Файл: Занятие для обучающихся 3 классов по теме Что мы Родиной зовем.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 3 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.
Ход урока:
-
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем говорить на очень важную для каждого из нас тему, а что это за тема, вы узнаете, отгадав загадку:
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты и все твои друзья.
(Родина.)
И тема нашего классного часа звучит так: «Наша страна -Россия».
2. Просмотр видеоролика.
(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/367/)
-Вам понравился ролик?
Учитель: Как каждый из нас понимает слово «Родина»? Давайте сегодня вместе еще раз поразмышляем о том, что значит любить свою Родину, и о том, как этому научиться. Для этого нам важно ответить на вопрос «Что мы Родиной зовём?». Это и простой, и очень сложный вопрос. Конечно, Родина для нас — это наша страна Россия. А что ещё? Хотелось бы услышать ваши ответы. (Примерные ответы детей: «Родина – это и люди, которые живут в нашей стране, и наша семья, и то место, где мы родились, и культура страны».)
Учитель: Давайте послушаем текст песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Совпадут ли наши ответы?
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране. 1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат. 2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать. 3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является. 4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор. 5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. |
Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Грозный.
-
Родина моя – остров Сахалин. -
Южно-Сахалинск - город самый главный.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути. (Показ презентации)
Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах острова, а вы должны будите отгадать, что это за место.
Кто и когда из великих писателей посетил остров Сахалин? Какие населённые пункты, улицы и достопримечательности названы в его честь в области? (Чехов А.П. )
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
Здесь работают врачи
Не шуми и не кричи
Попил из холодильника
Идите в ……..(поликлинику)
Здесь фонтаны и аллеи
Детские есть карусели
Здесь на пони можно сесть,
Уткам хлеба дать поесть. (парк)
Площадь памяти бойцам,
Сохранившим жизни нам.
Здесь за Родину сражались,
В вечной памяти остались. (Алея Славы)
Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).(Презентация)
У читель: Посмотрите – это герб Сахалинской области. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно такие элементы?
Герб представляет собой четырехугольный серебряный геральдический щит с заостренным основанием. По центру изображен столб синего цвета с фигурой золотого коча. Коч направлен к левому краю геральдического щита. По краям черные сопки с красными языками пламени.
Элементы герба:
-
Серебряный щит – традиционная фигура дальневосточной местности в геральдике 18 – 19 вв. Символ добра, независимости. -
Синий столб – почётная фигура в геральдике, которая означает величие и красоту. В данном случае также олицетворяет реку Амур, по которой двигались первооткрыватели Сахалина. -
Золотой русский казачий коч 17 в. – символ справедливости, но в то же время великодушия, а также богатства. Также данный элемент призван напоминать об освоении данных территорий русскими людьми с середины 17 в., что позволило развивать морское дело на Дальнем Востоке. -
Чёрные сопки с языками пламени, выходящими из жерла вулкана – природные особенности местности, должны напомнить людям о природной мощи.
Учитель: Второй символ Сахалинской области – это флаг. Описание флага.
Официальный символ Сахалинской области – флаг, который объединяет сахалинцев и курильчан. Он отображает историческую ценность и культурное наследие Сахалина и Курильских островов, показывает исключительные природные и географические стороны края. Прямоугольная форма флага окрашена в синий цвет. В центре полотнища изображены Сахалин и Курильские острова, очертания которых состоят из белого цвета.
Что означают цвета на флаге Сахалина?
-
Фон олицетворяет не только морские глубины, но и духовность, свободу и единство. Именно с ним отмечают победу на спортивных соревнованиях. -
За основу острова Сахалин и Курил был взят белый цвет. Традиционный цвет для дальневосточной геральдики 18-19 вв. служит символом чистоты, доброты и независимости.
Учитель: Третий символ – это гимн.
Учитель: Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
Учитель: Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.
Слова гимна:
Гимн Сахалина
Рождается утро России
В седых океанских волнах.
Дух вечно свободной стихии
Живет на родных островах.
Сплотим же стремленья и силы,
Пусть нами гордится страна –
Любимый свой край, Сахалин и Курилы,
Прославим на все времена!
Пленяет земля островная
Суровой своей красотой,
Людские сердца согревая
Открытой и светлой душой!
Сплотим же стремленья и силы,
Пусть нами гордится страна –
Любимый свой край, Сахалин и Курилы,
Прославим на все времена!
Частица великой державы,
Жемчужная нить островов, -
С тобою, святой, величавой,
Мы вместе во веки веков!
Сплотим же стремленья и силы,
Пусть нами гордится страна –
Любимый свой край, Сахалин и Курилы,
Прославим на все времена!
Рефлексивный этап.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
-
Вам оно понравилось? -
По какой области мы путешествовали? (Сахалинская область) -
Чем для нас является Сахалин? (малой родиной) -
Какие символы Сахалина вы запомнили? (герб, флаг, гимн)
Перспективный этап:
Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?
Ответы детей: в музеях Сахалина, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать каким остров был раньше.
Критерии оценивания:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
Критерий оценивания | Баллы |
Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу | 1 |
Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия | 1 |
Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки: | 1 |
- сценария | 1 |
- интерактивных заданий для школьников | 1 |
- оценочных средств (опросники, анкеты, др.) | 1 |
- видеоролика | 1 |
- методического описания | 1 |
- презентации в формате ppt, pdf | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер | 1 |
Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся | 1 |
Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными) | 1 |
Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе | 1 |
Итого | 14 |