Файл: Правовое обеспечение информационной безопасности Структура информационной сферы и характеристика ее элементов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовое обеспечение информационной безопасности

1. Структура информационной сферы и характеристика ее элементов.

Информационная сфера - это среда оборота информации (производство - распространение -потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.

Выделяются функциональные, технические, организационные, документальные, алгоритмические, программные и информационные структуры.

Функциональные структура — это структура, элементами которое являются подсистемы, функции 1С или ее части, а связи между элементами — это потоки информации, циркулирующей между ними при функционировании 1С.

Техническая структура — это структура, элементами которое являются оборудования комплекса технических средств 1С, а связки между: элементами отражают информационный обмен.

Под организационной понимают структуру, элементами которое являются коллективы людей и Отдельные исполнители, а связки между; элементами — информационные, субпидрядносты и взаимодействия.

Документальная структура — это структура, элементами которое являются неделимые составляющие и документы 1С, а связи между: элементами-взаимодействия, вхидносты и зависимости.

Элементами алгоритмической структуры являются алгоритмы, а связки между: алгоритмами реализуются с помощью информационных массивов.

В программной структуре связки между: элементами также: реализуются в виде информационных массивов, а элементами структуры являются программные модули.

Информационная структура — это структура, элементами которое являются формы существования и представления информации в системе, а связки между ними — операции преобразования информации в системе. Элементами информационной структуры могут быть также: информационные массивы, а связями — операции работы с массивами: ввод, корректировку, просмотр, уничтожение и т.п.

Таким образом, социальная сфера – это сложная система связей и отношений между различными элементами социума по поводу их социального статуса, равенства или неравенства в обществе.

Важнейшим элементом социальной сферы является социальная структура общества как сложная, динамично развивающаяся, достаточно противоречивая совокупность различающихся по социальным признакам людей и человеческих общностей с бесконечным разнообразием взаимоотношений между ними.


Другим элементом социальной сферы выступают условия жизнедеятельности людей и социальных общностей, создающие для них те или иные объективные возможности индивидуального и коллективного поведения на предмет удовлетворения своих жизненных потребностей.

2. Формирование информационных ресурсов и их квалификация.

В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, распространение, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту.

По формам собственности информационные ресурсы подразделяются на государственные, межгосударственные, негосударственные (в том числе коммерческие) и смешанной собственности и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Работы министерств и ведомств в области формирования информационных ресурсов могут координироваться в рамках разрабатываемой Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации программы "Создание и использование федеральных и межотраслевых баз и банков данных".

В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций - производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании. Негосударственные организации в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации.

В особых случаях государство должно иметь право выкупа информационных ресурсов у физических и юридических лиц.

К государственным информационным ресурсам относятся:

ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;



ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.

Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России и формируются в соответствии со сферами ведения как:

федеральные информационные ресурсы;

информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

Работы по формированию и развитию государственных информационных ресурсов могут выполняться сторонними организациями за счет государственного бюджета по договору с органами государственной власти, выступающими в качестве государственных заказчиков систем информатизации и отвечающими за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа к ним.

Исходя из структуры органов государственной власти целесообразно директивно возложить на компетентные органы ответственность за формирование и ведение информационных ресурсов, предназначенных для обеспечения деятельности различных уровней государственной власти:

Президента Российской Федерации;

Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительства Российской Федерации;

судебных органов Российской Федерации;

федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Эти информационные ресурсы, образуя информационные сектора органов государственный власти, должны развиваться во взаимной увязке с другими секторами единого информационного пространства.

Порядок и правила взаимодействия органов государственной власти при формировании и использовании государственных информационных ресурсов должны быть регламентированы законодательными актами, устанавливающими, в частности, меры ответственности за сокрытие, противоречивость и недостоверность информации.

Один из органов государственной власти следует наделить правами координации формирования и развития всех видов государственных информационных ресурсов и включения в единое информационное пространство негосударственных информационных ресурсов.

Важнейшим этапом формирования государственной политики в области единого информационного пространства является определение приоритетов для конкретных видов государственных информационных ресурсов. На данном этапе развития к приоритетным государственным информационным ресурсам следует отнести:


правовую информацию, связанную с построением правового государства;

информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;

информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для обеспечения безопасного существования граждан, населения в целом, а также функционирования производственных объектов;

открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;

информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).

На федеральном уровне действуют и создаются банки данных, обеспечивающие, как правило, теледоступ к информации. При этом используются автоматизированные локальные и распределенные информационные системы. В этих банках данных необходимо выделить из информационных ресурсов федеральных органов государственной власти открытую часть информации, которая относится к государственным информационным ресурсам, и сделать ее доступной всем организациям и гражданам.

В регионах информационное обслуживание населения следует возложить на распределенную сеть библиотек - депозитариев, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним. На местном уровне в качестве депозитариев информационных ресурсов могут выступать городские и районные библиотеки, а также библиотеки предприятий и организаций, предоставляющие информацию гражданам по заявкам. Информация, входящая в государственный информационный ресурс, должна поступать в них в виде изданий, отчетов и т.д.

3. Конституционные гарантии прав на информацию и механизм их реализации.

Право на ин­формацию находится в ряду важнейших конституционных прав и сво­бод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации. Признание и гарантии права на информа­цию в нашей стране отражают тенденцию следования требованиям международных принципов и стандартов по правам человека. Эти принципы и стандарты нашли свое воплощение в основополагающих международных соглашениях о защите прав и свобод человека.


Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право сво­бодно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, со­ставляющих государственную тайну, определяется федеральным за­коном.

Во-первых, возможность доступа к информации, которая реали­зуется через право каждого свободно искать ее и получать. Данная возможность детализирована, в частности, в п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому граждане (физические лица) и ор­ганизации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и полу­чение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

Во-вторых, возможность обмена информацией, которая реализу­ется через право ее передавать и распространять. Указанная возмож­ность получила дальнейшее развитие, к примеру, в ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации», согласно которой воспрепятст­вование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объе­динений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, орга­низаций, государственных органов — не допускается.

В-третьих, возможность производства информации, которая реа­лизуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем, о культуре, о науке и т. п.

Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву присущи особые свойства — неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения (естественный характер). Неотчуждаемость права на информацию в данном случае следует рассматривать лишь в контексте не­возможности и недопустимости лишения этого права без опоры на закон.

Очевидно, что и принадлежность права на информацию каждому от рождения связана не только с фактом рождения, но и с на­личием ряда иных, предусмотренных законом обстоятельств.

Право на информацию, закрепленное в ст. 29 Конституции РФ, имея особую значимость и фундаментальный характер, тесно связа­но с рядом иных основных прав и свобод человека. Сказанное пре­жде всего относится к праву на неприкосновенность частной жиз­ни, личную и семейную тайну (часть первая ст. 23 Конститу­ции РФ), праву на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть вторая ст. 23 Конституции РФ), на свободу мысли и слова (часть первая ст. 29 Конституции РФ), на свободу массовой информации (часть пятая ст. 29 Конституции РФ), праву каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ), сво­боду всех видов творчества и преподавания (часть первая ст. 44 Конституции РФ), праву на доступ к культурным ценностям (часть вторая ст. 44 Конституции РФ).