Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Договором также определяется срок направления разнарядки. Если такой срок не установлен, разнарядка должна быть направлена поставщику не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки. Если по договору поставки (купли-продажи) товары грузятся в адрес одного и того же получателя, то его наименование и реквизиты, а также порядок сдачи товара перевозчику можно предусмотреть непосредственно в договоре поставки товаров.
Экспортные товары при вывозе из Российской Федерации помещаются под таможенный режим «экспорт». Порядок оформления в таком режиме изложен в соответствующих инструкциях и приказах.
Для таможенного оформления товаров экспортер может также привлечь таможенного брокера. Таможенный брокер оказывает услуги по заполнению ГТД и перечислению таможенных платежей. Фактически таможенный брокер выступает в роли посредника: экспортер перечисляет таможенные платежи на его счет, а затем брокер производит расчеты с таможней.
В настоящее время действует также порядок, согласно которому экспортер для таможенного оформления товаров должен предъявить на таможню зарегистрированные в налоговых органах счета-фактуры, относящиеся к производству (приобретению) и реализации экспортных товаров. Этот порядок закреплен в приказе Государственного таможенного комитета от 21 августа 2001 г. № 830/БГ-3-06/299 «Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта».
Для регистрации счетов-фактур экспортеры предъявляют в налоговые органы различные документы, в зависимости от того, является ли экспортер собственником товаров или посредником. Так, экспортеры - торговые организации представляют в налоговые органы копии счетов-фактур, полученных от поставщиков вывозимых товаров.
Экспортеры, реализующие товары, произведенные из давальческого сырья, регистрируют в налоговой инспекции следующие виды документов:
-
копии счетов-фактур на приобретение давальческого сырья; -
копии счетов-фактур на оказание услуг по переработке сырья; -
копию договора на оказание услуг по переработке сырья.
На основании этих документов налоговая инспекция выдает справку, в которой указывает количество экспортируемых товаров, полученных в результате переработки, и подтверждает, что экспортер является собственником этих товаров.
Организации, экспортирующие товары собственного производства, предъявляют документы, подтверждающие, что производство вывозимых товаров относится к их основному виду деятельности. Такими документами являются: перечень основных производственных фондов, предназначенных для производства экспортных товаров, и номенклатура выпускаемой продукции. На основании этих документов налоговые органы выдают справку о том, что производство экспортных товаров относится к основному виду деятельности экспортера-производителя. Эта справка действительна в течение трех месяцев.
Внешнеторговый контракт подлежит строгому исполнению в соответствии с заявленными условиями. Нарушение экспортером условий контракта (сроки поставки, условия о количестве и качестве поставленных товаров и т. п.), может повлечь незачисление или неполное зачисление экспортной выручки, а также уплату штрафных санкций, предусмотренных договором с иностранным продавцом.
В качестве документов, подтверждающих неисполнение условий контракта о качестве, количестве и сроках поставки экспортируемых товаров, а также в случаях, если эти товары оказались уничтоженными или поврежденными, когда российская сторона несла риск их случайной гибели, экспортеру следует оформить любой из нижеперечисленных документов:
а) акт приемки (рекламационный акт), составленный получателем товаров с участием представителя Экспортера и (или) компетентного представителя незаинтересованной организации в соответствии с законодательством, распространяющимся на контракт. К рекламационному акту должны прилагаться другие документы, например, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров, заключения нейтральной лаборатории о результатах осмотра и испытания товаров, копии транспортных документов (при просрочке отгрузки экспортируемого товара), а также копия документа, удостоверяющего право компетентного представителя незаинтересованной организации на участие в приемке товаров;
б) письменное подтверждение российских торгово-промышленных палат, которые на основании статьи 12 Закона РФ № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» имеют право проводить по поручению российских и иностранных предприятий экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров.
в) письменное подтверждение иностранных торгово-промышленных палат и иных иностранных организаций, уполномоченных осуществлять экспертизу и контроль качества, количества и комплектности товаров
;
г) приговор, решение или определение судебных и других правомочных органов.
При неисполнении условий контракта вследствие действия непреодолимой силы документом, подтверждающим нарушение условий контракта, является сертификат, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, которая, согласно пункту 3 статьи 15 Закона РФ № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.
Относительно ведения бухгалтерского учета по экспортным операциям необходимо отметить следующее. На стадии производства (приобретения) экспортных товаров бухгалтерский учет ведется аналогично учету товаров, производимых (закупаемых) для дальнейшей реализации в Российской Федерации. На стадии реализации экспортных товаров бухгалтерский учет имеет свои особенности.
Первая особенность заключается в порядке признания выручки от реализации экспортных товаров. Как известно, выручка от реализации начисляется на дату перехода права собственности на товары. Валютная выручка для отражения в учете подлежит пересчету в рублевый эквивалент по курсу Центрального банка РФ, действующему на день перехода права собственности от экспортера к иностранному покупателю.
Ранее было отмечено, что в международной торговле принято увязывать переход права собственности с переходом риска случайной гибели товаров от продавца к покупателю. Переход рисков определяется по Международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс». Если во внешнеторговом контракте стороны не оговорили порядок перехода права собственности, но указали термин (условие поставки) «Инкотермс», то право собственности переходит одновременно с риском случайной гибели или утраты товаров. Однако в договоре может быть предусмотрен различный порядок перехода права собственности и риска случайной гибели.
