Файл: Самостоятельная работа по теме 2 Цель занятия закрепление знаний о выборе и использовании педагогических технологий в работе с детьми, формирование умения применять их. Задание Заполните сравнительную таблицу Современные методы и технологии обучения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"



    1. Самостоятельная работа по теме 5.2


Цель занятия: закрепление знаний о выборе и использовании педагогических технологий в работе с детьми, формирование умения применять их.

Задание 1. Заполните сравнительную таблицу «Современные методы и технологии обучения».

Признаки сравнения

Методика

Технология

Назначение

Рекомендует применение конкретных методов, форм и средств обучения. 

 Рекомендует процесс выбора систем методов, форм и средств, с учетом цели.

Определение

 Система научно-обоснованных методов, правил обучения

Последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения 

Фактические исходные предпосылки создания

Обоснования и процесс обучения  находят в технологии

Цели, ориентация на результат. 

Парадигма

Конкретно установлена 

 Рекомендует выбор

Ориентация

 Установлена соответствующими образовательными программами

Разрешает выбор одной из программ, с учетом цели или направления подготовки 

Направленность

На конкретный предмет или реализацию цели 

На универсализацию подходов к изучению учебного материала 

Отражение динамич­ности обучения

Дает вполне определенные конкретные рекомендации 

Отражает процессуальный динамичный характер 

Задание 2. Составьте характеристику 3-х любых технологий обучения, опираясь на следующие пункты:


1. Цели и задачи

2. Особенности деятельности учащихся

3. Ориентировочные результаты

Развивающее обучение – это больше, чем технология, это дидактическая система. Но именно она дала толчок к активному применению нашими педагогами различных инновационных технологий. Авторы - Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Это пионеры российской развивающей школы, пропагандирующие активное участие обучаемых в процессе обучения. Организация учебного процесса осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога.  Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Основной единицей процесса обучения является проблемная ситуация.[5] Основными положениями развивающего обучения являются: развитие ребенка, в частности, развитие интеллекта, идет вслед за обучением; активное участие обучаемых в процессе обучения; обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом; осознание обучаемым значимости изучаемого материала; ведущая роль отводится теоретическим знаниям; стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.[6]

Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение). Авторы -    Т.К.Донская,  В.В.Фирсов,  И.Э.Унт,  А.С.Границкая.[7] Целевыми ориентациями технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности.

Технология проблемного обучения. Самые популярные разработки этой теории предоставили следующие авторы - Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмудов, В.Оконь и др.  Данная технология предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности участия по решению учебных проблем. В ходе  урока ученик должен не только увидеть проблему, но и определить пути её решения пошагово, в удобном для него темпе, с учётом уже известного. Решая проблему, ученик должен контролировать траекторию продвижения к выводу, вносить коррективы, искать дополнительную информацию. Проблемный урок резко повышает мотивацию к обучению, особенно если проблема приближена к жизни.



ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Разработчики - М.В.Моисеева, Е.С.Полат,  М.В.Бухаркина, Захарова И.Г. Технология предусматривает Использование на уроках в школе информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната. Обучение в дистанционной форме, основанной на средствах информационных и коммуникационных технологий. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому школьнику участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях. Среди современных информационных средств обучения наиболее активно используемыми являются: электронная почта, чат, чат-форумы, блоги, википедия. Совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств, являются мультимедиа.[8]

Технология формирования ключевых компетентностей (метод проектов) Метод проектов  предполагает такую технологию организации образовательных ситуаций,  в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а учитель организует сопровождение самостоятельной деятельности учащегося. Проблема должна быть всегда значима для ученика и завершаться созданием продукта. При осуществлении проектной деятельности изменяются функции участников процесса. Учитель – консультирует, мотивирует, фасилитирует, наблюдает.  Ученик – выбирает (принимает решения), выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает. Этапы работы над проектом (поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный) имеют свои особенности в зависимости от возраста учащегося и вида проекта. В основе проектирования лежат метапредметные и надпредметные способы деятельности.  

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и новых информационных технологий. Можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации, появляются новые современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные: библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции и др. [9]  Авторы - Дж. Дьюн, Гузеев В.В., Пахомова Н.Ю. 

