Файл: Содержание теоретикоправовые основы трудовой миграции в Российской Федерации 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под высококвалифицированными специалистами обычно понимаются лица, обладающие высоким уровнем образования, опытом и достижениями в своей профессиональной деятельности. Данная категория является определяющей частью понятия «интеллектуальная миграция», в которую (в наиболее широкой трактовке) следует включить лиц, в целом способствующих приросту национального интеллектуального капитала страны прибытия. В условиях непрерывного увеличения роли информационных технологий и технологических инноваций в жизни современного общества закономерно возрастает значимость и высококвалифицированного труда. Кадры высокой квалификации становятся ценным глобальным ресурсом, что сопровождается повышением их мобильности и ростом интеллектуальной миграции. Данный вид миграции представляет собой особый сегмент международного рынка труда, который характеризуется такими качественными характеристиками его субъектов, как: высокий уровень образования, высокие адаптивные способности, знание языка, законопослушность и проч.

Представители интеллектуальной миграции ориентированы на получение гарантий соблюдения их гражданских и трудовых прав, обеспечение безопасного проживания и страхования их трудовой деятельности. Понятие «интеллектуальная миграция» применимо и внутри страны. Это связано с тем, что ведущие специалисты из различных сфер трудовой деятельности стремятся работать в крупных городах, чаще в столице, ученые концентрируются вокруг главных образовательных и научных центров страны и т. д. Ряд исследователей выделяют «особые» формы интеллектуальной миграции, когда передача знаний и опыта осуществляется виртуально, без физического территориального перемещения их носителей (аутстаффинг, аутсорсинг и др.).

Говоря об интеллектуальной миграции, имеющей безвозвратный характер, принято использовать термин «утечка умов». Однако в контексте анализа трудовой миграции, представляющей собой временное территориальное перемещение, рассмотрим соответствующую разновидность интеллектуальной миграции. Трудовая интеллектуальная миграция – это добровольное временное территориальное перемещение лиц, носителей интеллектуального капитала, с целью работы в другом регионе или стране. Международная трудовая интеллектуальная миграция является наиболее предпочтительной формой международной интеллектуальной миграции, предполагающей циркуляцию высококвалифицированных специалистов, экспертов, ученых, деятелей культуры и прочих носителей интеллектуального капитала. Трудовые мигранты данной категории, безусловно, повышают собственный квалификационный уровень и мастерство, работая в стране с, как правило, большими профессиональными возможностями, более передовыми технологиями и высокими трудовыми стандартами.


Представители данной формы интеллектуальной миграции не получают гражданства и работают в принимающей стране временно, а следовательно, возвращаются на родину, где передают свой прогрессивный опыт отечественным коллегам, вносят вклад в развитие своей страны. Однако следует отметить, что международная трудовая интеллектуальная миграция зачастую обращается в безвозвратную.

В России проблема «утечки умов» является одной из самых острых, что указывает на необходимость проведения соответствующей выверенной государственной политики, способной максимизировать усилия по ослаблению многолетней тенденции снижения национального интеллектуального капитала за счет массовой безвозвратной интеллектуальной миграции. Особенностью миграционной политики стран-экспортеров рабочей силы, как правило, является стремление к сдерживанию оттока высококвалифицированных специалистов, в том числе путем разработки и реализации специальных правительственных программ по повышению внутригосударственной профессиональной заинтересованности, а также стимулированию реэмиграции.

Страны-импортеры рабочей силы, напротив, стремятся привлечь и удержать успешных специалистов высокой квалификации, необходимых для развития национальной экономики, создавая при этом максимально благоприятные условия для трудоустройства, упрощенные административно-правовые режимы въезда и пребывания. Однако в современных условиях становится все труднее отчетливо, без контекста, разделить страны, участвующие в мировой миграции, на «отдающие» и «принимающие» мигрантов. Миграционные процессы все большего количества стран характеризуются одновременными разнонаправленными потоками как эмиграции, так и иммиграции населения. К числу таких стран относится и Россия.

Вместе с тем следует обратить внимание на принципиальные различия качественных характеристик миграционных потоков. Так, иммиграционные потоки в Россию характеризуются преимущественно низким интеллектуальным потенциалом, низкой трудовой квалификацией их участников, а также массовым нарушением миграционного законодательства. Эмиграционные потоки, напротив, представлены, как правило, лицами с достаточно высоким уровнем образования, квалифицированными и высококвалифицированными специалистами, въезжающими в принимающую страну легально. С учетом данных особенностей следует осознавать и обширные негативные последствия такого замещения населения в долгосрочной перспективе.



