Файл: Содержание теоретикоправовые основы трудовой миграции в Российской Федерации 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) Внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и предусмотреть ответственность работодателя за подмену трудового договора договором гражданско-правового характера, а также за отказ от оформления договорных отношений с работником в установленном законом порядке.

2) Изменить Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», удалив пункт 1 части 1.1 статьи 13.1. Также необходимо удалить слова «при наличии» из пункта 4 части 3 статьи 13.1.

Для обеспечения права иностранных граждан на работу в безопасных и гигиеничных условиях, а также гарантированной оплате труда нужно внести изменения в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Эти изменения должны включать обязательство работодателя-принимающей стороны обеспечивать жильем иностранного работника, чтобы оно соответствовало санитарно-гигиеническим нормам, если работник зарегистрирован в нежилом помещении.

Для улучшения миграционного законодательства предлагается внести дополнение в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В этом дополнении предусматривается использование нескольких оснований для отклонения заявки работодателя о потребности в Иностранных Работниках (ИРС), таких как наличие задолженности по оплате труда, установление заработной платы для иностранных работников ниже прожиточного минимума и нарушение требований трудового законодательства в течение года. Это позволит оптимизировать миграционную политику, которая направлена на решение задач социально-экономического развития России и обеспечение интересов иностранных граждан и работодателей.

Таким образом, можно сделать вывод, что представленные меры по совершенствованию миграционного законодательства позволят в определенной степени оптимизировать миграционную политику, направленную на решение задач социально-экономического развития России, а значит, обеспечить интересы основных участников внешней трудовой миграции – иностранных граждан и работодателей.

1.3. Особенности правового статуса трудящихся-мигрантов в Российской Федерации


Для того чтобы выяснить нормативно-правовой статус трудового мигранта, необходимо дать определение термину «трудовой мигрант» или же «работник-мигрант». Трудящийся-мигрант – лицо, постоянно проживающее на территории Стороны выезда, которое на законном основании занимается оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства. А также под трудящимся-мигрантом подразумевается гражданин одной из Сторон, а также лицо без гражданства, постоянно проживающее на территории одной стороны, законно находящееся и на законном основании занимающееся оплачиваемой трудовой деятельностью на территории другой стороны, гражданином которой оно не является и в которой постоянно не проживает.

Эти определения даются в НПА, которые регулируют трудовую миграцию в СНГ, следовательно, в СНГ под трудовым мигрантом понимается человек, который на законном основании занимающийся трудовой деятельностью и получающий за это плату. Что же касается прав мигрантов, то в соответствии со статьей 7 Конвенции действующей в СНГ, трудящиеся мигранты в соответствии с международными договорами и законодательством принимающей стороны пользуются базовыми правами человека, в том числе правами, направленными реализацию права на свободу слова, вероисповедания, выражения своего мнения, создание ассоциаций, общественных организаций и вступление в профессиональные союзы в соответствии с законодательством принимающей Стороны. Также имеют права на социальное страхование, но не имеют права на пенсию, а также имеют право на получение безвозмездной неотложной медицинской помощи.

В рамках европейских нормативно-правовых актов под трудящимся-мигрантом понимается гражданин договаривающейся стороны, которому другой договаривающейся стороной разрешено проживать на ее территории для выполнения оплачиваемой работы. В рамках Европейской конвенции каждому трудовому мигранту, принятому на работу до отъезда в государство (принимающее), предоставляется трудовой контракт или конкретное предложение о работе, что является отличным решением, так как мигрант въезжает в страну уже на заранее выбранную работу. Далее обратимся к договору о создании ЕАЭС, в состав которого входят Белоруссия, Казахстан, Россия, Армения, Кыргызстан, в соответствии с ним работодатели государствчленов вправе привлекать к трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств членов не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства, срок пребывания человека в РФ будет определяться сроком действия трудового или гражданского правового договора.



Следовательно, в отношении граждан членов ЕАЭС в РФ действуют преференции и на них не распространяются различные ограничения, направленные на защиту национального рынка труда. Правительство Российской Федерации устанавливает предельные нормы по использованию труда мигрантов в различных сферах, так в строительстве предельная доля мигрантов от общей численности работников у работодателя может достигать 80%, в торговле лекарствами 0%, в деятельности по внутригородским перевозкам пассажиров и пригородным перевозкам пассажиров 24%, в торговле алкоголем и табаком 15%, нормативно регулирования подвержены и другие сферы деятельности в которых может привлекаться труд мигрантов. Эти положения были разъяснены в письме Минтруда РФ, в котором было уточнено, что данные квоты не распространяются на иностранных граждан временно и постоянно проживающих РФ, то есть граждан, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство, являющихся гражданами ЕАЭС, а также на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Перечень высококвалифицированных иностранных специалистов закреплен приказом Минтруда, к примеру: акушер-гинеколог, кардиолог, и иные врачи, артисты балета, техники по бурению, авиационные техники, директора (генеральный директор, управляющий) предприятия и иные профессии включенный в перечень. В целом, решение правительства без ограничений привлекать иностранных специалистов в сферы требующей высокой квалификации считаю обоснованным, но только если нельзя восполнить дефицит кадров трудовыми ресурсами, находящимися в самой РФ. Если же мы рассматриваем трудовых мигрантов, прибывших в РФ в порядке не требующем получении визы и не являющихся гражданами-членами ЕАЭС, то в соответствии с действующим законодательством им необходимо получать патент для занятия трудовой деятельностью.