Технологии тьюторства. Технология разработана Дж. Ланкастером, А.А.Ремневым, С.В.Федотовой. В школьной практике используется два вида проявления тьюторства.  1.  Учитель-тьютор. Его функция – организовать групповое взаимодействие по решению проблемы, проведению исследования, осуществлению проекта, указать источники информации, направлять поиск идей, помочь устранить тупиковые ситуации и осуществлять контроль. Главная задача учителя – обеспечить постоянное внимание и поддержку учащимся. 2. Тьютор (учитель или ученик) – держатель опыта, который знает, «как надо делать». Форма работы – трансляция опыта деятельности тому, кто не знает «как надо делать» в свободном нерегламентированном общении в рамках малой (референтной) группы. В результате члены микрогруппы накапливают опыт, аналогичный тьюторскому. Показательно то, что тьютор, рассказывая о своем усвоении опыта, описывает все его трудности и находки, тем самым предупреждая подопечных от повторения собственных ошибок.


Тьюторами могут быть ученики, успешно усвоившие материал, или подготовленные в опережающем плане, ученики старших классов при организации обучения в разновозрастной группе. Выполняя такого рода работы, тьюторы сами продвигаются в собственной подготовке. Высокий уровень освоения материала в режиме технологии тьюторства объясняется тем, что школьники лучше понимают своих ровесников, им легче общаться с ними, ученики-тьюторы стараются передать информацию интересней, они знают что может заинтересовать их сверстников. Кроме того, у тьюторов высока степень ответственности за свою деятельность. Тьюторство можно использовать как в урочной, так и во внеурочной работе.

Технология  критического мышления. Технология критического мышления содержит оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, умения критически ее оценить, осмыслить, применить.

Особенность структурной организации технологии РКМ – наличие 3 стадий учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». На этапе вызова актуализируются имеющиеся у учащихся знания и представления об изучаемом материале, определяются цели деятельности. Возможные приемы и методы: составление списка «известной информации», предположение по ключевым словам, кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.д. Наиболее используемыми на стадии осмысления (или реализации смысла) приемами являются способы графической организации материала: денотантный граф, лестница суждения и расширения понятий, кластер (от англ. – гроздь), коллаж, ментальные карты, которые можно использовать при принятии решений, создании новых идей, проектов, анализа информации. На стадии размышления (рефлексии) происходит осмысление учащимися приобретенных знаний и собственных мыслительных процессов, корректировка привычных представлений об изучаемом.[10] Помогают в этом приемы: синквейн, фишбоун («рыбьи косточки» - метод «за и против»). Использование техник графического уплотнения позволяет комплексно оказывать влияние на все 3 канала восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический) одновременно, делает усвоение материала осознанным и системным.

Тренинги как виды интерактивных технологий. Разработчики - Курт Левин, Е.В.Сидоренко, А.П.Ситников.
Тренинги включают в себя ролевые игры, командную или групповую работу, выполнение практических заданий. Также эта форма обучения помогает систематизировать имеющиеся у участников знания и опыт деятельности, осознать степень своей компетентности. Тренинг – это форма обучения, которая построена на взаимодействии, на поиски актуального знания: главное отличие тренинга от лекции или семинара заключается в том, что в нем работают знания, умения и тренера и группы. Каждый участник является источником примеров, с которыми можно поработать, способов решения сложных задач, каждый имеет возможность получить так называемую «обратную связь» от других участников. В тренинге обучение происходит через модели, игры, упражнения.

Технология «портфолио». Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции. Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и представлять отчет по процессу обучения, увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса учащегося в обучении, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период его обучения в разнообразных видах деятельности. Технология портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как: поддерживание и стимулирование учебной мотивации  учащихся, развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовать собственную деятельность. [11]

Кейс-технологии (метод анализа ситуаций). Кейс-метод (метод коллективного анализа ситуации) – техника обучения, использующая описание реальных ситуаций (от англ. сase – «случай»). Это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший. Интеграция методов познания в кейс-методе: моделирование; системный анализ; проблемный метод; мысленный эксперимент; методы описания, классификации, дискуссия, игровые методы, «мозговой штурм» и др.  Кейс-метод – специфическая разновидность проблемной технологии, в которой процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся. Формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-технологию иногда называют Гарвардская технология. Для российской школы эту технологию адаптировал  В.Д.Киселев.