Предположим, что по условиям контракта право собственности перешло к иностранному покупателю на дату таможенного оформления товаров на железнодорожной станции. Отметим, что по условиям поставки «Инкотермс» продавец оплачивает железнодорожную перевозку товаров по территории Российской Федерации до морского порта и несет риск случайной гибели до передачи товаров перевозчику в морском порту. В соответствии с нормами ПБУ 9/99 на дату таможенного оформления товаров продавец начисляет выручку по кредиту счета 90. Одновременно он списывает стоимость реализованных товаров. Однако если во время железнодорожной перевозки товар будет испорчен или утрачен, то неясно, за счет каких источников следует отразить убытки от гибели товаров. Ведь в данном случае риск случайной гибели несет продавец. Следовательно, он должен отразить недостачу товаров, убытки от их гибели, а также поставить новую партию товаров покупателю. Но на дату перехода права собственности товары уже списаны. Следовательно, экспортер не может отразить все вышеперечисленные операции.
Исходя из вышеизложенного, необходимо соблюдать сложившуюся в мире практику, и переход права собственности фиксировать в момент перехода риска случайной гибели товаров. Тем более что такая практика соответствует не только международным правовым нормам, но и отвечает требованиям российского учета. Продавец и покупатель, использующие условия поставок «Инкотермс», должны в договоре купли-продажи сделать ссылку на Международные правила толкования торговых терминов.
Вторая особенность реализации товаров за границу Российской Федерации - это распределение коммерческих расходов между продавцом и покупателем.
К коммерческим расходам относятся затраты на тару, упаковку на складах готовой продукции; расходы по погрузке, разгрузке, хранению, перевалке товаров, их транспортировке, страхованию, таможенному оформлению и прочие расходы. По внешнеторговым сделкам состав таких расходов у продавца и покупателя определяется условиями поставки Инкотермс. В них, помимо перехода риска, оговорен также порядок распределения расходов между сторонами сделки. Несоблюдение оговоренных в контракте терминов может привести к необоснованному завышению произведенных расходов. Например, согласно условию поставки, перевозку до места назначения обязан оплатить иностранный покупатель, а фактически ее может оплатить экспортер и стоимость перевозки может быть включена в расходы на продажу. Такая ситуация приводит к завышению расходов, относящихся к реализованным товарам и одновременно занижает доходную налогооблагаемую базу.
Учет экспортных операций осуществляется в соответствии с рассмотренным выше документооборотом. Наиболее характерные экономические операции и бухгалтерские проводки, связанные с учетом экспортных товаров следующие.
2.2. Документальное оформление импортных операций
Импорт является очень важной функцией нашей экономики. Это один из наиболее регулируемых секторов нашей экономики. Давайте разберемся в подробных процедурах импорта и их важной документации.
Первым шагом при импорте товара является сбор информации о странах и фирмах, которые отправляют товар, требуемый экспортером. Данные могут быть получены из торговых справочников, торговых организаций и ассоциаций. Экспортер подготавливает коммерческое предложение, иначе называемое накладной Performa, и отправляет его импортеру.
Импортер консультируется с действующей экспортно-импортной политикой (EXIM), чтобы знать, подлежат ли товары, которые он / она должен импортировать, лицензированию импорта или нет.
В случае импортной операции поставщик услуг проживает в иностранном государстве и впоследствии запрашивает перевод иностранной наличности. Это включает в себя обмен индийской валюты на иностранные деньги. Департамент валютного контроля Резервного банка Индии (RBI) управляет внешнеторговым обменом в Индии. Согласно правилам, каждый торговец должен получить разрешение на внешнюю торговлю.
Импортер подает запрос на импорт или заключает договор с экспортером на поставку товара. Запрос содержит информацию о стоимости, качестве, количестве, размере и сорте товара, инструкции относительно упаковки, доставки, способа оплаты и так далее.
В тот момент, когда условия оплаты совпадают между импортером и зарубежным поставщиком, импортер получает аккредитив от своего банкира и пересылает его зарубежному поставщику.
Импортер заранее договаривается о выплате денег экспортеру по прибытии товара в порт, что позволяет импортеру избежать огромных штрафов за импортные товары, лежащие неочищенными в порту в связи с необходимостью оплаты.
Зарубежный поставщик после погрузки товара на судно отправляет импортеру “Рекомендации по отправке”. В нем содержится информация об отправке товаров, такая как номер квитанции, коносамент / авианакладная, название судна с описанием даты товара и суммы и так далее.
После отправки товара экспортер за границу передает различную документацию, такую как счет-фактура, коносамент, страховой сертификат происхождения своему банкиру для их форвардных транзакций импортеру, когда он получает переводной вексель, выписанный поставщиком. Подтверждение переводного векселя импортером для получения подтверждения доставки известно, как аннулирование импортных документов.
В тот момент, когда отправленный товар прибывает в страну импортера, лицо, ответственное за товар, сообщает об этом сотруднику службы контроля в порту или аэропорту. Лицо, ответственное за судно или авиалинию, предоставляет отчет в отношении импорта.
Импортируемые товары проходят таможенную проверку, которая является исключительно длительным процессом и включает в себя значительное время для завершения. Импортер чаще всего назначает оператора C &F для прохождения этих таможенных процедур.
По сути, продавец приобретает заказ на доставку, который иначе называется подтверждением доставки. Этот заказ позволяет импортеру принять доставку товара после оплаты грузовых сборов.
Импортер также должен заплатить причальные сборы за получение квитанций портовых сборов, для которых он подает два дубликата, заполненные в форме, известной как “заявка на импорт”, в Офис посадки и “Доставки сборов”. После оплаты доковых сборов импортер получает обратно одну копию заявки в виде квитанции, которая называется «квитанции портового трастового сбора».