Файл: Содержание теоретикоправовые основы трудовой миграции в Российской Федерации 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовые основы трудовой миграции в Российской Федерации 3
1.1 Понятие, признаки и виды трудовой миграции 3
1.2. Источники правового регулирования внешней трудовой миграции 14
1.3. Особенности правового статуса трудящихся-мигрантов в Российской Федерации 24
Список источников 30
1. Теоретико-правовые основы трудовой миграции в Российской Федерации
1.1 Понятие, признаки и виды трудовой миграции
В современном мире трудовая миграция, исходя из общего объема всех миграционных перемещений, является преобладающей. Рассматривая такой сложнейший феномен, как миграция населения в целом, следует осмыслить и данность ее многообразия. Для сущностного понимания трудовой миграции необходимо обозначить критерии ее идентификации, выделив данный вид из общего объема всех миграционных перемещений на различных основаниях.
Считаясь с данным утверждением, отметим, что способ вовлечения в миграцию как критерий служит основанием для выделения трех базовых типов:
1) добровольная миграция (предполагает перемещение индивидов или социальных групп на основе собственных побуждений);
2) вынужденная миграция (предполагает перемещение населения, вызванное событиями негативного характера: военные действия, политическая ситуация, стихийные бедствия, преследования отдельных категорий граждан и проч.);
3) принудительная миграция (предполагает насильственный характер перемещения: депортация, ссылка, высылка и проч.)1.
Подробнее рассмотрим структуру добровольной миграции, классифицировав ее по ведущим целям:
– экономическая миграция (перемещение населения из экономических соображений);
– образовательная миграция (перемещение населения с целью получения образования);
– рекреационная миграция (перемещение населения в целях отдыха и туризма);
– семейно ориентированная миграция (перемещение населения с цельювоссоединения семей);
– религиозная миграция (паломничество);
– прочие.
В свою очередь, экономическая миграция имеет два основных вида – коммерческая и трудовая. Под коммерческой миграцией следует понимать территориальные перемещения населения, осуществляемые с целью получения прибыли посредством ведения коммерческой деятельности, основанной на различии уровней цен отдельных групп товаров в тех или иных регионах или странах. Трудовая миграция представляет собой добровольное временное территориальное перемещение населения с целью работы в другом регионе или стране. С.В. Рязанцев в своем определении подчеркивает отсутствие окончательного переселения для представителей трудовой миграции. При этом время пребывания на территории прибытия, периодичность работы, а также легитимность пересечения границы значения не имеют
2.
Е.Н. Авдеев устанавливает минимальную продолжительность выезда индивида в качестве трудового мигранта, определяя срок поездки свыше 1 суток3. Это позволяет отделить рассматриваемый вид миграции от ежедневных маятниковых, а также приграничных миграций. Максимальная продолжительность выезда, как правило, исследователями строго не определяется, но предусматривается обязательное последующее возвращение. Однако ряд исследователей выделяют постоянную трудовую миграцию, у представителей которой отсутствует процесс возвращения к прежнему месту жительства, но не утрачены прежние социальные связи, имеется желание вернуться домой и т.д.
И.В. Шичкин в своем определении трудовой миграции обращает внимание на характер цели субъекта рассматриваемого процесса – продажа своего труда на более выгодных условиях, чем по месту настоящего проживания4.
Говоря о субъекте трудовой миграции, необходимо упомянуть Конвенцию МОТ № 97, в которой термин «трудящийся мигрант» определяется в рамках международной трудовой миграции и легитимной формы пересечения границ. Таким образом, внутренние трудовые мигранты, а также нелегальные трудовые мигранты в данное понятие включены не были. Подобное определение также можно встретить и в Конвенции МОТ № 1435.
