ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) расчетную сеть Банка России;
2) банки-корреспонденты;
3) банки, уполномоченные вести счета определенных видов (специализированные банки);
4) клиринговые центры (небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные платежи).
Основные свойства банковской системы:
1) иерархичность построения;
2) наличие отношений и связей;
3) упорядоченность отношений и связей;
4) наличие процессов управления;
5) взаимодействие со средой. На развитие банковской системы влияют внешние и внутренние факторы
Зачем нужен Центральный банк
Главная цель Банка России — защитить рубль и обеспечить его устойчивость. Например, чтобы цена рубля оставалась стабильной, Центробанк продает и покупает валюту.
Центральный банк развивает и укрепляет банковскую систему: например, проводит проверки банков, контролирует микрофинансовые организации, вместе с правительством проводит мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и предпринимателей.
При этом Центробанк не может вмешиваться в операции кредитных организаций, а только контролирует соблюдение закона.
Инфляционное таргетирование - это режим, при котором органы денежно-кредитного регулирования, которые выполняют функции центрального банка, устанавливают целевые значения по инфляции на определенный период времени.
Инфляционным таргетированием называют совокупность мер, проводимых органами государственной власти и/или Центробанком для контроля над уровнем инфляции в стране.
Процесс таргетирования состоит из нескольких этапов:
1. На первом этапе необходимо установить некий плановый показатель уровня инфляции на выбранный год (или другой промежуток времени), за достижение которого несет ответственность Центральный банк.
2. На втором этапе происходит подбор подходящего для контроля над уровнем инфляции монетарного инструментария.
3. На третьем этапе происходит применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости.
4. На четвертом этапе сравнивается уровень инфляции на конец года (отчетного периода) с запланированным ранее показателем и проводится анализ эффективности проведенной монетарной политики.
Одним из основных инструментов проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции является изменение Центральным банком ключевой процентной ставки.
Повышение ключевой ставки приводит к повышению депозитных ставок в коммерческих банках, тем самым увеличивается привлекательность сбережения средств. Кроме того, кредиты как для населения, так и для представителей бизнеса дорожают, соответственно спрос на них падает. В результате количество денежных средств у населения уменьшается и снижается уровень инфляции.
Понижение ключевой ставки приводит к обратным последствиям.
Таргетирование инфляции — это политика центрального банка, которая вращается вокруг корректировки денежно-кредитной политики для достижения определенного годового уровня инфляции. Принцип таргетирования инфляции основан на убеждении, что долгосрочный экономический рост лучше всего достигается за счет поддержания стабильности цен, а стабильность цен достигается за счет сдерживания инфляции.
Ключевые выводы
-
Таргетирование инфляции — это стратегия центрального банка, при которой в качестве цели указывается уровень инфляции и проводится корректировка денежно-кредитной политики для достижения этого уровня. -
Таргетирование инфляции в первую очередь направлено на поддержание стабильности цен, но его сторонники также считают, что оно способствует экономическому росту и стабильности. -
Таргетирование инфляции можно противопоставить другим возможным целям политики центрального банка, включая таргетирование обменных курсов, безработицы или национального дохода.
Зачем нужно таргетирование
Таргетирование используется для достижения итоговой цели денежно-кредитной политики.
Через таргетирование центральный банк старается достичь стабильности:
цен;
экономического роста;
высокого уровня занятости;
процентных ставок;
финансовых рынков;
валютного курса.
Несмотря на то что в целом любой режим таргетирования стремится к благополучию в стране, один из них выбирается из-за рациональности — достижение одновременно нескольких показателей потребовало бы от регулятора распыления усилий, а также могло бы быть труднореализуемым из-за конфликта целей между собой. Основным преимуществом таргетирования считается возможность проведения последовательной политики, ее предсказуемость экономическими участниками.
Этапы таргетирования
Таргетирование состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
публичное объявление монетарными властями среднесрочного значения ориентира (таргета);
признание цели приоритетной над всеми остальными;
выбор эффективного инструментария для достижения цели, который служит в том числе информационным сигналом для экономических агентов и влияет на их ожидания;
переход к открытой и прозрачной политике, высокая степень информирования о планах, объектах и решениях;
исключительная ответственность и отчетность ЦБ о действиях, направленных на достижение поставленной цели.
Банковский мультипликатор – это увеличение денежной массы (мультипликация денег) в результате депозитно-кредитных операций коммерческих банков. Этот процесс регулируется центральными банками в рамках денежно-кредитной политики с помощью нормативов обязательного резервирования.
Мультипликация денежной массы возможна только для банковской системы в целом, но не для отдельного банка. Предположим, ставка обязательного резерва для кредитных организаций установлена в размере 5%. Тогда если клиент банка размещает депозит в размере 1 тыс. рублей, то 50 руб. остаются на корреспондентском счете в ЦБ, а 950 поступают в распоряжение банка и выдаются в кредит. Кредитор их тратит, и они попадают на счет в другой банк. Из полученной суммы вторая кредитная организация 5% переводит в резерв, а на остальные 95% вновь выдает ссуду. И так далее. В результате количество безналичных денег в банковской системе многократно увеличивается. Это процесс также называют кредитным расширением, или эмиссией кредитных денег банковской системой.
Банковский мультипликатор – числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет или сократится
денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно–кредитную систему на одну денежную единицу.
Банковский мультипликатор представляет собой количественную оценку процесса мультипликации денег на депозитных счетах коммерческих банков. Банковская мультипликация – это процесс многократного увеличения остатков не депозитных счетах коммерческих банков в результате расширения их кредитов.
Эффект банковского мультипликатора лежит в основе такого экономического явления, как создание денег банками и другими денежно – кредитными институтами.