Файл: 1. 1 Законодательство в области промышленной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1 Законодательство в области промышленной безопасности
Промышленная безопасность (ПБ) в РФ обеспечивается системой законодательных и нормативных актов созданных для всех стадий проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, функционирования, реконструкции и ликвидации производственных объектов.
Система законодательства о промышленной безопасности включает основные 4 элемента, которые представлены на рис. 1.
Рисунок 1 Основные элементы законодательства о промышленной безопасности
Рассмотрим более подробно элементы, представленные на рис. 1.
1. Конституция РФ
Конституция Российской Федерации как основной правовой документ устанавливает права и обязанности граждан России, юридических лиц, расположенных на территории Российской Федерации, субъектов федерации, руководства государства. Так как безопасность граждан, их имущества, их жизни и здоровья является основополагающей ценностью, то вопросы промышленной безопасности, без которой это не осуществимо, являются важной частью Конституции РФ.
Необходимость обеспечения безопасных условий труда на производственных предприятиях, в том числе нефтегазового комплекса, установлена в пункте 3 Статьи 37 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Конституция устанавливает норму в соответствии, с которой безопасность находится в ведении государства (статья 71).

В Конституции указывается, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность (статья 41).
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).
В условиях ЧС для обеспечения безопасности могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод граждан, с указанием срока их действия
(статья 56).
Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии и здравоохранения.
Статья 71 Конституции устанавливает, что в совместном ведении РФ и субъекта РФ находятся:
- охрана окружающей среды и экологическая безопасность;
- меры по борьбе с катастрофами и стихийными бедствиями, ликвидация их последствий.
2. Международные конвенции и договоры
Международные конвенции и договоры являются важным элементом обеспечения промышленной безопасности в мировом масштабе. Они создают комплексные международные стандарты, закладывают основы организации и правового обеспечения национальных режимов в области промышленной безопасности. После ратификации Госдумой и Советом федераций РФ
Международных конвенций и договоров они становятся обязательными для выполнения на территории Российской Федерации. Для реализации их работы необходимо внести поправки в законодательные и нормативные акты РФ.
Если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные в РФ, то применяются правила международного договора.
В таблице 1 представлены наиболее важные для промышленной безопасности международные конвенции, ратифицированные Российской федерацией.
Таблица 1
Международные конвенции
№ п/п
Международная конвенция
Описание
1
«Конвенция о ядерной безопасности» от 17 июня 1994 г.
Конвенция принята постановлением
Правительства РФ от 03.04.1996 г. и вступила в силу для
РФ с
24.10.1996 г.
Она предусматривает:
- введение соответствующих национальных требований и регулирующих положений в области безопасности;
- систему лицензирования в отношении ядерных установок и запрещение эксплуатации ядерной установки без лицензии;
- систему регулирующего контроля и оценки ядерных установок в целях проверки

соблюдения действующих регулирующих положений и условий лицензий и др.
2
«Объединенная Конвенция о безопасности обращения с отработанным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами» от 5 сентября 1997 г.
Конвенция ратифицирована и вступила в силу для России 19.04.2006. Она имеет следующие цели:
- достичь и поддерживать высокий уровень безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами путем укрепления национальных мер и международного сотрудничества, в том числе в соответствующих случаях - технического сотрудничества в области безопасности;
- обеспечить, чтобы на всех стадиях обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами имелись эффективные средства защиты от потенциальной опасности, защищающие людей, общество в целом и окружающую среду от вредного воздействия ионизирующих излучений в настоящее время и в будущем, чтобы нужды нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для будущих поколений и др.
3
Конвенция «О безопасности при пользовании химических веществ на производстве» № 170 от 25.06.1990 г.
Конвенция устанавливает требования к предотвращению и сокращению числа заболеваний и травм, вызываемых использованием химических веществ на производстве путем:
- обязательной оценки всех химических веществ на производстве для выявления связанных с ними опасностей;
- предоставления предпринимателям от поставщиков информации о химических веществах, используемых на производстве, с тем чтобы они могли эффективно осуществлять программы по защите трудящихся от химических опасностей и др.
4
Конвенция «О предотвращении крупных промышленных аварий» № 174 от 22.06.1993 г.
Конвенция устанавливает требования к обеспечению принятия всех надлежащих мер необходимых:
- для предотвращения крупных аварий;
- для максимального сокращения риска крупных аварий;
- для максимального ослабления последствий крупных аварий,
- для анализа причин таких аварий, в том числе организационных ошибок, учета человеческого фактора, выхода из строя узлов и блоков, отклонения техпроцессов от нормального рабочего режима, влияния внешних обстоятельств и природных сил.

3. Федеральные законы РФ в области промышленной безопасности
Все законодательные акты Российской Федерации в области промышленной безопасности можно подразделить на общие и специальные законы (рис. 2).
Общие федеральные законы устанавливают правила для всех областей деятельности предприятий. Специальные федеральные законы в области промышленной безопасности распространятся на отдельные виды деятельности или отдельные аспекты производственного процесса.
Рисунок 2 Классификация федеральных законов РФ в области промышленной безопасности с примерами нормативных документов
Рассмотрим ниже в общих чертах некоторые положения законодательных актов.
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также надзор за законностью их деятельности.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Является основным нормативным правовым актом в области промышленной безопасности. Указанный Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной

эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий таких аварий.
Положения № 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Документ устанавливает следующие понятия в сфере регулирования (статья 1): промышленная безопасность опасных производственных объектов –состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте
– машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта; система управления промышленной безопасностью
– комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий;
Кроме того, статья 2 указанного Федерального закона вводит ключевое понятие нормативного регулирования в сфере промышленной безопасности –
опасный производственный объект.
Опасными производственными объектами (ОПО) в соответствии с
Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону.
В соответствии с Приложением 1 рассматриваемого Федерального закона к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:


1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к
Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: а) воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; в) горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно; е) высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр; ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, – вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности: средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение
96 часов не более 10 миллиграммов на литр; средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр; средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение
72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более
0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;
6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», на четыре класса опасности:
Таблица 2
Классификация опасных производственных объектов
Класс опасности
Определение
I опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности
II опасные производственные объекты высокой опасности
III опасные производственные объекты средней опасности
IV опасные производственные объекты низкой опасности
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Как видим, объекты нефтегазового комплекса относятся к категории опасных производственных объектов как минимум по нескольким классификационным признакам:
1) по наличию в технологическом процессе (например, установки подготовки и переработки углеводородов; объекты магистрального транспорта нефти и газа; морские платформы) и на товарно-сырьевых складах (например, на нефтебазах, в резервуарных парках и складах ГСМ) опасных веществ
(углеводородов) в разных агрегатных состояниях и количествах, соответствующих определенному классу опасности;
2) по использованию в технологическом процессе оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (например, технологические трубопроводы, аппараты и сосуды, работающие под давлением, в установках по подготовке, переработки и транспортировке углеводородов; объекты, на которых используются паровые и водогрейные котлы, трубопроводы пара и горячей воды);
3) по использованию стационарно установленных грузоподъемных механизмов (например, на объектах бурения поисковых и эксплуатационных скважин и др.).
Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» введено понятие требования промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем
Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской
Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской
Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Кроме того, прописаны требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, обязательность организации производственного контроля над соблюдением требований промышленной безопасности.
Он так же устанавливает обязательность:
- техническое расследование причин аварии;
- экспертизу промышленной безопасности;
- разработку декларации промышленной безопасности;
- страхования ответственности за причинение вреда при аварии на ОПО.
Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»
Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Он