Файл: 8. Типы коррупционных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
украденная из бюджета, составляет не менее 20%.

4. Использование чиновником-коррупционером официальных полномочий, возможностей своего авторитета.

Выделяют следующие формы коррупции:

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением: государственная коррупция (коррупция госчиновников); коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); политическая коррупцию (коррупция политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений: запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем: индивидуальная взятка (со стороны гражданина); предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции: денежные взятки; - обмен услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений: децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе); централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений: низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); верхушечная 5 коррупция (у высших чиновников и политиков); международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей: эпизодическая коррупция; систематическая (институциональная) коррупция; клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде: вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции; служебного мошенничества и других формах хищения; получения «комиссионных» за размещение государственных заказов; оказания государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»; поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров; латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за
ускоренное решение вопросов, выдачу документов; вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения; устройства на работу родственников, друзей, знакомых; получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.


2 Виды и последствия коррупции

В зависимости от сферы деятельности различаются следующие виды коррупции:

Бытовая коррупция

Деловая коррупция

Бытовая коррупция порождается взаимодействием обычных граждан и должностных лиц. Она включает в себя различные подарки от граждан и услуги чиновнику и членам его семьи. К этой категории относится и кумовство (непотизм).

Деловая коррупция происходит во взаимодействии правительства и бизнеса. Например, в случае экономического спора стороны могут обратиться за поддержкой к судье, чтобы принять решение в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Это касается групп власти, чье недобросовестное поведение заключается в осуществлении политики в их собственных интересах и в ущерб интересам избирателей.
Следует отметить, что разные авторы: Саттарова Г.А., Левина М.И., Медведева В.В., Селихова Н.В. и др. Например, В.В. Толкачев делит коррупцию на четыре типа в зависимости от сферы деятельности:
По субъектному составу на:

- более высокая коррупция, которая охватывает политиков, государственных чиновников и связана с принятием законов и решений на самом высоком уровне: в правительстве, Верховном суде и других органах. Этот тип коррупции охватывает более высокую бюрократию и связан с принятием решений с высокой ценой - например, принятие законов, изменение формы собственности (приватизации), государственных заказов, контрактов, выдача лицензий на использование минеральных ресурсов и т. д.

- коррупция на низовом уровне, которая возникает при непосредственном взаимодействии человека с представителями местных органов власти;

- особая коррупция, которая проявляется в неправительственных организациях, чьи сотрудники (коммерческие или некоммерческие) также могут управлять имущественными материальными средствами для личной выгоды, то есть совершать действия, которые нарушают интересы организаций, которые они представляют, в пользу третьих лиц или организаций, которые пользуются этим преимуществом.



2. Согласно объекту воздействия:

коррупция в законодательных органах, проявляющаяся в форме взяточничества, для принятия необходимых решений, лоббизма, протекционизма, назначения на должности «правых людей» или родственников в других государственных органах. Ущерб от такого рода коррупции огромен, поскольку созданные и измененные правовые нормы не отражают национальные интересы, но узко корпоративные и наемные, что приводит к социальному неравенству, политической апатии населения и его недоверию к демократическим ценностям;

- коррупция в исполнительной власти, отличительной чертой которой является незаконная деятельность в исполнении должностными лицами своих официальных полномочий при осуществлении управленческих решений. К ним относятся: растрата, взяточничество, халатность, лоббизм, протекционизм, предоставление секретной информации и т. д.;

- коррупция в судебной системе, влекущая за собой тяжкие последствия «не наказывания» преступников, разрешение дел и проявление главным образом в взяточничестве и взяточничестве.

- коррупция в местных органах власти, которая в значительной степени повторяет коррупцию в исполнительных и законодательных органах и характеризуется «меньшим охватом» коррупционных правонарушений.

3. По характеру воздействия на регулируемые отношения:

- уголовные преступления;

- нарушения гражданского права;

- административные и дисциплинарные правонарушения;

- злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п.

4. По своему охвату:

- региональные, действующие в определенном регионе и зависящие от многих факторов.

- национальные, действующие в пределах одной страны, одна правовая система;

- международные, охватывающие действия нескольких государств.


