Файл: Дружба народов в произведениях писателей и художников Дагестана.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гергебильская средняя общеобразовательная школа №1

Республиканский конкурс исследовательских работ

«Мы дружбой народов сильны»


Исследовательская работа на тему:

«Дружба народов в произведениях писателей и художников Дагестана»


Автор: Абдулатипова Патимат Багавудиновна,

ученица 10 класса МКОУ «Гергебильская СОШ№1»

с. Гергебиль Гергебильского района РД

паспорт №82 14 581826 выдан ТП УФМС России

по РД в Гергебильском районе

выдан 05.02.2015

Руководитель: Гамзатова Хадижат Кагировна,

учитель русского языка и литературы

368250 с. Гергебиль Гергебильского района РД

паспорт №82 07 460013 выдан ТП УФМС России

по РД в Гергебильском районе

выдан 26.05.2008

тел.: 8-963-796-68-40


Гергебиль 2016

Оглавление


  1. Введение…………………………………………………………………….3

  2. Основная часть «Дружба народов в произведениях писателей

и художников Дагестана»……………………………………………………..5

  1. Заключение………………………………………………………………….14

  2. Список использованной литературы. Информаторы…………………….15

  3. Приложения…………………………………………………………………16



Введение

Дагестанская проза и поэзия во все времена была символом воли, любви и страданий народа, и она всегда шла с ним со всеми хорошими и плохими делами. По своей природе поэзия Дагестана всегда служила добру, мужеству, родному краю и его народу.

А Дагестан живет в моей душе…

Народная мудрость гласит «Кто не помнит прошлого, тот никогда не узнает будущего». У времени есть своя память – история. Все события, происходящие в мире, уходят в историю.

Родина! Край! Мать!

Трудно назвать писателя и поэта, который не посвятил бы Родине, матери самые искренние, идущие от души строки. Это одна из вечных тем в литературе.

Поэты, писатели Дагестана проповедуют простые истины: какие качества, черты характера надо воспитывать в себе, чтобы быть человеком. Это любовь к родной земле, уважение к страшим, товарищество, дружба между народами.

Дагестан – многонациональная страна. Многие из них жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой, никогда не давали себя в обиду.


Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство, она построена и веками держится на прочной основе, имя которой – дагестанская культура, т.е. поэзия и проза – это опыт созидания дагестанских народов, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитания старших. Культура Дагестана – это искусство народных умельцев, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов.

А поэзия и проза Дагестана берет начало в народных пословицах и поговорках.

Мы, подрастающее поколение, должны знать о людях, которые были основоположниками и продолжателями литературы Дагестана.

Целью исследования является:

  • изучить духовное наследие местного поэта, считая его поэзию нашим бесценным достоянием, гордостью народа;

  • осмыслить все богатство дагестанской литературы, особенно поэзии, и ее вклад в российскую культуру.

Гипотеза: если сделать анализ стихотворений поэта, то благодаря этому мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять культуру, народную мудрость.

Задачи исследования:

  • научить детей помогать друг другу, уважать и ценить отношение между людьми;

  • воспитывать уважение к людям разных национальностей;

  • вызвать интерес к истории и культуре родной земли, сформировать нравственные чувства.

  1. Объектом исследования является:

творчество поэта, выходца из маленького села Тунзи Гергебильского района Максуда Магомедовича Зайнулабидова.

  1. Предметом исследования является:

поэзия М.М.Зайнулабидова.


Основная часть

Кирпич к кирпичу, кладка к кладке – так растут стены будущего дома. Литературное творчество тоже имеет свой фундамент. Зачинатели и продолжатели – это и есть закон преемственности, принцип художественного развития.

«Первыми ласточками» дагестанской поэзии являлись С.Стальский, Г.Цадаса, Э.Капиев, Р.Нуров. Это старшее поколение, умом и талантом которого проложена поэтическая дорога народов Дагестана, и лучшие представители этого поколения остались в истории потому

, что обладали громадным, неубывающим с годами талантом.

Народный поэт Дагестана, аварец, Гамзат Цадаса гневно бичевал старое. А. Магомедов – кумыкский поэт, до конца своих дней работал в родном колхозе. Прозаик, переводчик, фольклорист больше всего был поэтом.

И глубоко символично то, что Г.Цадаса, С.Стальскому, А.Магомедову в 1934 г. первым было присвоено почетное звание народных поэтов Дагестана.

Мусаиб Стальский, братья Митаровы, Хизгил Авшалумов, Абдул-Вагаб Сулейманов мужественно откликнулись на зов Родины и храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

В 40-50 гг. завершилось становление современных жанров дагестанской литературы (поэзии, прозы, драматургии). На арену выдвинулся такой талантливый поэт, как Расул Гамзатов. Рядом с ним творили народные поэты многонационального Дагестана: А.Гафуров, А.Аджаматов, Т.Хрюгский, Ю.Хаппалаев, Ф.Алиева, С. Рабаданов, многие из которых впоследствии удостоились высоких званий.

Самым ярким поэтом Дагестана считают Расула Гамзатова. Его творчество вывело поэзию народов страны гор на новые высокие позиции. Р. Гамзатов был и остается любимым поэтом всего мира. Его поэзия, как и поэзия великого русского поэта Пушкина, останется всегда актуальной и никогда не потеряет своего значения.

Благодаря переводам на русский язык произведения поэтов и писателей Дагестана широко известны за пределами Кавказа. В особенности произведения Расула Гамзатова.

