ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования
44.02.01. Дошкольное образование
Дисциплина: Психология
Самостоятельная работа № 7.1
Пермь-2023г.
Задание 1. Составьте таблицу «Особенности школьной дезадаптации» с указанием причин и особенностей проявлений.
Форма проявления дезадаптации | Особенности проявления | Причины появления дезадаптации |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности | Низкий уровень учебной мотивации | Недостаточное интелектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимание со стороны родителей и педагога. |
Неспособность произвольно управлять своим поведением | Нарушение эмоционально – волевой сферы | Неправильное воспитание в семье(отсутствие внешних норм, орграничений) |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще всего у детей с задержкой развития) | Трудности в общении со взрослыми и сверстниками. | Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его) чаще это у детей , родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем |
Задание 2. Составьте алгоритм организации педагогической работы и педагогического контроля с детьми, проявляющими признаки социальной дезадаптации.
Процесс ресоциализации предполагает создание специальной системы работы с социально-дезадаптированными детьми:
Выявление и учет социально неблагополучных и дезадаптированных детей.
Наставничество. За воспитанником, нуждающимся в педагогическом сопровождении и контроле, закрепляется педагог-наставник, который помогает ребенку в процессе социальной реабилитации, путем наблюдений за ним, помогает найти выход из трудных ситуаций, оказывает помощь в решении учебных, семейных, социальных проблем.
Занятия разнообразными видами труда, т.к. ранняя профессиональная ориентация благоприятно сказывается на социальной реабилитации «трудных». Труд - реальная сфера приложения сил данного вида учащихся, в которой он способен поднять свой авторитет среди одноклассников, преодолеть свою изоляцию и неудовлетворенность. Развитие этих качеств и опора на них позволяют предупреждать отчуждения и социальную дезадаптацию в школьных коллективах, компенсировать неуспехи в учебной деятельности.
Организация внеурочной деятельности воспитанников, где они развивают свои творческие возможности, развитие культурно-досуговой деятельности
Постоянный мониторинг за состоянием таких детей осуществляют психолог, воспитатели, наставники. Для этого ведутся журналы наблюдения за социальным поведением воспитанников, где фиксируются наблюдения и коррекционная работа в отношении этих детей.
Повышение квалификации педагогов, работающих с детьми группы риска. Участие в семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня, где затрагивается данная тема.
Реализация тесного взаимодействия всех специалистов, занятых в воспитании и образовании этой категории детей. А именно - педагоги школы, психолог, соц. педагог, мед. работники, специалисты отдела опеки и попечительства и КДН и ЗП, инспекторы ПДН, работники органов соц. защиты, педагоги учреждений доп. образования.
Отсутствие в обществе полноценной среды социализации, отчужденность детей, оставшихся без попечения родителей, от основных сфер позитивной жизнедеятельности являются факторами проявления социальной дезадаптации, что и определяет процесс выбора несовершеннолетними пути совершения преступлений.
Поэтому, указанная группа детей нуждается в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
В качестве основных рекомендаций по профилактике социальной дезадаптации в детском доме, подводя итоги всего сказанного, можно предложить следующие:
общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;
понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение;
установка на помощь детям в "трудной жизненной ситуации";
четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном;
понимание того, что "общение с взрослым - необходимое условие психического и личностного развития ребенка";
выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;
целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;
своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.
Таким образом, профилактика социальной дезадаптации с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома заключаться в непрерывном процессе помощи ребенку на всех возрастных этапах в развитии его личности. Что в целом соответствует общей проблеме по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних: прежде всего в выявлении и устранении причин и условий, способствующих антиобщественному поведению несовершеннолетних детей оставшихся без попечения родителей.