Общий срок действия патента составляет 12 месяцев, а минимальный 1 месяц, а сам документ считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. При этом мигрант может осуществлять трудовую деятельность только на территории субъекта, в котором ему выдан патент, соответственно работодатель из другого субъекта не может трудоустроить такого работника, а также существует ограничение в виде деятельности мигранта, так он может работать только по специальности, указанной в патенте. В случае если мигрант после
получения патента нашел работу в другом субъекте, то ему необходимо обратиться в уполномоченный орган, расположенный в том субъекте, где будет осуществляться трудовая деятельность и получить патент для этого субъекта. Исходя из этого мы видим, что мигранты, положение которых регулируется ФЗ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», находятся менее выгодном положении по сравнению с трудовыми мигрантами из стран ЕАЭС, так как им не требуется получать патент, а также на них не распространяются национальные ограничение установленные постановлением правительства, в соответствии с которым устанавливаются квоты для мигрантов в пропорции от общей численности работников на производстве.

Как трудовые мигранты из ЕАЭС, так и из иных государств обязаны встать на миграционный учет по месту пребывания, но для разных категорий мигрантов срок постановки на учет разный, так для граждан ЕАЭС срок составляет 30 дней, для граждан Белоруссии 90 дней, высококвалифицированных специалистов и членов их семей 90 дней, граждан Таджикистана и Узбекистана 15 дней, а для иных мигрантов срок составляет 7 дней. Следовательно, мы видим дифференциацию, которая основа на межгосударственных соглашениях, которые устанавливают льготные сроки для различных категорий мигрантов, а также для высококвалифицированных кадров, а также возможность не получать патент для трудовых мигрантов из стран ЕАЭС. Что упрощает данным гражданам трудоустройство на территории РФ и дает преимущество перед остальными мигрантами.

Фактически мы видим что-то похожее на практики ЕС с разделением трудовых мигрантов, так в странах в странах Европейского союза субъекты, не являющиеся гражданами, но при этом обладающие статусом «признанных иммигрантов», подразделяются на две группы. Первая обладает правом постоянного проживания на территории государства и полноценным доступом к рабочим местам, то есть доступ на равных с гражданами Евросоюза, а вторая группа не обладает правом свободного передвижения и обладают ограниченными возможностями для трудоустройства, так как необходимо получить разрешение на работу, в котором могут быть установлены ограничения на территорию, отрасль промышленности, вид деятельности15.

В нашем случае инструментов такого ограничения выступает патент, который ограничивает мигранта в территории его трудоустройства и в роде деятельности. Несмотря на такую дифференциацию иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а правовое положение иностранцев основывается на Конституции, Федеральном законодательстве, а также может вытекать из международных договоров, п.1 ст.3 ФЗ №115-ФЗ. Как раз-таки
правовой статус мигранта, вытекающего из международного соглашения, мы видим на примере соглашение о создании ЕАЭС, в котором регламентируется статус трудовых мигрантов- граждан государств, подписавших соглашение. Фактически для граждан Республики Беларусь, Казахстана, Армении и Киргизии действует такой порядок трудоустройства, как и для граждан РФ, за исключением обязанности встать на миграционный учет в установленный срок.

Что же касается санкции в случае нарушение мигрантом патентного законодательства или отсутствия разрешения на работу, то она предусмотрена КоАП РФ16, в частности ст. 18.20 и ст. 18.10, в соответствии с ч.1 ст. 18.10, если мигрант осуществляет трудовую деятельность в субъекте, который не выдавал ему патент или разрешение на работу, то это грозит ему штрафом или вовсе выдворением из РФ. Повторное нарушение данной статьи влечет выдворение мигранта в любом случае в независимости от субъективных обстоятельств. Если же трудовой мигрант довериться работодателю и начнет работать до получения разрешения на работу на руки, опираясь лишь на заверение работодателя, что все готово, то он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ. Говоря же о применении ст. 18.10 КоАП, за 2021 год рассмотрено 28539 дел из них наказано штрафом 26413 человек, а выдворено с территории РФ 9458 человек, так как повторное нарушение данной статьи влечет как наложение штрафа, так и административное выдворение.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правой статус работника-мигранта регламентирован Конституцией РФ, Федеральным законодательством, международными НПА и межгосударственными соглашениями, которые могут устанавливать преимущества для отдельных категорий, исходя из требований рынка труда, политических соображений, а также необходимости компенсировать отток образованных кадров, подготовка которых в государстве может занимать долгие годы, а острая необходимость имеется в уже настоящее время. Такой механизм как патент на работу для мигрантов необходим как для контроля за мигрантами и их деятельностью у работодателя, так и обусловлен защитой национального рынка труда от бесконтрольного притока рабочей силы.

Список источников