«Р.Гамзатов в литературе – это явление, имеющее для дагестанцев глобальное значение. Познание горного края – Дагестана во многом началось у миллионов людей во всем мире со знакомства с творчеством Р.Гамзатова»1

Тернист и извилист путь. Многие вступают на этот путь, но не всякие ее находят. Не у всех хватает терпения, силы духа, мужества, чтобы дойти до конца. Но у простого учителя, выходца из маленького села Тунзи Максуда Зайнулабидова, этих качеств оказалось достаточно. Была бы моя воля, прикрепила бы к его груди Золотую Звезду Героя.

Я придумала бы для него орден Справедливости, Мудрости. Настойчивости.

Человек живет на земле, чтобы оставить след после себя. А он – это целый клад, достояние.

Поэт обильного таланта…

Дие бокьун буго бакъул чIоразул

КунчIи меседилаб цIилицI гьабизе,

Гелъ чIегIерал накIкIал нахъеги лъухьун


ХъахIил зоб миккигIан бацIцIад гьабизе.
Я солнца соберу все лучи воедино,

Свяжу в золотую метлу,

Чтоб небо цвело чистотой голубиной,

Черные тучи смету.

Вот с такой завязкой в начале шестидесятых годов XX века стремительно вошел в аварскую литературу молодой поэт Максуд Зайнулабидов. В старину говорили «По одной чарке можно определить качество всего вина». По двум-трем стихотворениям определить поэта, конечно, труднее.

Великий Р.Гамзатов говорил: «Я хорошо знаю поэзию М. Зайнулабидова, его полные лиризма и мелодичности стихи. Есть у Максуда одно прекрасное качество – он по-настоящему влюблен в могучие горы, в прекрасную природу родного Дагестана. В его стихах видна жажда начинающего поэта пройти весь свой путь в поэзии, служа своему народу».2

Видите, недаром же говорят, что поэт – как пророк. Великий Расул уже тогда предвидел, по какой дороге пойдет талант Максуда. Не только в кругу поэтов говорят о том, что Максуд – талантливый поэт и верят в него. Так отзывается о нем и ученые.

К примеру, авторитетный в литературных кругах того времени ученый, профессор Шихабудин Микаилов, анализируя молодую поэзию, в альманахе «Дружба» написал: «В стихах М.Зайнулабидова мы находим такие удивительные слова, как в сказке матери для ребенка. Удивительное свойство творчества Максуда наполняет мое сердце предчувствием больших творческих желаний, Максуд продолжает и развивает остроту поэтического видения и мудрость сегодняшнего дня».3

Для настоящей поэзии одного таланта недостаточно, ей нужно мужество. Это мужество необходимо, чтобы утвердить новые события, появляющиеся в жизни, закрепить их.

«С прекрасным талантом в литературу вошел Максуд Зайнулабидов. Писательство – трудное, почетное и гордое дело. Поэт понимает это, поэтому к творчеству относится ответственно и мужественно» - так о нем писал даргинский поэт Ахмедхан Абу-Бакар, народный писатель Дагестана.4

Бурно стремящаяся в поэзию река М.Зайнулабидова в последующие годы была охвачена спокойствием. После первой книги «Солнечные лучи» голос его стал дремлющим. Почему же он время от времени, издав небольшие по объему книжки «Стучат часы», «Мой рассвет», «С твоим именем в сердце», так долго молчал?


Причиной тому был твердый характер Максуда, который доводит до конца то, что задумал. Он очень любил своих школьных учителей родного селения Тунзи. Никогда их не забывал, ведь и его отец, погибший в пламене войны, тоже был учителем. И он раз и навсегда решил для себя стать учителем. Закончив ДГУ (1962г.) красным дипломом, он стал работать учителем физики и математики в своей родной школе. Ученики до сих пор с благодарностью вспоминают своего педагога и приходят к нему в любых жизненных ситуациях, обращаются к нему за помощью и сами рады помочь.

За успехи в педагогической деятельности он стал отличником народного образования России (1980г.).

Уже много лет Зайнулабидов живет в столице республики. За это время он издал объемные книги, такие как «Долина огненных сердец», «Думы», «Шарабудин-устар из Кикуни», «Новые люди», «Гаджи Махачев», «Генералиссимус Шамиль из Гимры», «Узор, выгравированный в Гергебиле», «Война».

Хочу обратить внимание на книгу «Генералиссимус Шамиль из Гимры», которая получила высокую оценку и заслужила диплома и Золотой медали им. Шамиля. А книга «Думы» получила прекрасные отзывы. Об этом писал в журнале «Дружба» журналист Эрсипов.5 Он пишет, что стихи Максуда помогают понять действительность, что поэт реалистически отображает сегодняшний день, и жизнь его не зря прожита. Оценивая книгу «Новые люди», мы приходим к выводу, что в любви к Родине и к народу Максуд Зайнулабидов откровенен как никто другой. Магомед Гунашев, оценивая перевод гениальной русской поэмы «Слово о полку Игореве», говорит о том, что перевод осуществлен на высоком уровне и служит уроком для нынешнего поколения людей, когда в стране раздоры и междоусобицы. За поэму «Махмуд из Кахабросо» заслужил премию великого Махмуда.

В стихотворении «Трещина любви» золотой сосуд – поэтический образ сердца. Поэт талантливо и неповторимо заставляет нас задуматься, почему сердце является стеклянным сосудом, и мы понимаем, что нельзя говорить человеку слова, ранящее сердце.

Тонкий сосуд из стекла –

Вот вам сердце мое.

Не бросайте в него камень

Он полон красного вина.

Если разобьется стеклянная рюмка, переполненная жидкостью, то не велика потеря. Но если кинуть камень в сердце, то рана будет болезненной и останется надолго. Здесь же подчеркивается, что лицо человека должно быть всегда озарено улыбкой, а не быть злобным.