3.Классификация коррупционных деяний и основные источники коррупции
К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ); получение взятки (статья 290 УК РФ); дача взятки (статья 291 УК РФ); злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ); коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция».[11] Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, 6 социальные выгоды - так называемый «блат», - полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам. Злоупотребление полномочиями - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества. Коммерческий подкуп-схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция». Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Рассмотрим основные источники коррупции. Первый и самый безграничный - государственные финансовые и товарные потоки. Они существуют между всеми сферами жизни и деятельности общества и государства. На пульсе этих потоков держат руку тысячи государственных служащих разных уровней и рангов, которые в условиях беспрецедентной бесконтрольности используют их для достижения своих личных и групповых целей. Второй источник – денежные средства граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и противоправные актуальные потребности и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников.


4.Статистика коррупционных преступлений в России
По подведенным в конце 2020г. статистическим подсчетам с 2011 коррупционными преступлениями был причинен ущерб на сумму 123 млрд. 7 руб. В течение восьми лет на рассмотрение в судебные органы передано свыше 71000 подготовленных уголовных дел по обвиняемым в коррупционных действиях. Из этого числа 11600 УД касаются случаев мошенничества, 12000 связаны с получением взятки, и 25000 – с ее дачей. Помимо этого, порядка 3500 дел имели сопутствующие нарушения – злоупотребление полномочиями, порядка 3000 возникли по причине служебного подлога, около 2500 дел касались превышения полномочий и коммерческого подкупа. 453 были заведены относительно совершения преступлений организованными группами и преступными сообществами. В предпринимательской сфере совершено свыше 55000 преступлений, более 27000 относятся к науке и образованию. В сфере социального обеспечения и в здравоохранительной системе – свыше 19000 случаев. Финансовая деятельность - примерно 11000 случаев коррупции, квалифицируемых в рамках УК РФ. В 2018г. на территории РФ выявлено случаев взяток на сумму 1,8 млрд. руб. Согласно статистике, средняя сумма взятки составляет 610000 руб. Подозреваемыми в совершении нарушений коррупционного законодательства стало больше 1000 чиновников. [8]

5.Ответственность за коррупцию и ее противодействие
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.Противодействие коррупции –это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных 8 правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Заключение


Таким образом, на современном этапе проблема коррупции выходит за рамки отдельных государств и признана мировым сообществом одной из глобальных проблем современности.

Итак, коррупция в России представляет собой опасное явление. Ежегодно выявляется боле тысячи преступлений коррупционной направленности. Несмотря на существующие нормы права и законодательства о противодействии коррупции, преступлений этой направленности не становится меньше. В связи с этим, является необходимым ежегодный пересмотр законодательства и ужесточения наказаний за коррупционные преступления. К ужесточению наказаний следует отнести: увеличение срока отбывания наказания за данные правонарушения, а также применять увольнение в отношении чиновников, пойманных на взятке, так как в настоящее время действующее законодательство достаточно лояльно относится к чиновникам, а это в последствии только приведет к росту коррупционных преступлений.

Государственная политика в сфере противодействия коррупции нашего государства связана с реализацией комплекса различных мер. Но, к сожалению, некоторые из них на самом деле остаются декларативными. Ряд факторов препятствует эффективному осуществлению антикоррупционной политики. Мало внимания уделяется искоренению причин коррупции, и противодействие только сводится к изменению и разработке санкций за уже совершенные коррупционные преступления и т. д.

Коррупция негативно влияет на экономику страны, снижает ее экономический рост. И эффективную борьбу с ней необходимо производить в следующих областях:

- ужесточение законов, но это не гарантирует искоренения коррупции, о чем свидетельствует пример Китая;

- обязательная ежегодная отчетность должностного лица и членов его семьи о доходах и имуществе и должностях, проводимых во избежание конфликта интересов;

- повышение правовой грамотности населения, чтобы знать рычаги давления на чиновников, граждане России должны честно выполнять свои основные принципы. В конце концов, коррупция, прежде всего, является социальным явлением, и основной мерой противодействия ей является развитие и укрепление моральных принципов и стабильных моральных принципов в обществе.

Список использованной литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием ст. 4398.