Файл: 1. 1 Законодательство в области промышленной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим законом отношений.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации и др.
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Он регулирует отношения, возникающие между органами исполнительной власти и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов и экспертизой промышленной безопасности.
Лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба имуществу, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами данных видов деятельности.
Задачами лицензирования являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, требований, которые установлены Федеральным законодательством и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»
Он регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Владелец опасного объекта обязан, за свой счет страховать обязанность возместить вред, причиненный потерпевшим при аварии на производственном объекте, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.


Ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом.
В случае нарушения, предусмотренных Федеральным законом № 225-
ФЗ требований об обязательном страховании владельцы опасных объектов и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности, в пределах территории Российской Федерации и устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера»
Определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Нормативные акты в области промышленной безопасности
Принятые
Россией нормативно-правовые акты в области промышленной безопасности определены права и обязанности руководителей, должностных лиц и работников предприятий, эксплуатирующих опасные производства, установлены права должностных лиц органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области промышленной безопасности.
К нормативно-техническим актам в области промышленной безопасности относятся международные и национальные стандарты,

стандарты предприятий, технические регламенты, строительные нормы и правила, инструкции по безопасности и др.
В этих документах также содержатся обязательные нормы и правила поведения сотрудников предприятий. Они применяются для регулирования отношений по промышленной безопасности в той мере, в которой не противоречат нормативно-правовым актам. Все нормативно-технические документы, несмотря на их частичную отмену законом «О техническом регулировании» продолжают действовать до момента разработки и принятия соответствующих им технических регламентов.
Наиболее важные для промышленной безопасности нормативные акты
Российской Федерации представлены в табл. 3
Таблица 3
Нормативные акты РФ в области промышленной безопасности
№ п/п
Вид документа
Нормативный документ и его описание
1
Указы Президента РФ
Указ Президента РФ «Положение о министерстве
российской федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий» от 11.07.2004 г. № 868 устанавливает:
- МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Государственную противопожарную службу, спасательные воинские формирования МЧС РФ,
Государственную инспекцию по маломерным судам, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, а также через представителей МЧС России в составе представительств Российской Федерации при международных организациях
2
Постановления
Правительства РФ
Постановление Правительства РФ № 401 от 30.07.2004
г. «Положение о Федеральной службе по экологическому
технологическому и атомному надзору» устанавливает права и обязанности данной федеральной службы, а именно: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области промышленной безопасности.
Ростехнадзор осуществляет деятельность в сфере технологического и атомного надзора, функции по

контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. №
794
«О
единой
государственной
системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 г. №
916
«Об
утверждении
правил
обязательного
страхования гражданской ответственности владельца
опасного объекта за причинение вреда в результате
аварии на опасном объекте» определяет порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. При наступлении страхового случая страховщик обязуется, за обусловленную договором обязательного страхования плату, осуществить страховую выплату потерпевшим для возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы. Данная сумма определена договором обязательного страхования.
Обязательному страхованию в соответствии с настоящими Правилами подлежит риск наступления гражданской ответственности владельца опасного объекта, расположенного на территории Российской
Федерации и подлежащего регистрации в государственном реестре, предусмотренном законодательством
Российской
Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством
Российской
Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
3
Межотраслевые и отраслевые
Приказ Ростехнадзора от 07.12.2020 № 500 «Об
утверждении Федеральных норм и правил в области

нормативные акты
Федеральных органов исполнительной власти
промышленной безопасности «Правила безопасности
химически опасных производственных объектов» устанавливает требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах (далее - ХОПО), на которых в соответствии с подпунктами "б", "д", "е", "ж" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества
(далее - химически опасные вещества).
4
Стандарты организаций
СТО Газпром 18000.1-001-2021 «Единая система
управления производственной безопасностью. Основные
положения» разработан в целях поддержания и совершенствования действующей в ПАО «Газпром»
Единой системы управления производственной безопасностью, разработанной в соответствии с требованиями международных стандартов
ISO
45001:2018, ISO 39001:2012
Система законодательства о промышленной безопасность России является исходной базой для разработки корпоративных документов управления безопасностью на предприятии (приказов, распоряжений, инструкций, стандартов предприятий и т.п.). Она определяет права и обязанности руководителей, должностных лиц и работников предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Кроме того, в законодательных и правовых актах устанавливаются права и обязанности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области промышленной безопасности.
За противоправные деяния лица, нарушившие законодательство РФ в области промышленной безопасности, несут дисциплинарную, гражданско- правовую, административную или уголовную ответственность.
Виды ответственности за нарушение требований промышленной
безопасности
Нарушение законодательных и нормативных актов о промышленной безопасности организациями и лицами, эксплуатирующими опасный производственный объект, проводит к наступлению ответственности, соразмерно их деянию.
В настоящее время существуют четыре вида ответственности, которые контролируются и назначаются разными уровнями власти согласно разным кодексам законов РФ. Рассмотрим ниже данные виды наказаний и проступки им соответствующие.
1. Дисциплинарная ответственность