Файл: Провалы государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Провалы государства – ситуации, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов. Выше мы рассмотрели так называемые «провалы рынка». Логично предположить, что государство должно сосредоточить усилия на решении проблем, которые не в состоянии решить рынок. К ним, в первую очередь относится производство общественных благ, регулирование и контроль естественных монополий, разработка политики доходов, регулирование экстерналий и т.д. Однако вероятность принятия государством неоптимальных экономических решений весьма велика.

Это объясняется следующими обстоятельствами:

1. Недостаток информации и/или низкое качество информации, исходя из которой принимаются решения. Правительственные решения могут приниматься при отсутствии надежной статистики. Более того, наличие активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению имеющейся информации.

2. Сложная и многозвенная система сбора информации, принятия решения, доведения его до исполнителя и контроля исполнения решения. В итоге информация искажается, решения реализуются в ситуациях, отличных от тех, применительно к которым они принимались, решения не выполняются и т.п. Качественный контроль при многозвенности управления вообще невозможен.

3. Политизация экономических решений.

4. Недостаточная мотивация управленческих структур. Лица, принимающие решения и распределяющие финансовые потоки, не несут личной имущественной ответственности за свои последствия своих решений. Бюрократия распределяет ресурсы, собственником которых не является. Более того, если законодательные и представительные органы власти зависят от воли общества, интересы которого представляют, выражают и обеспечивают (наличие политического цикла), то бюрократия в основном автономна, от позиции общества практически не зависит.

5. Прогноз последствий экономических решений, принимаемых государством, зачастую невозможен. Экономические агенты могут реагировать и часто реагируют отнюдь не так, как ожидалось. Поэтому конечные результаты государственных регулирующих мероприятий могут отличаться, в том числе диаметрально, от их цели.


Как видим, ни рыночный, ни командно-административный механизмы принятия решений не являются панацеей. Второй должен использоваться таким образом, чтобы не подменять действия рыночных сил. Однако и без государственного регулирования сбалансированное экономическое развитие в современных условиях обеспечить невозможно.

Провалы государства - неспособность государства обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

В частности, выделяют такие «провалы» государства 14:

• несоответствие доходов и расходов. В отличие от обычной фирмы степень жесткости бюджетного ограничения государства далека от абсолютной. Государство значительно сложнее превратить в банкрота, даже если оно оказывается неспособным выполнять взятые на себя обязательства;

• отсутствие четких критериев эффективности деятельности. В отсутствие таких четких критериев эффективности деятельности государства, каковым является прибыль для фирмы, государственные структуры подменяют их самостоятельно разработанными стандартами. Таким образом, деятельность государства зачастую оценивается по задаваемым им самим критериям: росту бюджетных поступлений, экспансии государственного контроля и т.д.;

• высокая вероятность достижения результатов, отличных от поставленных. Рост информационных издержек и издержек мониторинга и контроля, сопровождающий развитие государства, создает предпосылки для систематического отклонения реализованных задач от поставленных. Приведенная выше модель, в которой стремление государства ограничить частное использование насилия может приводить к его эскалации, — лучшее тому подтверждение;

• неравномерное распределение ресурсов. В распоряжении государства при распределении прав собственности на ресурсы, когда трансакционные издержки отличаются от нуля, находится несколько стандартов справедливости

Финансовая система включает финансы и отношения на различ­ных уровнях экономики: предприятий, государства, населения (табл. 9.1).

В общей совокупности финансовых отношений выделяются три

крупные сферы:

- финансы предприятий, учреждений, организаций;

- страхование;

- государственные финансы.


В сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) выде­ляются:

- финансы предприятий, функционирующих на коммерческих на­чалах;

- финансы учреждений, организаций, осуществляющих некоммер­ческую деятельность;

- финансы общественных организаций. В страховой среде выделяются:

- социальное страхование;

- имущественное и личное страхование;

- страхование ответственности;

- страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов выделяют:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит.

Огромную роль в организации финансового рынка играет бан­ковская и финансовая система. Банковско-финансовая система РФ со­стоит из трёх уровней: 1 уровень - Центральный Банк РФ, 2 уровень -коммерческие банки, 3 уровень - финансовые организации (рис. 9.1).

Основные функции Центрального Банка: проведение единой кре­дитно-финансовой политики в стране, эмиссия наличных и безналичных денежных средств, контроль за деятельностью кредитных организаций, выдача и отзыв банковских лицензий, финансирование и кредитование государственной и международной деятельности страны.

Основные функции коммерческих банков: кредитование предпри­ятий и населения, проведение депозитных операций, расчетно-кассовое обслуживание предприятий, операции с ценными бумагами, операции с валютой и драгоценными металлами.

Основным видом деятельности банков является предоставление кредитов. Кредит - предоставление денежных и материальных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Срочность - период времени пользования денежными средствами. Платность - выплата про­центов за пользование кредитом. Возвратность - предоставление га­рантий возвратности кредита со стороны предприятия.

