурсов, предназначенных для обеспечения деятельности различных уровней государственной власти:
Президента Российской Федерации;
Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Правительства Российской Федерации;
судебных органов Российской Федерации;
федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эти информационные ресурсы, образуя информационные сектора органов государственный власти, должны развиваться во взаимной увязке с другими секторами единого информационного пространства.
Порядок и правила взаимодействия органов государственной власти при формировании и использовании государственных информационных ресурсов должны быть регламентированы законодательными актами, устанавливающими, в частности, меры ответственности за сокрытие, противоречивость и недостоверность информации.
Один из органов государственной власти следует наделить правами координации формирования и развития всех видов государственных информационных ресурсов и включения в единое информационное пространство негосударственных информационных ресурсов.
Важнейшим этапом формирования государственной политики в области единого информационного пространства является определение приоритетов для конкретных видов государственных информационных ресурсов. На данном этапе развития к приоритетным государственным информационным ресурсам следует отнести:
правовую информацию, связанную с построением правового государства;
информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;
информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для обеспечения безопасного существования граждан, населения в целом, а также функционирования производственных объектов;
открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;
информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).
На федеральном уровне действуют и создаются банки данных, обеспечивающие, как правило, теледоступ к информации. При этом используются автоматизированные локальные и распределенные информационные системы. В этих банках данных необходимо выделить из информационных ресурсов федеральных органов государственной власти открытую часть информации, которая относится к государственным информационным ресурсам, и сделать ее доступной всем организациям и гражданам.
В регионах информационное обслуживание населения следует возложить на распределенную сеть библиотек - депозитариев, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним. На местном уровне в качестве депозитариев информационных ресурсов могут выступать городские и районные библиотеки, а также библиотеки предприятий и организаций, предоставляющие информацию гражданам по заявкам. Информация, входящая в государственный информационный ресурс, должна поступать в них в виде изданий, отчетов и т.д.
3. Конституционные гарантии прав на информацию и механизм их реализации.
Право на информацию находится в ряду важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации. Признание и гарантии права на информацию в нашей стране отражают тенденцию следования требованиям международных принципов и стандартов по правам человека. Эти принципы и стандарты нашли свое воплощение в основополагающих международных соглашениях о защите прав и свобод человека.
Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Во-первых, возможность доступа к информации, которая реализуется через право каждого свободно искать ее и получать. Данная возможность детализирована, в частности, в п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.
Во-вторых, возможность обмена информацией, которая реализуется через право ее передавать и распространять. Указанная возможность получила дальнейшее развитие, к примеру, в ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации», согласно которой воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов — не допускается.
В-третьих, возможность производства информации, которая реализуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем, о культуре, о науке и т. п.
Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву присущи особые свойства — неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения (естественный характер). Неотчуждаемость права на информацию в данном случае следует рассматривать лишь в контексте невозможности и недопустимости лишения этого права без опоры на закон.
Очевидно, что и принадлежность права на информацию каждому от рождения связана не только с фактом рождения, но и с наличием ряда иных, предусмотренных законом обстоятельств.
Право на информацию, закрепленное в ст. 29 Конституции РФ, имея особую значимость и фундаментальный характер, тесно связано с рядом иных основных прав и свобод человека. Сказанное прежде всего относится к праву на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (часть первая ст. 23 Конституции РФ), праву на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть вторая ст. 23 Конституции РФ), на свободу мысли и слова (часть первая ст. 29 Конституции РФ), на свободу массовой информации (часть пятая ст. 29 Конституции РФ), праву каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ), свободу всех видов творчества и преподавания (часть первая ст. 44 Конституции РФ), праву на доступ к культурным ценностям (часть вторая ст. 44 Конституции РФ).