Файл: Составить обзор научных и педагогических идей (трудов) и проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составить обзор научных и педагогических идей (трудов) и проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества
Задатки педагогики, как науки о воспитании и образовании, получили первичное зарождение в IV тыс. до н. э. в цивилизациях Древнего Востока, таких как Индия, Междуречье, Китай, Египет. Далее педагогическая теория и практика продолжили активно развиваться в Древней Греции, где наибольшее распространение получили две основные системы воспитания – спартанская и афинская.
В Спарте акцент был сделан на военно-физическое развитие будущих мужественных и преданных городу-государству людей – членов военной общины, главным для которых было находиться в состоянии военной готовности, становиться воинами, будущими рабовладельцами. Афинская система воспитания, напротив, подразумевала всестороннее формирование личности, в приоритете были развитие интеллекта и культура тела [3].
В Средневековье наблюдался расцвет различных школ:
- церковные школы, предназначенные для подготовки служителей культа, где воспитывались исключительно мальчики 7-15 лет;
- рыцарские школы, в которых воспитывались феодалы (графы, герцоги);
- городские школы, представляющие собой самые светские учебные учреждения;
- университеты – это были высшие школы, из которых выпускались бакалавры (дословно в переводе это слово обозначает «украшенные лавром»).
Далее стали появляться и развиваться цеховые школы. Связано это было с развитием ремесел и торговли. В таких школах дети ремесленников получали начальное образование, а обучение определенному ремеслу происходило в процессе цехового ученичества, либо в семейных условиях.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей Ренессанса в эпоху Возрождения, когда наблюдался общий расцвет различных наук, искусства и литературы. В этот период педагогика начинает развиваться как наука, включающая совокупность идей и практики. Поскольку в эпоху Возрождения наблюдался повышенный интерес к духовной культуре античного мира, это нашло отражение на развитии нового вида общего образования, которое вошло в дальнейшем в историю педагогики как классическое. Такое образование получали в гимназиях, где изучались латинский и греческий языки, искусство и литература [1].
Педагогическая мысль эпохи Возрождения наиболее ярко была представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов, в которых были ярко выражены специфические национальные особенности.
Большое значение в развитии педагогической мысли имеет деятельность и творчество Жан-Жака Руссо, который стал основоположником естественного и свободного воспитания. Согласно Руссо, основное естественное право человека – это свобода, поэтому он акцентировал внимание на том, чтобы уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом было основополагающее отличие педагогики Руссо от схоластической школы, где царила суровая дисциплина, зубрежка учебного материала, телесные наказания, оказывающие влияние на подавление личности ребенка [5].
Еще одним ярким представителем педагогики свободного воспитания стала итальянский психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952). Деятельность ее школ направлена на сенсорное воспитание дошкольников, посредством формирования и развития чувств и органов восприятия в наиболее сензитивные для этого периоды. Основополагающее значение М. Монтессори отводила организации специальной воспитывающей и активно формирующей ребенка среды. Для этого М. Монтессори разработала разнообразный и интересный для детей дидактический материал, сформулировала цикл самостоятельных, индивидуальных занятий детей с этими материалами. Она сформулировала первостепенный принцип воспитания: ребенку необходимо предоставлять условия для самовоспитания и самообучения [3].
В педагогике России ХIХ века главенствующее положение получила педагогическая мысль революционно-демократического направления, существенный вклад в это внесли демократические идеи В.Г. Белинский (1811–1848). В российской педагогике того периода В.Г. Белинским были сформулированы важнейшие требования к процессу воспитания и образования: свобода личности, равенство и т.д. Тогда как монархический строй и православие признавались главными противниками свободы личности и всего прогресса страны, их необходимо было устранить.
В данном же направлении развивал педагогическую идею Н.Г. Чернышевский (1828–1889). Он доказывал, что прогресс общества определяется степенью развития разума, а потому важнейшим двигателем прогресса человечества является просвещение. Соответственно, приоритетной задачей философии, науки, литературы, искусства является нравственное и умственное развитие всего народа. Кроме того, Н.Г. Чернышевским был обоснован антропологический принцип как главенствующий
научный принцип основных социальных наук, включая и педагогику [4].