Стоимость кредита рассчитывается исходя из установленной бан­ком процентной ставки по кредиту. Стоимость кредита может быть рас­считана по простой и сложной процентной ставке. При расчете простой ставки величина процентов начисляется на первоначальную сумму вы­данного кредита:

BBK = K · (l + p · t/100).

При расчете сложной процентной ставки величина процентов на­числяется на первоначальную сумму и на начисленные ранее проценты:

BBK = K · (l + p · t/100)t,

где ВВК - величина возврата кредита, руб.;

К - первоначально выданная сумма кредита, руб.;

р - величина процентной ставки, %;

100 - коэффициент для перевода процентов в доли единицы;

t - период времени, на который выдается кредит, месяцы, годы.


Функции финансовой системы

1.     Распределительная. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне – государство. Объект – ВВП и НД.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение и перераспределение ВВП и НД, при этом создаются доходы экономических субъектов.

Распределительная функция позволяет образовывать денежные фонды предприятий, домашних хозяйств, государства; образовывать фонды целевого назначения; осуществлять межотраслевое, территориальное перераспределение.

2.Контрольная. Сущность контрольной функции – сообщать государству о всех неполадках в экономических отношениях. Контрольная функция проявляется в процессе использования фондов денежных средств; в процессе подведения итого, составления оценок денежных фондов; в тот момент, когда составляются бюджеты, программы, прогнозы.

3. Стимулирующая. Характеризуется тем, что в процессе распределения денежных средств экономические субъекты стремятся выбрать наиболее эффективные формы использования средств и снизить издержки хозяйственной деятельности.

Первый уровень

Первый уровень банковской системы — это основополагающая ступень в национальной экономике, которая определяет существование, развитие и функционирование подчиненных ей банков. Банку России принадлежат большие возможности, главными из которых являются: предоставление кредитов иностранным кредитным организациям и правительству страны и совершение большого спектра различных финансовых операций.

На первом уровне современной банковской системы Российской Федерации находится Центробанк, функции и задачи которого прописаны в Конституции и законодательствах страны:

Охрана и предоставление стабильности национальной валюты, осуществление его покупательной возможности, а также соответствие курса по отношению к другим заграничным единицам.

Формирование и улучшение банковской системы, концепций.

Монопольная реализация эмиссии доступных наличных средств и осуществление их равномерного перераспределения.

Реализация денежного регулирования и контролирования.

Вместе с правительственными органами страны продумывание и осуществление общей денежной кредитной политики, которая должна быть направлена в защиту рубля.

К первому уровню банковской системы относят несколько важных задач, которые должен выполнять ЦБ РФ:


контролирование работы банковских подсистем;

урегулирование вопросов, связанных с реализацией кредитов;

выполнение мероприятий по охране вкладчиков;

формирование страхового актива с целью предоставления устойчивости банковской системы;

проверка результатов поступления неотъемлемых отчислений из средств кредитных организаций.

Второй уровень

Второй уровень банковской системы принадлежит универсальным коммерческим банкам, которые имеют право и обладают лицензией на совершение каких-либо банковских операций.

На начало 2017 года на территории страны зарегистрировано порядка 1017 банков, в число которых входят кредитные учреждения с участием зарубежных партнеров и иные кредитные организации.

На второй ступени банковской системы страны могут функционировать универсальные банки — частные, с использованием государственного или иностранного капитала. Все банки второго уровня имеют право на открытие своих подразделений, включая филиалы, представительства и офисные структуры.

От того, сколько уровней в банковской системе РФ, зависит более расширенный функционал федеральных и региональных кредитных учреждений. После введения двух ступеней была существенно расширена отраслевая ориентация банков, которые могут самостоятельно выбирать направленность (транспортная, сельскохозяйственная, жилищная, торговая или потребительская).

На протяжении последних лет определились пять крупнейших банков страны, которые имеют наибольшую чистую прибыль и запасы активов. Первое место уверенно занимает Сбербанк, далее идёт ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк и ФК Открытие.

Банковская система – совокупность банков, обслуживающих соответствующие кредитные отношения.

Банковская система Российской Федерации состоит из двух уровней:

1) Банк России (Центральный банк Российской Федерации – ЦБ РФ);

2) коммерческие банки:

а) универсальные – выполняют любые операции;

б) иностранные;

в) специализированные;

3) небанковские кредитные организации (фонды, инвестиционные компании);

4) банковские ассоциации (это некоммерческие общественные организации, членами которых являются коммерческие банки, и создаются они для представления их интересов в органах законодательной, исполнительной и судебной власти).

Банковская система функционирует не изолированно, а во взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется через осуществление межбанковских расчетов, когда банк по поручению клиентов осуществляет платежи через: