Файл: Самостоятельная работа 1 Пермь2023г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

Программа среднего профессионального образования

44.02.01. Дошкольное образование

Дисциплина: Психология

Самостоятельная работа № 7.1

Пермь-2023г.

Задание 1. Составьте таблицу «Особенности школьной дезадаптации» с указанием причин и особенностей проявлений.


Форма проявления дезадаптации


Особенности проявления


Причины появления дезадаптации


 Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности


 Низкий уровень учебной мотивации


 Недостаточное интелектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимание со стороны родителей и педагога.


 Неспособность произвольно управлять своим поведением


 Нарушение эмоционально – волевой сферы


 Неправильное воспитание в семье(отсутствие внешних норм, орграничений)


 Неспособность принять темп школьной жизни (чаще всего у детей с задержкой развития)


  Трудности в общении со взрослыми и сверстниками.


 Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его) чаще это у детей , родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем

Задание 2. Составьте алгоритм организации педагогической работы и педагогического контроля с детьми, проявляющими признаки социальной дезадаптации.

Процесс ресоциализации предполагает создание специальной системы работы с социально-дезадаптированными детьми:

         Выявление и учет социально неблагополучных и дезадаптированных детей.  

         Наставничество. За воспитанником, нуждающимся в педагогическом сопровождении и контроле, закрепляется педагог-наставник, который помогает ребенку в процессе социальной реабилитации, путем наблюдений за ним, помогает найти выход из трудных ситуаций, оказывает помощь в решении учебных, семейных, социальных проблем.


         Занятия разнообразными видами труда,  т.к. ранняя профессиональная ориентация благоприятно сказывается на социальной реабилитации «трудных». Труд - реальная сфера приложения сил данного вида  учащихся, в которой он способен поднять свой авторитет среди одноклассников, преодолеть свою изоляцию и неудовлетворенность. Развитие этих качеств и опора на них позволяют предупреждать отчуждения и социальную дезадаптацию в школьных коллективах, компенсировать неуспехи в учебной деятельности.

         Организация внеурочной деятельности воспитанников, где они развивают свои творческие возможности, развитие культурно-досуговой деятельности

         Постоянный мониторинг за состоянием таких детей осуществляют психолог, воспитатели, наставники. Для этого ведутся журналы наблюдения за социальным поведением воспитанников, где фиксируются наблюдения и коррекционная работа в отношении этих детей.

         Повышение квалификации педагогов, работающих с детьми группы риска. Участие в семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня, где затрагивается данная тема.   

         Реализация тесного взаимодействия всех специалистов, занятых в воспитании и образовании этой категории детей. А именно - педагоги школы, психолог,  соц. педагог, мед. работники, специалисты отдела опеки и попечительства и КДН и ЗП, инспекторы ПДН, работники органов соц. защиты, педагоги учреждений доп. образования.  

     Отсутствие в обществе полноценной среды социализации, отчужденность детей, оставшихся без попечения родителей, от основных сфер позитивной жизнедеятельности являются факторами проявления социальной дезадаптации, что и определяет процесс выбора несовершеннолетними пути совершения преступлений.

    Поэтому, указанная группа детей нуждается в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.            

     В качестве основных рекомендаций по профилактике социальной дезадаптации в детском доме, подводя итоги всего сказанного, можно предложить следующие: 

  общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;



  понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение;

  установка на помощь детям в "трудной жизненной ситуации";

  четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном;

  понимание того, что "общение с взрослым - необходимое условие психического и личностного развития ребенка";

  выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;

  целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;

  своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.

     Таким образом, профилактика социальной дезадаптации с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома заключаться в непрерывном процессе помощи ребенку на всех возрастных этапах в развитии его личности. Что в целом соответствует общей проблеме по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних: прежде всего в выявлении и устранении причин и условий, способствующих антиобщественному поведению несовершеннолетних детей оставшихся без попечения родителей.