Категория нелегальных трудовых мигрантов была включена в рассматриваемое понятие в «Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» (от 18 декабря 1990 г.). В пределах СНГ «Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (от 15 апреля 1994 г.), а также «Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств» (от 14 ноября 2008 г.) вновь определяют термин «трудящийся мигрант» в рамках легитимной формы пересечения границ7. Таким образом, унифицированное определение рассматриваемого термина в рамках международного права отсутствует. Трудовая миграция включает в себя характерную совокупность вариативных признаков, выражающих природу данного явления. На этой основе наглядно представим единую классификационную систему трудовой миграции (таблица). Таким образом, предлагаемая нами общая классификационная система трудовой миграции на основе совокупности представленных признаков позволяет отчетливо идентифицировать и обособить рассматриваемый вид, прояснив определяющую его характеристику. Рассмотрим подробнее некоторые из представленных разновидностей трудовой миграции. Перемещение рабочей силы может осуществляться либо внутри одной страны, либо между странами. На этой основе (географический признак) выделяют два типа трудовой миграции – внешняя и внутренняя. Второй тип привлекает внимание исследователей намного меньше. Основной фактор внутренней трудовой миграции – дифференциация регионального развития, что подчиняется общей логике. В настоящее время механизм регулирования трудовой миграции данного типа в России практически отсутствует. Лишь отдельные вопросы общего внутреннего потока ситуативно решаются на уровне регионов в соответствии с действующей законодательной базой. Трудовая деятельность внутренних мигрантов оплачивается в родной стране и потому оказывает меньшее влияние на экономику в целом. По сравнению с общим внешним потоком, социокультурные характеристики местных жителей и внутренних трудовых мигрантов, как правило, имеют меньшие различия, что значительно облегчает последним процесс адаптации и обустройства. Таким образом, влияние внутренней трудовой миграции на социокультурное пространство принимающего региона, безусловно, меньше, чем влияние внешней
Говоря о внешней трудовой миграции, принято выделять аспекты положительных и отрицательных ее последствий как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Рассмотрим основные выгоды и издержки, которые демонстрируют страны-экспортеры рабочей силы.
К числу положительных эффектов следует отнести:
– снижение напряженности на внутреннем рынке труда;
– снижение нагрузки на бюджетную систему (сокращение расходов на социальные обязательства государства перед безработными гражданами);
– повышение уровня обеспеченности домохозяйств (денежные переводы работающих мигрантов);
– повышение квалификационного уровня работающих мигрантов в стране с более передовыми технологиями и высокими трудовыми стандартами.
При этом отрицательными последствиями являются:
– сокращение численности экономически активного населения наиболее трудоспособного возраста (снижение производственного потенциала страны; демографическое старение населения и проч.);
– отток высококвалифицированных специалистов (кадровый дефицит, общее снижение качества кадрового обеспечения; обеднение интеллектуальной среды);
– ущерб для бюджетной системы (сокращение числа налогоплательщиков; затраты, понесенные на общеобразовательную и профессиональную подготовку будущих мигрантов, применяющих полученные знания, умения и навыки за рубежом);
– нарушение преемственности в развитии общества и культуры;
– отсутствие полноценного семейного взаимодействия. Страны-импортеры рабочей силы демонстрируют свою совокупность положительных и отрицательных результатов влияния рассматриваемого процесса.
К числу положительных относятся:
– выравнивание структурных диспропорций в экономике (покрытие дефицита рабочей силы в непрестижных видах и сферах деятельности);
– снижение нагрузки на бюджетную систему (ограниченные социальные обязательства государства перед трудовыми мигрантами, а также поступающие от данной категории граждан налоговые отчисления (справедливо лишь для легальной трудовой миграции); экономия средств, затрачиваемых на общеобразовательную и профессиональную подготовку трудящихся);
– развитие инфраструктуры, расширение внутреннего рынка (спрос иностранной рабочей силы на товары и услуги);
– сокращение производственных издержек, повышение рентабельности предприятий (иностранная рабочая сила является более дешевой по сравнению с местными работниками);
– омоложение возрастной структуры населения;
– иностранная рабочая сила является «буферной системой», обеспечивающей большую сохранность рабочих мест национальных работников во время экономических спадов (трудовые мигранты теряют работу в первую очередь).