Считаем важным отметить, что в настоящее время практически все страны мира в той или иной степени вовлечены в процесс международной миграции рабочей силы. Для многих государств труд иностранных граждан уже давно стал структурообразующим фактором национальной экономики. В России иностранная рабочая сила также является важной частью ее экономической жизни. В основу функционирования целого ряда отраслей отечественной экономики (строительство, сельское хозяйство, транспорт и проч.) положен труд иностранных работников. Международная миграция рабочей силы является эффективным инструментом регулирования национального и регионального рынков труда, средством формирования качественных и количественных параметров трудовых ресурсов. С неуклонным ростом масштабов все более существенно влияние данного процесса на социально-демографическую структуру населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что международную трудовую миграцию следует рассматривать, прежде всего, как неотъемлемую составляющую мирового хозяйства, международной интеграции, а также процесса развития стран и регионов в целом. В заключение необходимо подчеркнуть важность отчетливой идентификации собственно трудовой миграции на основе таких базовых критериев, как добровольность, временность, а также ведущая цель субъекта (работа в другом регионе или стране).

1.2. Источники правового регулирования внешней трудовой миграции


Субъектами внешней трудовой миграции являются трудящиеся-мигранты, которые пересекают границу иностранного государства с целью осуществления оплачиваемой трудовой деятельности. В научных определениях понятие «внешняя трудовая миграция» часто связывается с легальным перемещением лица. Однако, на наш взгляд, содержание этого понятия гораздо шире и включает как легальный, так и нелегальный въезд мигрантов на территорию иностранного государства. За нелегальную миграцию национальные законодательства предусматривают соответствующие санкции.

Внешняя трудовая миграция является важной составляющей внутренней и внешней политики государства. Она определяется Президентом РФ в соответствии со статьей 80 Конституции РФ9.

Главным механизмом регулирования легальной трудовой иммиграции является квотирование иностранной рабочей силы (ИРС). Однако действующая система квотирования ИРС не является эффективным методом управления трудовыми иммиграционными потоками. Непосредственно в механизме квотирования ИРС выявлены ряд недостатков, что было выявлено при анализе правоприменительной практики в данной сфере.

Квоты на привлечение иностранных работников в соответствии с действующим законодательством выделяются для регионов, а не для конкретных работодателей. В связи с этим, возникают ситуации, когда работодатель, который подал заявку на квоту, не может ее использовать, так как она уже была исчерпана либо другими работодателями, либо иностранными гражданами, уже имеющими разрешение на работу на срок временного пребывания. Это делает систему квотирования непредсказуемой и не гарантирует работодателю возможности привлечения иностранных работников, несмотря на то, что он подал заявку о потребности в рабочей силе в установленном порядке. Во-первых, законодательство предусматривает выделение квот на привлечение иностранных работников для регионов.

Неоправданно длительной является процедура увеличения размера утвержденных на текущий год квот путем корректировки профессионально-квалификационной структуры квот. Если работодателю потребуется дополнительное привлечение ИРС в течение года, на который утверждены квоты, он может воспользоваться этим правом, обратившись до 1 мая года, на который утверждены квоты, в уполномоченные органы с заявлением. Однако ожидание результата рассмотрения заявки не даст работодателю реальной возможности дополнительного привлечения ИРС.


Усложнение ситуации происходит еще и из-за появления новых компаний на рынке труда, которые используют иностранных работников после 1 мая. В связи с окончанием этапа формирования квоты, привлечение иностранных работников в течение текущего и предстоящего года исключено. Очевидно, что излишние законодательные барьеры в привлечении иностранных работников приводят к желанию работодателей перейти в теневой сектор труда. Кроме того, согласно действующему законодательству, работодатель обязан указывать должности, предусмотренные в перечне ОКПДТР, в сведениях о потребности в иностранных работниках.

Для работодателя бывают ситуации, когда нужная ему должность в ОКПДТР отсутствует, что ограничивает выбор перечнем должностей, предусмотренных в данном классификаторе. Кроме того, система квотирования не дает малому и среднему бизнесу возможности объективно определить потребность в привлечении иностранной рабочей силы на следующий год. В связи с этим, эксперты и правоприменители выражают мнение о том, что действующий механизм квотирования не подходит для данных видов бизнеса. Отечественным малым и средним предприятиям сложно определить потребность в ИРС на перспективу из-за длительности и сложности процедуры действующей системы квотирования.

На основании Сводки основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – декабрь 2022 года оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, всего 95328, за аналогичный период 2021 года 93031. В том числе высококвалифицированным специалистам 32717, а квалифицированным специалистам 8895. Количество действительных разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства на конец отчетного периода 87162. Всего поступило уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность 2085973, за аналогичный период 2021 г. 167334210.

Учитывая, что в настоящее время альтернатива существующей системе привлечения ИРС не сформирована, полагаем целесообразным оптимизировать действующий механизм квотирования иностранного труда. По мнению аналитиков, миграция только тогда становится предметом обсуждения, когда она содействует увеличению гибкости рынка труда принимающих стран, но выпадает из повестки дня, когда речь идет о правах трудовых мигрантов.