Файл: 5. 1 Методика изучения основных величин в начальной школе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Задание 4.Разработайте фрагмент урока по исследованию свойств прямоугольника. Фрагмент урока должен содержать следующие этапы:

1. Актуализация знаний.

2. Организация учебного исследования.

3. Применение полученных знаний.

 Ответ:

 Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Пропишите на строчке число 43, 13.

2.Устный счет

3.Математический диктант:

1) Найди сумму чисел 7 и 9. (16)

2) Уменьшаемое-14, вычитаемое-8. Найди разность. (6)

3) 6 увеличить на 8. (14)

4) От какого числа нужно отнять 3, чтобы получилось 9? (12)

5) Запиши число, в котором 2дес. и 3 ед. (23)

4.Работа над задачами:

1)Купили 6 кг риса и 7 кг гречки, а манки – столько, сколько гречки и риса вместе. Сколько манки купили? (13 кг

2)В куске ткани было 42 м. Утром продали 12 м, а вечером – 10 м. Сколько метров осталось? (20 м

3)Каждая машина на автодроме вмещает 2 человека. Сколько потребуется машин, чтобы прокатились 7 мальчиков? (3 машины и один мальчик останется).

Организация учебного исследования.

1.Вывод определения «прямоугольник»

- Рассмотрите прямоугольник.

- К какой группе мы его отнесли?

Значит, прямоугольник – это ……четырехугольник.

- А чем прямоугольник отличается от остальных фигур в этой группе?

- А как определить, что углы прямые?

- Так что же такое прямоугольник?

2.Характеристика длины и ширины прямоугольника.

- Рассмотрите прямоугольники.

- Сравните стороны, что заметили?

- Как можно назвать стороны, которые длиннее?

- Как можно назвать стороны, которые короче?

- Такую сторону можно назвать длина.

- Такую сторону можно назвать ширина.

3.Свойства прямоугольника

На партах лежат прямоугольники

- Посмотрите внимательно на прямоугольник, вглядитесь, может, вы еще что- то интересное заметите у прямоугольника? (Дополнительно: - Обратите внимание на стороны прямоугольника)

- А как можно назвать эти стороны, которые находятся напротив друг друга?

- Эти стороны, находящиеся напротив друг друга, называются противоположными.

- Измерьте стороны прямоугольника, находящиеся друг напротив друга. Сделайте вывод.

- Как доказать, что стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые по длине, если нет линейки?

- Какой вывод можно сделать?


- Дайте определение прямоугольника по его свойствам.

Применение полученных знаний.

1.Распознавание прямоугольников в реальной жизни

- Назовите предметы, которые имеют форму прямоугольника.

2.Объяснение разницы между прямоугольником и ромбом, прямоугольником и трапецией.

- Дайте названия фигурам и сравните их.

3.Составление алгоритма построения прямоугольника.

- Как мы будем строить прямоугольник?

Построение прямоугольника на листе, используя изученные свойства.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы сможете применить новые знания.

- Надо достроить треугольник до прямоугольника.

Задания по теме 5.3 Обучение решению арифметических задач в начальной школе

Цель: формирование умений находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам; умений использовать различные средства и методы организации учебной деятельности обучающихся.

 

Задание 4. Изучив методическую литературу, составьте классификацию простых задач, с решением которых знакомятся учащиеся начальной школы.

Ответ:

В методическом отношении удобна следующая классификация простых задач: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. С этой точки зрения выделяют три группы задач.

1-я группа - простые задачи на усвоение конкретного смысла арифметических действий.

В эту группу входят такие задачи:

1) Нахождение суммы двух чисел.

Девочка кормила голубей. Сначала было 3 голубя, а потом прилетели еще 2, сколько стало голубей?

2) Нахождение остатка.

На тарелке лежали 6 помидоров. За обедом съели 4 помидора. Сколько помидоров осталось?

3) Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения).

Хозяйство закупило 300 луковиц тюльпана красного цвета и 200- желтого. Сколько всего луковиц тюльпанов было закуплено?

4) Деление на равные части.

В 3 палатках жили 24 туриста, в каждой палатке поровну. Сколько туристов жили в каждой палатке?

5) Деление по содержанию.

Каждая бригада школьников окопала по 8 яблонь, а всего школьники окопали 24 яблони. Сколько всего бригад школьников выполняли эту работу?

2-я группа - простые задачи на усвоение связи между компонентами и результатами арифметических действий.


В эту группу входят такие задачи:

1) Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.

У кормушки было несколько снегирей, к ним прилетели 6 синиц. И их стало всего 9. Сколько снегирей было у кормушки?

2) Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.

У кормушки было 3 снегиря, к ним прилетели несколько синиц и их стало 9. Сколько синиц прилетело?

3) Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

Школьники сделали несколько скворечников. Когда 2 скворечника они повесили на дерево, то у них осталось 4 скворечника. Сколько скворечников сделали школьники?

4) Нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.

Школьники сделали 6 скворечников. Когда несколько скворечников они повесили на дерево, то у них осталось еще 4 скворечника. Сколько скворечников повесили школьники?

5) Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.

Неизвестное число умножили на 8 и получили 32. Найти неизвестное число.

6) Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.

9 умножили на неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число.

7) Нахождение делимого по известным делителю и частному.

Неизвестное число разделили на 9 и получили 4. Найти неизвестное число.

8) Нахождение делителя по известным делимому и частному.

24 разделили на неизвестное и получили 6. Найти неизвестное число.

3-я группа - простые задачи, раскрывающие новый смысл арифметических действий: понятия разности и кратного отношения.

В эту группу входят такие задачи, связанные с понятием разности:

1) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (1 вид).

У Миши было 8 шариков, а у Коли 5 шариков. На сколько у Миши шариков больше, чем у Коли?

2) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (2 вид).

У Тани 10 книг, а у Оли 8 книг. На сколько книг у Оли меньше?

3) Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).

На первой тарелке было 7 груш, а на второй на 3 груши больше. Сколько груш на второй тарелке?

4) Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).

У Миши 4 фломастера, это на 8 фломастеров меньше, чем у Тани. Сколько фломастеров у Тани?

5) Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).

Школьники собрали с первой грядки 23 кг моркови, со второй на 3 кг меньше. Сколько килограммов моркови собрали со второй грядки?


6) Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).

В колхозе было 12 тракторов, это на 4 больше, чем комбайнов. Сколько комбайнов было в колхозе?

В эту группу также входят простые задачи, связанные с понятием кратного отношения.

1) Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (1вид).

На проводе 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз ласточек больше, чем воробьев?

2) Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (2 вид).

В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?

3) Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).

В одном куске 6 м проволоки, а в другом в 2 раза больше. Сколько метров проволоки во втором куске?

4) Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).

У брата было 6 простых открыток, их было в 2 раза меньше, чем цветных открыток. Сколько цветных открыток было у брата?

5) Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).

В пруду плавали 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

6) Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

Длина первой доски 18 дм, это в 3 раза больше длины второй доски. Какова длина второй доски?

Простые задачи на сложение и вычитание изучаются в 1 классе в связи с изучением соответствующих действий, а задачи на умножение и деление - во 2 классе.
Задание 5. Выберите из учебника математики 1 класса задания (не менее 6 заданий), подготавливающие младших школьников к введению понятия «арифметическая задача». Разработайте два задания.

УМК: Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В., Математика учеб. Для 1 кл. 2003 г.96 с. «Просвещение»

  Ответ:

1.В Машином новогоднем подарке было 4 мандарина. Маша съела 1 мандарин. Сколько мандаринов осталось у Маши?

2.В одной вазе 7 цветов, в другой — 3. Сколько цветов в обеих вазах?

3.В саду посадили 3 вишни и 1 яблоню. Сколько всего деревьев посадили в саду?

4.У Зайчика в ведре 4 морковки, еще 2 морковки он сорвал с грядки. Сколько морковок у Зайчика?

5.У Васи и Пети три машинки, мама подарила им еще одну, сколько машинок у мальчиков?

6.В расписании стояло 3 урока, но физкультуру отменили, сколько уроков осталось у ребят?

Задание 6. Прочитайте задачу:«В школьную столовую привезли 6 кг лимонов, яблок на 24 кг больше, чем лимонов, а груш на 12 кг меньше, чем яблок. Сколько килограммов груш привезли в школьную столовую?»


Вопросы:

¾    Каким способом (синтетическим, аналитическим или аналитико-синтетическим) лучше проводить разбор этой задачи?

¾    Покажите методику работы над арифметической задачей на примере данной задачи (этапы работы над задачей смотрите в лекции).

  Ответ:

Аналитико-синтаксическим

Лимоны-6кг

Яблоки-?,на 24кг>

Груши-?на 12кг<

У вопроса про груши мы обводим главный вопрос в кружок.

От яблок к лимонам проводим квадратную стрелку.

От груш к яблокам проводим квадратную стрелку.
1)24+6=30(кг)-яблоки.
2)30-12=18(кг)
Ответ:18 кг груш привезли в школьную столовую.
Задания по теме 5.4 Доли и дроби, элементы стохастики в современном

начальном математическом образовании 
Цель: формирование умений осуществлять диагностику и оценку учебных достижений учащихся; умений проектировать учебную деятельность на уроке с учетом поставленных целей и задач.

           

Задание 7.  Разработайте контрольно-измерительные материалы для диагностики результатов обучения младших школьников по теме «Дроби». Вид контрольно-измерительных материалов по выбору. В работе должно быть не менее 10 заданий.

Ответ:

1.Укажи дробь:

А) 6 Б) 006 В)   Г) Х

2. В дроби над чертой пишется:

А) числитель Б) делитель В) знаменатель Г) множитель

3. В дроби под чертой пишется:

А) множитель Б) знаменатель В) числитель Г) делитель

4. Укажи наименьшую дробь:

А)   Б)   В)   Г) 

5. Укажи наибольшую дробь:

А)   Б)   В)