Негативными же последствиями являются:
– рост социальной напряженности (негативное отношение к мигрантам; межконфессиональные и межэтнические конфликты и проч.);
– снижение уровня оплаты труда и социальных гарантий (изменение структуры спроса и предложения на рынке труда);
– отток финансовых ресурсов из национальной экономики (денежные переводы трудовых мигрантов на родину);
– дестимуляция роста производительности и эффективности труда (приток дешевой рабочей силы снижает положительные экономические результаты от внедрения новой техники и технологий);
– маргинализация неквалифицированной рабочей силы;
– последствия нелегальной трудовой миграции (экономический ущерб; криминализация различных сфер бизнеса; давление на занятость; массовые нарушения санитарно-гигиенической обстановки, жилищного кодекса и проч.).
В контексте последнего пункта важно отметить, что нелегальный статус невыгоден и для самих трудовых мигрантов. Представляя собой, главным образом, категорию неквалифицированных работников, «нелегалы» зачастую подвергаются самой жестокой эксплуатации и практически беззащитны перед любыми нарушениями их гражданских и трудовых прав8. Характер взаимоотношений рассматриваемых мигрантов с принимающим сообществом по определению имеет неправовую, а значит, и неравноправную основу. Рассмотрим понятие «нелегальная миграция» более подробно. Оно является достаточно широким и общим.
В этой связи в случае нарушений в рамках трудового законодательства и (или) законодательства о трудоустройстве государства пребывания Е.А. Ковалева предлагает использование термина «незаконная трудовая миграция». Если же имеет место несоблюдение законодательства, связанное с правилами въезда и проживания, включая при этом вышеперечисленные нарушения, рекомендуется использование термина «нелегальная миграция» без слова «трудовая»6. По нашему мнению, основанием для определения понятия «трудовая миграция» (в том числе в незаконной форме) должны служить такие критерии ее идентификации, как добровольность, временность, ведущая цель субъекта (работа в другом регионе или стране). Нелегальный же статус мигранта определяется фактом нарушения им законодательства государства прибытия, сопряженного с понятиями «въезд», «проживание», «деятельность».
Таким образом, более общее понятие «нелегальная (незаконная) миграция» подразумевает въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию государства и их пребывание – вне зависимости от целей и срока. Ф. Дювель заостряет внимание на такой важнейшей составляющей, как «добровольность», позволяющей различить незаконную миграцию и торговлю людьми7.
Таким образом, правовая вариативность «въезда» и «проживания» и неизменность «нелегальной деятельности» являются составляющими понятия «нелегальная трудовая миграция». Важнейшей проблемой изучения нелегальной миграции является сложность определения ее истинных масштабов как в отдельных регионах/странах, так и в мире в целом. Отсутствие достоверных количественных данных является отражением самой сути рассматриваемого явления. Все цифры, приведенные в тех или иных авторитетных источниках, характеризуются огромным разбросом. Это связано с отсутствием прямых надежных методов получения необходимой информации.
В основу расчетов положены лишь косвенные показатели, позволяющие дать количественную оценку нелегальной миграции весьма приблизительно. В иммиграционных трудовых потоках России значительную их часть составляют именно нелегалы. В результате официальные статистические данные о трудовой миграции в целом имеют достаточно большую погрешность. Важно отметить, что именно нелегальная миграция – одна из главных причин развития социального напряжения, негативного отношения к мигрантам со стороны местного населения.
Перечислим основные методы противодействия незаконной миграции:
– ужесточение ответственности за: нелегальную иммиграцию, незаконное пребывание в стране, незаконную занятость, организацию незаконного ввоза мигрантов;
– совершенствование миграционного законодательства, а также деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции;
– высылка незаконных мигрантов, а также реализация программ по их легализации (миграционная амнистия);
– усиление международного сотрудничества;
– правовая поддержка граждан, доступность и полнота информации по вопросам миграции8.
По нашему мнению, для сокращения нелегального сектора миграции, помимо устоявшегося упора на внешние ограничительные барьеры, особое внимание следует уделить институциональным преобразованиям, разработке и реализации ряда внутренних административных и законодательных мер, способствующих выводу нелегального потока в легальное русло. Особо важным представляется движение к «прозрачности» рынка труда, а также полнота контроля и смещение его акцента с самих нелегальных мигрантов на их работодателей. Если нелегальная миграция представляет собой, главным образом, категорию неквалифицированных работников, то перемещение квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, как правило, характеризуется легальным пересечением границ и проживанием, официальным трудоустройством.