Файл: Цель занятия закрепление знаний развитии песенного творчества детей формирование умений применять полученные знания на практике. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перетягина Н.А
Самостоятельная работа по теме 3.2.
Цель занятия: закрепление знаний развитии песенного творчества детей; формирование умений применять полученные знания на практике.
Задание 1.
Разработайте методические рекомендации по развитию песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста для музыкальных руководителей и воспитателей детского сада.
Методические рекомендации по развитию песенного творчества детей
старшего дошкольного возраста для музыкальных руководителей и воспитателей.
Н.А. Веглугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником.
Другое условие — это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Песенное творчество вызывает у детей интерес к деятельности, развивает их воображение, даёт возможности для самовыражения.
Детское песенное творчество — характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Как всякое художественное творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно, на первых этапах. Ребёнок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни.
Источник детского творчества — окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее её. Песенное творчество детей всегда выражает их переживания, рождённые жизнью. Быстрое, импровизированное решение детьми творческих задач основывается на опыте ребёнка, сложившимися под влиянием жизненных впечатлений, впечатлений от музыкальных произведений.
Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями для решениями детьми творческих задач.
Музыкальные темы песен-образцов должны быть точными, ясными, яркими, текст — кратким, запоминающимся. Ритм песен должен способствовать созданию ребёнком ритма собственной мелодии.
Эффективность развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста может быть при следующих условиях:
-
учитываются особенности детской музыкальной субкультуры и способности детей к песенному творчеству; -
происходит обогащение музыкального опыта детей; -
проектируется специально развивающаяся среда группы, стимулирующая песенное
творчество детей старшего дошкольного возраста.
Задание 2.
Разработайте конспект занятия по развитию песенного творчества детей дошкольного возраста. При составлении конспекта продумайте цели и задачи занятия, необходимое оборудование, вопросы педагога и возможные ответы детей, задания для детей, используемые методы и методические приемы.
Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста.
Дети любят часто напевать, импровизировать мелодии, ритмические попевки во время свободных игр; плясок. Эти мелодии, порой состоящие из сочетаний нескольких звуков, сопровождаются словами, сочиненными самими детьми. Но часто дети напевают и без слов какие-то полюбившиеся им мелодические интонации. Эти мотивы, попевки подчас подражают реальному звучанию окружающего мира (звук горна, пение кукушки и т. д.), а также передают интонации выразительной речи человека (ауканье, переклички, интонирование своих имен и т. д.).
Детям свойственны такие музыкальные проявления и без вмешательства взрослого, НО умелая помощь взрослого будет способствовать развитию песенного творчества детей, Конечно, песенное творчество может успешно осуществляться в группе детей с достаточно развитым музыкальным слухом. Детям предлагают следующие задания: педагог поет знакомую песню, но, не закончив ее, предлагает детям допеть эту песню до конца в той же тональности; педагог поет незнакомую, короткую попевку и останавливается на неустойчивом звуке — дети должны найти устойчивый звук и на нем закончить песню; спеть песню без сопровождения хором и соло.
При формировании песенного творчества участие взрослого иногда может быть незначительным. Педагог только предлагает ребенку в соответствующей ситуации: когда укачивает куклу, спеть свою колыбельную, напевая «бай-бай»; во время игры с куклой напевать плясовую на слоги «ля-ля»; на- прогулке позвать друг друга, напевно исполняя «ау!» и по-разному интонируя эти звуки. С детьми старших групп следует применять и более сложные творческие задания. Взрослый предлагает ребенку как бы быть его «соавтором». Ребенок сначала должен закончить мелодию музыкальной фразы, спетой педагогом. Позднее он переходит к более самостоятельной деятельности.
Созданные композиторами и поэтами образцы песен для детского творчества служат отнюдь не для копирования детьми. Ребенок должен импровизировать свою собственную мелодию. Но примерные образцы песен служат ориентировкой для детей в их творческих поисках. На музыкальных занятиях детям предлагается серия творческих заданий, которые подобраны так, чтобы перед детьми возникали все усложняющиеся задачи, новые ситуации, требующие от детей инициативы, творческого воображения, своеобразия мелодии.
Усложнение идет от импровизации детьми простейших попевок, перекличек к «музыкальным вопросам и ответам» (воспитатель поет музыкальный вопрос, а дети импровизируют ответы на заданный текст), а затем к сочинению детьми простейших мелодий на поэтический текст разнообразного характера.
Развитие навыков импровизации простейших попевок и звукоподражаний.
Задача.
Формировать у детей способы импровизации простейших мотивов на слоги, подражающие звукам различных жизненных явлений, передать простейшие выразительные интонации.
Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать специально написанные песни-образцы. В них поется о каком-либо знакомом жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела, звучат позывные спутника. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по-своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок парохода выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком
, с другой интонацией. После объяснения педагог вторично играет фортепианное вступление, затем поет песню без фортепианного сопровождения и предлагает ребенку закончить песню, по-своему импровизируя гудок парохода. После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.
Упражнения.
1. Петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).
2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям музыкальных инструментов :барабан (тра-та-та), дудочка(ду-ду-ду), колокольчик(динь-динь-динь) и т.д.
3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
4. Петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации.
5. Вести певческую перекличку. Один ребенок поет: «Ау, где ты?»; другой отвечает: «Я здесь». Следующая пара придумывает новые интонации.
6. Импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает попевок.
7. «Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».
8. «Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского. Закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.
9. «Спутник нам сигнал дает», муз. Г. Зингера, ел. А. Ган» гова. Подражать звукам сигналов спутника, менять ритмический рисунок на слоги «ти-ти-ти».
Музыкальные вопросы и ответы.
Задача. Формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослыми; развивать чувство лада и чувство музыкальной вопросо-ответной формы.
при объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает, например: «Ты куда идешь?» — «Домой!» В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого исполняется песня «Зайка, зайка, где бывал?». Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.
Вопросы могут быть разными
, например: «Ты куда идешь?», «Ау ты где?» «Зайка, зайка, где бывал?». Также дети могут вести певческую перекличку, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь!». «Иди ко мне» - «Иду, иду».
Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется вступление, поется мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребенок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.
Упражнения.
1. «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответа «На лужайке танцевал».
2. «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1, 2, 3 и 4-м куплетах.
3. «Что за шар, не разберешь?», муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1, 2, 3-м куплетах.
Сочинение мелодий контрастного характера.
Задача. Формировать способы сочинения детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст, развить чувство лада (ощущение мажора, минора).
Методические указания. Детям объясняют, что музыка может выражать различные чувства, она может быть веселой, грустной. Музыкальный руководитель исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, напримерз веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагают по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет, как из ведра, загрустила детвора».
Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.
Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.
Затем детям предлагают музыкальную загадку — узнать только по фортепьянному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту.
После этого педагог поет и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь фортепьянное вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение, этим ребенок утверждается в настроении образца, в его ладотональности.