К. Д. Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857 г.) начал продвижение педагогической идеи о духовном развитии человека. По его мнению, воспитание, которое создается народом и основанное на народных началах, имеет великую воспитательную силу, в отличии от других педагогических систем, которые построены на абстрактных идеях. К.Д. Ушинским в своих трудах доказывалось, что система воспитания, построенная на интересах народа, развивает и укрепляет в детях важные психологические черты: патриотизм, любовь к труду [4].
Также сторонником и народной педагогики был Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг.), который в своих педагогических статьях защищал принцип народности в воспитании детей, подчеркивал важность здорового семейного уклада, необходимость тесного общения родителей с детьми. Данные подходы были реализованы им в Яснополянской школе, где создавалась атмосфера бережного, внимательного, заботливого отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности. В течение 1861–1862 гг. по инициативе Л.Н. Толстого в ближайших к Ясной Поляне районах было открыто 14 начальных сельских школ [2].
Переворот в традиционной педагогике совершила авторская педагогическая система Я.А. Коменского, описанная в его «Великой дидактике». Это связано с тем, что классно-урочная система обучения значительно облегчала труд педагога, позволяла охватить большее количество детей, планировать педагогическую деятельность. В рамках данной системы, Я.А. Коменский разработал и описал принципы обучения и воспитания, которые остаются актуальными и в настоящее время.
В России 20-30х гг. XX века получили становление личностно-ориентированные педагогические концепции. С.Т. Шацкий писал, что стержнем воспитательной системы является взаимодействие школы и среды. С.Т. Шацким была создана детская колония «Сетлемент» в Марьиной роще (1905-1910). В основе ее воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможности для всестороннего развития. Согласно его концепции, необходимо не только учитывать и использовать в воспитании окружающую среду, но и непременно включать детей в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе.
В 60-х годах наблюдалось массовое создание средних школ в ведущих странах мира. Данный период получил название «Школьный взрыв». Это послужило зарождению и развитию идеи дифференциации образования и обучения. Новая ситуация породила необходимость качественно иной системы диверсификации общего образования. В педагогике стали появляться такие идеи дифференциации образования: распределение по разным типам учебных заведений, распределение на профили и потоки внутри одной школы, группы в классе. Важно отметить, что усложнение дифференцированной подготовки сообразно склонностям, интересам, успеваемости учащихся – глобальная тенденция современной школы. [1].
Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи:
- гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
- поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
- когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
- биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
- психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).
Многие современные концепции и технологии воспитания обрели специфические черты процесса взаимодействия с воспитанником:
- постановка целей обучения, в которых описаны действия и отношения воспитанника (знание, понимание, применение);
- возможность воспроизведения всех обучающих компонентов: предварительная оценка уровня навыков, корректировка согласно обратной связи воспитанника и педагога, итоговая оценка результатов и постановка новых целей;
- обратная связь с воспитанником, контроль его знаний и умений и своевременная коррекция любого из этапов воспитания.
Характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:
- воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
- эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
- результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы, понятные ребенку и педагогу [4].
Согласно стратегиям модернизации образования в России, современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:
- повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
- необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями личности, общества и государства;
- восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;
- расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.
Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.
Список используемой литературы
-
Джуринский, А.Н. История педагогики: учебное пособие для студентов педвузов / А.Н, Джуринский – М.: ВЛАДОС, 2017. – 432 с. -
История педагогики и образования: учебное пособие / О.Б. Лобанова, З.У. Колокольникова – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014 – 183 с. -
Лихачев, Б.Т. Лекции по педагогике. / Б.Т. Лихачев. – М.,2018. – 360 с. -
Поздняков, А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: учебное пособие. / А.Н, Познаков – Саратов: Издательский центр «Наука», 2019 – 143 с. -
Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов университетов и педагогических институтов. / И.Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2015. – 538 с.